Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Развитие систем образования и науки на территории БАССР в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Вклад науки в военное производство Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Работа ученых в период эвакуации в БАССР. Изучение народного образования Башкортостана. Работа общеобразовательных школ, средне специальных и высших учебных заведений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Наука Башкортостана в годы ВОВ

1.1 Эвакуация научных учреждений в БАССР в годы ВОВ

1.2 Работа ученых в годы эвакуации в БАССР

1.3 Вклад науки в военное производство Башкирии в годы ВОВ

Глава 2. Образование Башкортостана в годы великой отечественной войны

2.1 Высшие учебные заведения в годы Великой Отечественной войны

2.2 Средние специальные учебные заведения в годы Великой Отечественной войны

2.3 Общеобразовательные школы в годы Великой Отечественной войны

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность исследования. Великая Отечественная война, закончившаяся всемирно-исторической победой многонационального советского государства и возвысившая авторитет СССР в мире на небывалую высоту, является героическим и одновременно трагическим периодом для страны и ее народов.

Война явилась суровой проверкой жизнеспособности системы народного образования строившейся в СССР (и, в итоге, в послевоенный период ставшей абсолютным мировым авторитетом). С первых дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлолома, лекарственных трав, в оказании помощи в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков, развернули общественно-полезную работу.

Советские ученые включились в решение насущных задач по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов страны, перестройке промышленности на военный лад, созданию новейшей боевой техники и вооружения. Они выиграли одно из труднейших сражений - сражение умов. Данный тезис зачастую оспаривается как западными так современными российскими ученными. Так, например, танки «Пантера» по большинству ТТХ превосходили своих советских «одноклассников», а немецкие системы реактивного залпового огня и ракетные системы в целом вообще не имели аналогов в СССР. Однако в рамках экономичности, ресурсоёмкости, универсальности применения советские ученные «переиграли» своих немецких коллег.

Существенным вкладом в эту победу стали исследования, проведенные в годы войны в Башкирии учеными Академии наук СССР, Академии наук УССР и других научных учреждений совместно с научными работниками и специалистами республики.

В 1941-1943 гг. в Уфе находились Академия наук, союзы писателей, композиторов, художников Украинской ССР, несколько вузов. С октября 1941 по май 1943 в Уфе находился Президиум исполкома Коммунистического Интернационала.

После 1917 система образования, сложившаяся в 19 в., была изменена. Упразднились учебные округа, дирекции и инспекции народных училищ. Учебные заведения были национализированы и переданы в ведение Наркомпроса. Школа отделена от церкви, отменены преподавание мертвых языков (старославянский, латинский), отметки и экзамены. Опубликованное в октябре 1918 года "Положение о единой трудовой школе" определило систему народного образования республики. Началось преобразование всех типов низших и средних профессионально - технических учебных заведений в единую трудовую школу с разделением ее на 2 ступени. На базе начальных 1-3 классов гимназий создавались 1-я ступень с 5-летним курсом (дети от 8-13 лет), на базе 4-7 классов гимназий - 2-я ступень с 4-летним курсом (13-17 лет) независимо от пола и национальности.

Становление народного образования включало решение 2 проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого населения и обеспечение обязательного начального обучения детей. Всебашкирская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности 7 февраля 1921 приняла постановление "О принудительном привлечении всего грамотного населения к обучению неграмотных". Значительную работу проводило Башкирское отделение Всероссийского общества "Долой неграмотность!" (создано в феврале 1924), к организации обучения привлекались партийные организации, профсоюзы, кооперации, промышленные предприятия и хозяйственные организации. Открылись ликбезпункты на башкирском, татарском, чувашском языках, в которых в течение 1922/23-1927/28 учебных гг. были обучены грамоте 173 тыс. человек. По переписи 1926, умели читать и писать 45,5% населения (по СССР - 56,6%), в т.ч. среди башкир - 34,8%, татар - 45,3%, русских - 53,3%, среди женщин - 24%. Ликвидировать неграмотность удалось к середине 60-х гг.

Задача обеспечения обязательного начального обучения решалась также сложно. В 1920 в Малой Башкирии функционировало 1858 школ 1-й ступени (123 тыс. учащихся) и 28 школ 2-й ступени (1,6 тыс. учащихся). Число башкирских и татарских школ составляло 64,9%, русских - 29,2%, чувашских - 2,5%, нем.- 2,5%, мордовских - 0,9% от общего количества школ.

Кроме школ 1-й и 2-й ступени появились так называемые договорные, опорные и школы крестьянской молодежи (ШКМ). В домах мулл стали открываться мектебе (1923-26). Уделялось внимание созданию национальных школ. Обучение башкир на основе арабского письма началось со 2-й половины 20 гг. В республике была поставлена задача - обучать детей на родном языке. В середине 30-х гг. обучение велось на 12 языках. К сентябрю 1927 на башкирском языке были изданы 12 учебников, в т.ч. Букварь (Элифба), "История башкир", "Грамматика и синтаксис башкирского языка", "Математика" (в 6 ч.), "География Башкирии", "География Европы и др. стран" и другие.

