Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Работа с документами на уроках по истории России

Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Характеристика исторических источников, их основные виды и критерии отбора. Общеметодические подходы к работе учителя и учащихся с историческими документами. Методическая разработка урока по теме: "Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XIX века".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Смоленский государственный университет

Кафедра истории России

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Работа с документами на уроках по истории России

студента 5 курса исторического

Московского Ильи Юрьевича

Научный руководитель

канд. ист. наук, доцент кафедры

истории России Беспалёнок Е.Д.

Смоленск

2011

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование использования исторических источников в обучении истории в школе

1.1 Исторические источники, их виды, критерии отбора

1.2 Роль документов в обучении истории

Глава 2. Методика работы с историческими документами

2.1 Общеметодические подходы к работе с историческими документами на уроках истории

2.2 Работа учителя и учащихся с документами. Методика изучения исторических документов

Глава 3. Методическая разработка урока по теме: "Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XIX века"

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в условиях современного динамичного, неустойчивого и меняющегося общества особенно востребованными личностными качествами человека являются инициативность, самостоятельность, умение вести самостоятельный поиск и нахождение ответов на различные вопросы, предлагаемые к решению, как самой жизнью, так и определяемые как насущные, требующие решения самим человеком. В системе образования на первый план выходит не обучение учащегося предметным знаниям, а обучение способам деятельности, обеспечивающим учащимся способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Одним из универсальных способов познавательной деятельности, способствующей развитию и бытию личности в современном, динамично меняющемся мире является исследовательская деятельность. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования, в том числе и исторического. Формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами описывает один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование.

В современной системе образования на первый план выходит не обучение учащегося предметным знаниям, а обучение способам деятельности, обеспечивающим учащимся способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования.

В условиях современного, динамично развивающегося, исторического образования необходимо определить эффективные методические способы формирования исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами. С помощью документов реализуется принцип исследования в обучении истории, когда ученики знакомятся с их внешним видом, содержанием, структурой и т.п. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Посредством изучения документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых документальных фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности живших когда-то людей…

Практическая значимость данной работы, посвященной использованию исторических источников, состоит в том, что в ней предложен методический инструментарий к организации работы с историческими документами на уроках истории. Работа с документами способствует формированию исследовательских умений учащихся.

Вот так, например, для воссоздания полной картины представлений об общественно-политической мысли 30-50-х гг. XIX века в России, необходимо использование исторических документов, так как они наиболее точно воспроизводят характер напряженных размышлений о судьбах России того времени, споры между приверженцами различных философских и политических направлений.

При выборе литературы, для написания данной работы, необходимо было использовать наиболее полные по содержанию и чётко структурированные исследовательские работы учёных-историков и методистов. Следует отметить, что методической литературы по работе с историческими документами достаточно мало. Так, основная литература в методической части дипломной работы представлена следующими трудами: Студеникин М.Т. "Методика преподавания истории в школе".- М.,2000. (учебное пособие по методике преподавания истории, которое раскрывает основные понятия, характеристики, методы работы учителя на уроках истории в школе, содержит иллюстрации, схемы и другой наглядный материал); Дайри Н.Г. "Современные требования к уроку истории".- М.,1978. (пособие для учителей, в котором раскрываются научные основы урока, на конкретных примерах рассматриваются наиболее сложные вопросы методики преподавания истории, автор приводит многочисленные рекомендации по организации и проведения урока); Короткова М.В "Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей". - М.,1999. (практическое пособие для учителей, призванное облегчить работу учителя на уроке, а также учащимся усвоить новый материал) и другие работы по данной теме. В качестве дополнительной литературы была использована компиляция из журнальных публикаций, например, Ваганов В.Ю. "Памятки для учащихся на уроках истории" // Преподавание истории в школе.- 1989 -№4 (статья учителя школы №1, Гаврилов Ям, Ярославской области, содержит несколько вариантов памяток для учащихся при работе с различными историческими источниками, для более систематизированной работы на уроке истории); Ротерштейн В.М. "Различные формы урока истории в старших классах" // Преподавание истории в школе.- 1988 -№1 (статья основана на выступлении автора на Московских городских педагогических чтениях в мае 1987 года, содержит описание различных форм урока истории: игра, беседа и т.п.), а также другие периодические специализированные издания.

Историческая литература представлена в данной работе, в основном, трудами: Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990 г. (сборник статей по психологии русского народа, проблемам национальности, психологии политики и общественности); Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия М,1990. (содержит политическую историю первой половины XIX столетия, содержит широкий круг библиографических данных и большое количество иллюстраций); Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1-2. - М., 1989 (фундаментальный труд по истории России); Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991. (содержит сборник сочинений по философии истории и некоторые размышления по историческим событиям XIX века) и другие работы по отечественной истории. Тщательно, также, прорабатывались и использовались источники (документы), а также выдержки из хрестоматий по истории России XIX в.

Объект исследования: организация и процесс работы с документами в школе, на примере разработки школьного урока по теме "Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XIX века".

Предмет исследования: использование исторических документов в процессе исследовательской деятельности учащихся, на примере изучения темы "Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XIX века", на уроке по истории России в школе.

Цель исследования: научно обосновать значимость использования исторических документов в работе на уроках по истории России для изучения темы "Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XIX века".

Гипотеза: использование исторических документов на уроках по истории России в школе как значимый фактор воссоздания полной картины представлений о прошлом, в частности о течениях и направлениях общественно-политической мысли в 30-50 годы XIX века.

Задачи исследования:

- теоретически обосновать эффективность использования исторических документов в работе на уроках по истории России в школе;

- описать общеметодические подходы к работе с историческими документами и примеры методики изучения документов на уроках истории России в школе;

- исследовать и указать позитивные стороны использования исторических документов в процессе исследовательской деятельности школьников, на примере изучения темы "Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XIX века", на уроке по истории России в школе.

- попытаться найти эффективные методические способы формирования исследовательских умений учащихся на урока...

Другие файлы:

Формирование умений работы с историческими документами в I концентре школы
Формирование навыков в обучении истории. Классификация умений. Приемы работы с историческими документами, рекомендации. Классификация исторических док...

Самостоятельная работа учащихся на уроках истории
Основные мыслительные умения учащихся. Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках. Работа учеников с атласом, картой и с иллюстрациями и те...

Работа с входящими документами
Изучение нормативно-правового регулирования делопроизводства в России. Правила работы с входящими документами. Их учет (получение, обработка, регистра...

Работа с историческими источниками на уроках истории (на примере трудов И.И. Янжула)
Изучение деятельности Ивана Ивановича Янжула в школьном курсе истории России. Развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли в стране во втор...

Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
Учебные цели проведения тренингов и игр на уроках истории и исторического краеведения, а также их значение в творческо-поисковой деятельности школьник...