Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Потребительская кооперация Северного Кавказа после окончания гражданской войны

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Направления и особенности развития кооперативной политики в Советском Союзе после окончания войны. Отношения кооперативов и государства, необходимость регулирования процесса. Состояние северокавказской потребительской кооперации к началу 1920-х годов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Потребительская кооперация Северного Кавказа после окончания гражданской войны

1. Кооперативная политика Советского государства

С окончанием гражданской войны перед Советским государством стали задачи восстановления разрушенного хозяйства и дальнейшего развития страны в условиях однопартийной системы. Стремление использовать все существующие организации, способные содействовать этому, поставили дальнейшее развитие кооперации в зависимость от государственной и партийной политики.

Следует отметить, что отношения потребительской кооперации и государственной власти всегда были сложными и неоднозначными. Еще до 1917 года в потребительских обществах было велико влияние социалистических идей. Многие лидеры кооперации подозревались в стремлении к изменению государственного строя. Так как закона о кооперации тогда не было, полиция по-своему применяла положения «Устава о предупреждении и пресечении преступлений» по отношению к потребительской кооперации, объявляя некоторых ее членов «преследователями вредной цели» (1)

Необходимость законодательного оформления заставила Центросоюз в 1913 году подготовить проект кооперативного закона, который был принят Госдумой, но не прошел в Государственном совете. Царское правительство предложило свой проект, в соответствии с которым намечалось создать Управление по делам потребительской кооперации при правительстве. Попытка подчинения кооперации вызвала протест среди кооператоров, и в результате проект кооперативного закона пролежал в Государственном совете до февральской революции.

После свержения царской власти положение изменилось. Кризис в снабженческо-сбытовой сфере заставил Временное правительство 20 марта 1917 года принять закон «О кооперативных товариществах и союзах», по которому кооперативным обществам было предоставлено право самим разрабатывать устав с дальнейшим его предоставлением в окружной суд для регистрации. Закон, впервые определив правовое положение кооперации, способствовал ее свободному развитию и консолидации сил. Вскоре были приняты постановления «О регистрации товариществ, обществ и союзов» и «О съездах представителей кооперативных учреждений», расширившие рамки кооперативного закона. (2)

Революционные события в стране заставили потребительскую кооперацию, по своей природе аполитичную, активизировать общественную и политическую деятельность. Сразу после февраля 1917 года кооператоры провели Всероссийский съезд кооперации и образовали новый национальный кооперативный центр страны - «Совет Всероссийских кооперативных съездов», в состав которого вошли теоретики и лидеры кооперации, социал-революционеры и социал - демократы, С. Прокопович - министр торговли и промышленности Временного правительства, С. Маслов - министр земледелия, А. Чаянов. В. Кильчевский и др. На II Всероссийском кооперативном съезде (4-6 октября 1917 года) было принято решение выступить с самостоятельной платформой на выборах в Учредительное собрание. Кооператоры, однако, потерпели поражение, слишком увлекшись политикой.

Добившись от буржуазного государства представительства в правительстве, широкой хозяйственной самостоятельности и свободы общественной деятельности, многие лидеры кооперативного движения надеялись, что именно с помощью кооперации Россия постепенно станет социалистическим обществом. Поэтому многие из них настороженно восприняли Октябрьскую революцию, опасаясь, что большевики не признают кооперативную самостоятельность и независимость.

Потребительская кооперация, объединяющая более половины населения России, имеющая торговые отношения с зарубежными странами, накопившая опыт кооперирования населения, обеспечения его продуктами и товарами была необходима Советскому государству в условиях послевоенной разрухи и экономического кризиса. Но внепартийный, внеклассовый характер потребительской кооперации, присущий ее природе, не отвечал политической ориентации руководства большевистской партии. Это обстоятельство предопределило противоречивость и двойственность кооперативной политики Советского государства.

Ленинская концепция организации социалистического общества в условиях отмены товарно-денежных отношений заключалась в создании единой сети «потребительско-производственных коммун» и переходу к единому кооперативу трудящихся, с обязательным включением в него всего населения, с уничтожением паевых взносов и распределения доходов. (3) Коммуны должны были наладить снабжение населения необходимым, организовать сбыт и производство. Главная роль в организации всенародного учета и контроля за производством и распределением продуктов отводилось потребительской кооперации.

В статье «Очередные задачи Советской власти» Ленин подчеркивал, что взгляд на потребительскую кооперацию как на лавочку должен быть изменен. (4) Преобразования в деревне надо начинать с доступной крестьянству снабженческо-сбытовой кооперации, которая представляла самую простую форму объединения и должна была способствовать защите беднейших крестьян от кулачества.

