Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Политическое устройство Хакасии в составе Монгольской империи

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Характеристика политического устройства и военной организации Хакасии – государства, созданного енисейскими киргизами в средневековье и просуществовавшего в долине Среднего Енисея как господствующий этнос вплоть до начала XVIII в. Институт киштымства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Политическое устройство Хакасии в составе Монгольской империи

Военная организация

Институт киштымства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В начале XIX в., согласно свидетельству письменных источников, хакасы, разделявшиеся на четыре племенные группы - сагайцев (сагай), качинцев (хааш), кызыльцев (хызыл) и койбалов (туба), представляли собой единое этническое образование с общими чертами хозяйственного быта, общеразговорным языком и одинаковой культурой. П. Чихачев, путешествуя по Хакасии в 40-х гг. XIX в., обратил внимание, что у всех родоплеменных групп «язык, внешний вид, нравы, обычаи, религия и т.п. так сходны, что было бы рискованно разделять эти племена по их происхождению, как это сделал Клапрот, считающий, что койбалы происходят от эвенков, и признающий тюркское происхождение только у качинцев, сагаев и бельтиров. Изучение этих племен на месте убеждает в неправильности такого генеалогического подразделения». Тюрколог М.И. Боргояков, посвятивший одну из своих работ вопросам истории хакасского языка, пришел к выводу, что в начале XIX в. коренное население Минусинской котловины говорило на едином тюркском наречии, подразделявшемся на четыре диалекта. Известный востоковед В.В. Радлов в середине XIX в. констатировал единство хакасского языка и культуры. «При записывании текстов, - отмечал В.В. Радлов, - я должен был обратить особенное внимание на татар Абаканской долины и степи Кызыльской, потому что они гораздо многочисленнее других и потому, наконец, что они образуют что-то вроде национальности» [6].

Вероятно, процесс формирования хакасского народа растянулся во времени и лишь с большой долей условности возможно обозначить его завершение к рубежу XVIII - XIX вв., хотя некоторые стороны этого процесса, как, например, сглаживание диалектных отличий, нивелирование локальных культурных особенностей продолжались и в последующее время. Наше предположение основано на указанных письменных источниках, которые фиксируют довольно высокую степень единства хакасов к началу XIX в.

Политическое устройство Хакасии в составе Монгольской империи

Енисейские кыргызы, создавшие в раннем средневековье свое государство, просуществовали в долине Среднего Енисея как господствующими этнос около двух тысяч лет вплоть до начала XVIII в.

В эпоху позднего средневековья различные племенные группы Хакасско-Минусинской котловины под началом кыргызов, оставшихся после монгольского завоевания, образовали единую этносоциальную общность «Хонгор» или «Хон-горай». Основанием для подобного заключения являются показания широкого круга источников и, в первую очередь, письменных документов XVII-XVIII вв. Кроме того, богатое фольклорное наследие народов Южной Сибири сохранило для нас термин «хонгорай» в качестве одного из старинных названий хакасов и Хакасии. В хакасском языке, в результате стяжения, это слово стало звучать как «хоорай» (хоорый, хоорий, хоори, хоор). Оно широко употреблялось в героическом эпосе, исторических преданиях, песнях, пословицах и загадках. Например: «Хоос полган малдын ээз, Хоорай подран чурттыц ээз!» -- хозяин многочисленного скота, властелин страны хоорай; «Хоорай чуртаан чир аймагында хомзынмин чуртаан чон чогыл» -- в краю, где обитает народ хоорай, нет людей, которые жили бы без печали и т. д. Еще в первой половине XIX в. известный ученый А. Кастрен сообщал, что именем «Хонгорай» обозначаются «вообще все татары (т. е. хакасы), платящие подать в Красноярск». Во время путешествия П. Чихачева по Алтаю и Туве тувинцам слово хакас было совсем неизвестно. Они только знали, что, перебравшись через Саяны и продвигаясь на север, попадешь в страну, населенную людьми пол названием «хонру» (т. е. хонгорай) [3].

Роль кыргызов в этносоциальном объединении Хоорай была настолько велика, что даже русские служилые люди в XVII в. называли Хакасию «Кыргызской землей». Фактически кыргызы составили господствующую родоплеменную группу. Согласно хакасским историческим преданиям «хоорайский» народ происходил от кыргызов. Например, в предании «Хыргыс чаазы» подчеркивалось: «хыррыстын, тогыс мун толы Хоорай чоны» -- кыргызский девятитысячный союз Хоорай. Некоторые соседние народы, например, шорцы, Хакасию называли двухсоставным именем «Хыргыс Хоорай» -- Кыргызский Хоорай. Отождествление народа хоорай с кыргызами отражает его этногенетическую и этнокультурную преемственность [7].

Наличие у этнического объединения общего самоназвания является внешним показателем сложившегося народа. По всей видимости, «хоорайскую» общность можно рассматривать как начальный этап формирования хакасского народа. Этноним хоорай (хонгорай), вероятно, возник на местной почве в средневековую эпоху, ибо еще в X в. восточные письменные источники отмечали народ хори (кури), как подразделение кыргызов. Образование этносоциального объединения хоорай относится к монгольской эпохе. Не случайно в исторических преданиях упоминается «девятитысячный хоорайский тумен», который соответствует военно-административной десятичной системе, созданной монголами в период империи Чингисхана. Данные фольклора можно увязать с указанием летописи Юаньши: «С приходом к власти династии Юань этот народ (цзили-цзисы) разделили и создали девять тысяч дворов». Судя по этому факту, население Хакасии в монгольскую эпоху составляло один тумен, который мог выставить девять тысяч воинов. В таком случае общее количество жителей в XIII--XIV вв. насчитывало около 45 тыс человек (при коэффициенте 5).

