Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Проблемы формирования основ древнеиндийской цивилизации

Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Реконструкция духовной жизни праиндоевропейского общества: исследование происхождения индоарийских племен и выявление индоевропейских истоков ведийской религии. Территория распространения индоарийских племен и путь их движения к полуострову Индостан.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Белгородский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории

Дипломная работа

Проблемы формирования основ древнеиндийской цивилизации

Студентки V курса

Асафайло Марины Павловны

Научный руководитель:

к.и.н., доцент Болгов Н.Н.

Белгород - 2003

Оглавление

Введение

Глава 1. Происхождение индоариев

1.1 Проблема прародины индоевропейцев

1.2 Проблема локализации индоариев

Глава 2. Опыт реконструкции духовной сферы праиндоевропейского общества

Глава 3. Генезис основ ведийской религии

3.1 Язык богов

3.2 Близнечный миф

3.3 Богиня утренней зари - Ушас

3.4 Культ огня

3.5 Культ коня

Заключение

Примечания

Источники

Библиография

Введение

Актуальность темы. Древнеиндийская цивилизация, если судить по ведам - первым дошедшим до нас литературным памятникам, содержащим множество сведений о мифологии, космологии, социальных отношениях и быте, воспринимается как некое единое и целостное явление. В действительности такое представление не отражает подлинного характера этого сложного и своеобразного феномена. Генезис самого раннего этапа собственно индийской культуры связан с различными культурными традициями, главными из которых были индоарийская и индская. Индская цивилизация, как сформировавшаяся на основе местных традиций Севера Индии и прилегающих районов, сыграла важную роль в становлении и формировании древнеиндийской цивилизации, но не была главенствующей, так как в период становления последней хараппская культура уже переживала упадок. Толчком к развитию новой цивилизации стали пришлые с севера-запада индоарийские племена, принадлежавшие к индоевропейской языковой общности. Эти племена на новой территории заняли доминирующее положение и первоначально неохотно шли на сближение с местным населением (по материалам вед можно говорить о военных столкновениях). Поэтому в основе древнеиндийской цивилизации лежит индоарийская культурная традиция, которая впоследствии, вступив во взаимодействие с местными культурами, ассимилировала их.

Индоарийские (индоиранские) племена принадлежали к индоевропейской языковой общности, и после ее распада продолжали сохранять индоевропейские корни. Период миграции индоарийских племен занял приблизительно полтора-два тысячетелетия. За это время индоарии не потеряли свои традиции, но некоторые из них были более развиты в соответствии с требованиями эпохи. Во время существования индоиранского единства развились специфичные, присущие именно индоиранцам и ариям культурные особенности, но они сложились на основе существовавшего изначально индоевропейского общего культурного пласта.

Всем индоевропейским народам была присуща устойчивость устной традиции, что проявлялось в создании различных литературных произведений, содержание которых отражало религиозно-мифологические представления, истоки которых восходили к общеиндоевропейскому периоду. К ним относятся, например, Веды в древнеиндийской традиции, Старшая Эдда и Младшая Эдда в германо-скандинавской, произведения Гомера в древнегреческой, Авеста в древнеиранской. А область мифов - область строгого следования традиции, где нарушение «правил» может иметь самые гибельные последствия для миропорядка. Отсюда следует, что в мифах и преданиях сохраняется огромный пласт представлений и произошедших событий, восходящий к доисторическому времени. Поэтому по этим древнейшим литературным религиозным памятникам можно восстановить приблизительную картину духовной жизни праиндоевропейского общества и далее выявить в ведийской и следовательно в собственно древнеиндийской религии индоевропейские истоки.

Пришлая культура скотоводческих племен индоариев была совершенно иной, нежели индская земледельческая. На территории Индии, можно сказать, встретились два совершенно разных типа цивилизации. Итогом этого первоначально стала ассимиляция местных племен индоариями, а затем произошел синтез двух культур, в результате чего складывается такая уникальная религия как брахманизм-индуизм. Но важно понять, что именно индоарийское мировосприятие, мировоззрение стало тем стержнем, на который нанизывались элементы местных культурных традиций. Эти утверждения не умаляют роли в воздействии хараппской культуры на индоариев, так как известно, что хараппцы повлияли значительно на материальную культуру пришлых индоарийских племен. Поэтому в данной работе рассматривается именно индоарийский (индоевропейский) аспект в формировании духовных основ древнеиндийской цивилизации без привлечения материалов о роли культуры Индской цивилизации.