Анализируя процессы, происходящие в стране, Ленин пришел к выводу, что без сети кооперативных организаций невозможна организация социалистического хозяйства, потребительская кооперация может и должна заменить капиталистический аппарат и сыграть важную роль в правильной постановке всего дела снабжения. (5)

Демократические принципы потребительской кооперации не устраивали Советское правительство. Однако необходимость использования ее опыта, аппарата и потенциала в создавшихся условиях, несмотря на «буржуазный характер», заставила Советское правительство заключить соглашение со Всероссийской кооперативной организацией о помощи и совместной работе, сохраняя присущие ей принципы в обмен на то, что кооперативы брали на себя функцию организованного снабжения всего населения товарами и предметами первой необходимости. При этом буржуазные кооперативы с помощью рабочих потребительских обществ подлежали преобразованию в социалистические.

Тяжелое экономическое положение подталкивало Советское правительство к сотрудничеству с потребительской кооперацией. Поэтому 12 апреля 1918 года СНК РСФСР принял декрет «О потребительских кооперативных организациях» (6), который законодательно оформил существование потребительской кооперации уже нового типа - социалистической кооперации трудящихся масс. (7) Декретом на каждом территориальном участке разрешалась организация не более двух кооперативов: один для рабочих, второй для остальных граждан. Все операции, проводимые потребительскими кооперативами, теперь контролировались Наркомпродом. При ВСНХ был создан отдел кооперации в составе двух представителей ВСНХ, одного от Комиссариата по продовольствию, трех от кооперации первого отдела (Центросоюза), одного от комитета финансов, от рабочей и других видов кооперации и одного управляющего делами кооперативного отдела ВСНХ. Отдел занимался сбором и анализом сведений о положении и развитии кооперации, выработкой законопроектов, контролировал выполнение декретов Советского правительства.

Признав легальное существование и законодательно оформив деятельность потребительской кооперации, Советское государство встало на путь ее подчинения. Контроль Наркомпрода усилил зависимость потребительской кооперации от государственных органов.

Опираясь при построении социалистического общества на беднейшие слои населения, Советская власть стала активно привлекать их в кооперативную деятельность, оказывая материальную помощь при вступлении в потребительское общество. Частные предприниматели не допускались к участию в правлениях кооперативов. Это позволило регулировать и контролировать социальный состав потребительских обществ, пополняя их нужными Советской власти людьми.

Отводя потребительской кооперации важную роль в построении нового
общества, Советская власть подчеркивала необходимость немедленного
возвращения ей национализированных предприятий, восстановления
разрушенных зданий и освобождения всех арестованных членов

потребительских обществ. (8)

Производя реквизиции и национализацию складов, помещений, инвентаря и имущества, принадлежащих потребительским обществам, местные власти часто не понимали сущности кооперации и ее роли в новых условиях. Но Советское правительство, осознавая важность использования кооперативного аппарата, предпринимало целенаправленные попытки огосударствления потребительской кооперации и введения в руководящий состав партийных работников. Так, проведя национализацию единственного в России кооперативного банка (Московского народного) государство сосредоточило в своих руках все кредитные операции, займы и вклады. После директивы Совнаркома РСФСР от 28 января 1919 года о захвате коммунистами большинства мест в правлении Центрального союза потребительских обществ началась ликвидация старого кооперативного состава. В результате во главе Центросоюза оказались люди, назначенные Политбюро и не имеющие к кооперации никакого отношения. (9)

Советское правительство продолжило реорганизацию потребительской кооперации с учетом новых политических условий. Ленин не отказался от идеи «поголовного объединения в единый всенародный кооператив». (10) Он назвал апрельский декрет 1918 года «временным компромиссом с буржуазными кооператорами» и в марте 1919 года инициировал новый декрет «О потребительских коммунах». Однако название вызвало недовольство среди крестьян и летом «коммуна» была заменена на «единые потребительские общества» (ЕПО), в которые декретом предписывалось реорганизовать все городск...

Другие файлы:

Потребительская кооперация Северного Кавказа в условиях новой экономической политики
Восстановление кооперативной сети в 1921-1924 годы. Рост частной торговли как главная проблема для северокавказской потребительской кооперации. Выделе...

Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие.
Тема монографии - преступление и наказание в судебной практике и народном правосознании мусульман Северного Кавказа. На примере Нагорного Дагестана ан...

Потребительская кооперация РТ после НЭПа до 1941 года

Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
В этой работе рассматриваются вопросы, от которых невозможно уклониться - этнополитические конфликты на Северном Кавказе. Действительно, как случилось...

Гражданская борьба на Северном Кавказе
Книга рассказывает о российской колонизации Северного Кавказа, социально-экономических предпосылках и ходе русских революций в регионе и об истории Гр...