В конце 20-х гг. башкирская и татарская письменность с арабского переводится на латинскую графику - "яналиф". В конце 30-х гг. от идеи внедрения латинской графики отказались. По Указу Президиума ВС БАССР от 23 нояб. 1939 башкирская письменность переведена с латиницы на кириллицу, В 1940-42 в школах вводилось обучение по новому алфавиту. Была проведена работа по переводу и изданию учебников, программ, книг для чтения, составлению орфографических правил, подготовке педагогических кадров и т.д. Из-за перемены алфавита в республике чрезвычайно осложнился процесс ликвидации неграмотности. Башкиры и татары оказались искусственно оторванными от своих многовековых этнических, нравственных, литературных, философских и религиозных корней, от культурного наследия.

В 30-е гг. значительное внимание уделялось подготовке кадров работников просвещения. Число педтехникумов к сер. 30-х гг. увеличилось до 15, в т.ч. 5 башкирских, 5 русских, 3 татарских, 1 чувашский, 1 марийский. В 1938 они реорганизованы в педагогические училища. Практический институт народного образования, созданный в 1920, реорганизован в 1929 в Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева. В 1933 организован Башкирский институт повышения квалификации работников народного образования. К концу 30-х гг. удалось ввести всеобщее начальное обучение.

В 1940/ 41 учебном году насчитывалось 4867 начальных, неполных средних и средних школ (627 тыс. учащихся). Началось введение обязательного 7-летнего обучения в городах. Подготовку специалистов среднего звена вели 58 техникумов и училищ, в которых обучались 16 тыс. учащихся, подготовку кадров высшей квалификации - 7 вузов с 3,3 тыс. студентов.

В 1922 был основан Академцентр, внесший значительный вклад в разработку грамматики башкирского языка, создание на башкирском языке учебников и учебно-методической литературы. В 1928-32 в республике работала комплексная экспедиция АН СССР (17 специализированных отрядов), которая изучала хозяйственную и культурную жизнь Башкортостана. В ее деятельностисти приняли участие видные ученые: почвоведы В.В. Геммерлинг, А.М. Порубиновский, М.И.Рожанец, геологи М.Э. Ноинский, В.А. Черданцев, геоботаники И.В. Новопокровский, Крашенинников, географ Ю.М.Шокальский, гидролог И.И.Урбан, зоологи С.Н. Снигиревский, В.П. Еленевский, ихтиолог А.Б. Подлесный, этнограф С.И. Руденко, тюрколог Н.К. Дмитриев, археолог А.В. Шмидт, а также местные научные работники: геоботаники Л.К. Носков, Л.Э. Линд, геологи Г.В. Вахрушев, Ц.Г. Ожиганов и др. Велика роль науки в открытии и освоении нефтяных месторождений Башкортостана (И.М. Губкин, А.А. Блохин, А.А. Трофимук), в разработке технологии переработки высокосернистой нефти (Н.Д. Зелинский, К.К. Дубравай, К.А. Лавровский и др.). В 30-е гг. возникла сеть научно-исследовательских институтов и вузов, выросли кадры научной и научно-педагогической интеллигенции. В 1930 был создан Башкирский комплексный НИИ, на базе которого в 1932 были созданы отраслевые НИИ промышленности, сельского хозяйства, национальной культуры (Институт истории, языка и литературы), педагогики. Продолжали функционировать Уфимский бактериологический институт, почвенно-ботаническое бюро, лечебно-профилактические институты: туберкулезный, трахоматозный и др. В 1929 открыт Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева, в 1930 - сельскохозяйственный, в 1932 -медицинский институты. В 1940 в вузах и НИИ республики работали 28 докторов и профессоров, и около 80 кандидатов наук и доцентов (в следствии высокой трудовой миграции точное количество установить не представляется возможным). В научных учреждениях и на кафедрах вузов развернулись исследования, тесно связанные с задачами развития экономики и культуры Башкортостана. В связи с созданием и расширением базы нефтяной промышленности в 1935 была организована Центральная научно-исследовательская лаборатория, которая занималась изучением геологического строения и поисками нефтяных месторождений. Были открыты залежи бурого угля, черных и цветных металлов, в частности, хромистой, марганцевой и бокситовой руд. Проводились разработки нау...

Другие файлы:

Экономические последствия Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Особенности послевоенного развития национальной экономики СССР в период 1945-1950 гг.
Начало Великой отечественной войны. Эвакуация советской промышленности с прифронтальных территорий. Основные направления развития экономики СССР в год...

Журналистика Великой Отечественной войны (1941–1945) и первого послевоенного десятилетия
Реорганизация системы СМИ в 1941–1945 гг., публицистика периода Великой Отечественной войны. Укрепление культа личности и командно-административной си...

Орленок
Тематика: Редкая книга -- Издано во время Великой Отечественной войны; Великая Отечественная война 1941-1945 гг. -- Партизанское движение; Дети в Вели...

Советское право в период великой отечественной войны 1941-1945 гг

Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941-1945 г.г.
Иллюстрированный каталог "Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941-1945 г.г." (односторонние почтовые карточки СССР) - результат бо...