Имя Хоорай употреблялось не только в значении этнонима, но и в качестве названия этнической территории народа, т. е. Хакасско-Минусинской котловины. Например, когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то в письменных источниках сообщалось, что в центре урочища «Хонгороя русские люди поставили город». На одной из лучших карт Сибары XVIII в. составленной Ф. И. Страленбергом, долина п. Абакан и хребет Западных Саян обозначены как территория «Хонкорай», где обитали езерцы, тубинцы, качинцы, модары и др. Чертеж верхнего Енисея им был составлен в 1721-22 гг. на основе сведений, собранных от местных жителей Хакасии.

После гибели династии Юань власть монголов на Среднем Енисее, вероятно, пала, и в течение XV--XVI вв. этносоциальное объединение Хонгорай, возглавляемое кыргызами, стало развиваться самостоятельно. В начале XVII в. первые русские послы главу «Кыргызской земли» величали «кыргызским царем». Этносоциальное объединение Хонгорай имело самостоятельное политическое устройство, которое позволяет определить ого как государственное, с неразвитой формой общественных институтов. К этому выводу мы пришли вслед за известным историком Н. Козьминым. который считал, что объединение кыргызов в XVII б. «было именно государство, но находившееся в упадке» [3].

Политическая организация Хонгорая объединяла четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский.

Алтысарский улус (от хакасского «алшизархы» -- северный или нижний) располагался на севере Хакасии в долине Июсов и Божьих озер. Алтысарцы именовались «нижними кыргызами», т. к. обитали ниже остальных по течению Енисея. Кроме того, они имели второе название «Большие кыргызы». Дело в том, что в русских документах XVII в. под кыргызами в узком смысле слова "понималось только население Алтысарского улуса, т. к. в междуречье Июсов при белокаменном городке находилась резиденция самых знатных князей. В состав этого улуса входили следующие роды или аймаки: Кызыльский, Шуйский, Ачинский, Туматский и др. Все жители долины р. Чулыма, р. Кни и северных острогов Кузнецкого Алатау считались их киштымами.

Исарский улус (от хакасского «iccapxbi» -- внутренний) находился в центре Хакасско-Минусинской котловины вдоль Енисея от устья р. Абакан до р. Бгур. Вероятно, его основное население составляли роды керепт и ызыр, ибо в русских источниках вместо названия исарцев часто фигурировали кереитцы или езерцы. Княжеские кочевья их находились в устьях р. Ерба и р. Абакана. Киштымскне урочища Исарского улуса располагались вниз по течению Енисея, захватывая долины р. Убея, Сисима, Маны, Качи и даже р. Кан.

Алтырский улус находился в долине левобережья р. Абакана, от Уйбата до Таштыпа. Этот улус был самым южным пли верхним, согласно течения р. Енисея. Поэтому их жителей попой называли «Верхние кыргызы». В пределах Алтырского улуса находились следующие аймаки: Сагайский, Бельгырскнй, Табанский, Саянский. Иргитский, Чистарский. «Киштымской земле» его считались таежные долины Кузнецкого Алатау по р. Томи, Мрассу, Кондомы и Северный Алтай до Телеикого озера. Кочевья алтырских князей сосредоточивались по р. Уйбй и р. Аскиз [4].

Тубинскмй улус охватывал все правобережье Енисея от Саян до устья р. Сыды и, вероятно, правобережные степи Абакана. Центр его находился в долине р. Упса, где обитал ведущий род туба (тубинцы) Другой крупный род Тубгшского улуса модар (маторцы) занимал земли в предгорьях Саян. Несмотря на некоторые этнические различия модары и тубинцы считались с кыргызами «одни люди и род и племя». Тубинский улус объединял различные аймаки: Байкотовский, Кольский, Уштерскнй, Койбальский или Каменно-Моторекнй, Яринскпй, Бохтпнскпй, Алытский, Бугусский, Хайтонский, Корнатский, Алахамский и другие. Тубинские киштымы занимали таежные урочища Восточных и Западных Саян.

Почти все указанные улусы носили географические определения (нижний, верхний, внутренний), что является показателем разложения родоплеменного строя...

Другие файлы:

Распад Монгольской империи
Монография посвящена анализу политических событий 40-60-х годов XIII века в Монгольской империи. В книге на основе письменных источников раскрываются...

Материалы по истории Хакасии XVII - начала XVIII вв.
Сборник документов, преимущественно, русских, об истории позднесредневековой Хакасии, отношений Хакасии с Россией и Джунгарией. К сборнику приложены г...

Монгольская империя и кочевой мир
Сборник посвящен истории Монгольской империи Чингис-хана. На широком сравнительно-историческом фоне рассматриваются проблемы типологии кочевых обществ...

Монгольская империя и кочевой мир. Книга 3.
Монография посвящена истории Монгольской империи Чингис-хана. На широком сравнительно-историческом фоне рассматриваются проблемы типологии кочевых общ...

Армия Монгольской империи