Данное исследование имеет большое значение в понимании вообще индийской цивилизации и индуизма, так как религия занимает главное место в жизни как древнего, так и современного индийца.

Древнеиндийская религия и культура, несмотря на всю специфичность, имеет много общего с традициями не только древнеиранской культуры, но также древнегреческой, славянской, древнеевропейской и других индоевропейских народов, в силу того, что индоарийским племенам свойственен глубокий консерватизм в сохранении в неизменном виде религиозных представлений, облеченных в поэтическую форму.

Таким образом, следует сделать вывод об особой актуальности данной проблемы, так как она позволяет показать архаичность и территориальную отдаленность в момент складывания многих представлений, лежащих в основе древнеиндийской цивилизации, тем более, что в XX-XXI вв. увеличился интерес ученых к этой проблеме и отдельные ее моменты были подробно исследованы.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период приблизительно с IV тысячелетия до н.э. по I тысячелетие до н.э. В этот период времени происходили процессы формирования и развития основ будущей крупнейшей цивилизации - древнеиндийской. Так как индоарийская культура сыграла главную роль в ее складывании, то необходимо исследовать корни данной культуры, которые восходят к общеиндоевропейскому прошлому.

За указанный исторический период индоарийские племена прошли длительный путь от южнорусских степей до полуострова Индостан. Также в это время складывается древнейший памятник религиозной литературы - «Ригведа», сохранивший в себе наиболее древние элементы индоарийского мировоззрения. Наиболее устойчивые индоевропейские представления получают дальнейшее развитие и закрепляются, несмотря на появление новых религиозных идей в период индоиранского единства.

Данная работа является попыткой более подробно изучить и обобщить имеющийся материал источников и немногочисленных специальных исследований по данной теме, что позволило бы выявить индоевропейские истоки ведийской религии и их последующее оформление.

Территориальные рамки исследования охватывают области возможной локализации праиндоевропейской языковой общности, в зависимости от представленных в работе гипотез ученых (территория от Центральной Европы до Поволжья и южно-русских степей); область расселения андроновской археологической культуры (от Урала до Южной Сибири); первоначальная территория распространения ведических ариев в Северной Индии (Восточный Пенджаб).

Основными источниками по данной проблеме являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы. Но также представляется необходимым использование мифологических представлений различных индоевропейских традиций, запечатленных в фольклоре и эпосе народов принадлежащих к индоевропейской языковой общности.

Для изучения этой проблемы привлекались материалы археологических исследований, проведенных учеными в прошлом веке, с целью выявления территориальных и временных рамок праиндоевропейской общности и индоиранского племенного единства.

Известно, что в древности в Индии очень сильна была традиция устной, из поколения в поколение, передачи текстов, при этом старались сохранять их первоначальный смысл. Ряд текстов был оформлен лишь в первые века нашей эры, хотя до того они передавались на протяжении столетий. Допустимо думать, что зафиксированы были далеко не все произведения устного творчества.

Из дошедших до нас сочинений древнейшими являются веды - священные тексты, которые традиция рассматривала как шрути (услышанное) и считала результатом божественного откровения в противоположность преданию смрити (запомненное), куда входят более поздние сборники этико-правовых предписаний, ритуальные тексты.

Обширную ведийскую литературу обычно подразделяют на несколько групп. К первой относят самхиты - сборники гимнов, заклинаний и молитв. Сохранились четыре таких сборника - «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (песнопения), «Яджурведа» (жертвенные формулы и толкования) и «Атхарваведа» (магические формулы). Каждому из четырех сборников, согласно традиции, соответс...

Другие файлы:

1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры

Проблемы генезиса Китайской цивилизации
26.63 мбВ книге исследуются сложнейшие вопросы возникновения основ древнекитайской цивилизации в бассейне Хуанхэ. На материале археологических раскоп...

Программа патриотического воспитания в начальной школе "Я и моя семья"
Нарушение естественного способа сохранения и передачи основ народной культуры в деревне и решение данной проблемы в младшем возрасте путем формировани...

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности
Понятие мировой системы и цивилизации. ООН как орган управления мирового сообщества. Проблемы глобализации мирового общественного пространства и особе...

Индия в древности. Сборник статей
Статьи, представленные в сборнике:В. П. Алексеев. Антропологический состав населения древней Индии.Т. Я Елизаренкова В. Н. Топоров. О древнеиндийской...