Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Период преобразований системы государственного управления последнего пятнадцатилетия ХХ в.

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Попытки модернизации пришедшей в упадок системы тоталитаризма, приспособления административно-командной системы к новым реалиям при условии сохранения основных ее принципов и форм. Ваучерная модель приватизации. Политическая активность Б. Ельцина.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Период преобразований системы государственного управления последнего пятнадцатилетия ХХ в.

2010 г.

План

Введение

I. Первые шаги (июнь 1990 - апрель 1991 гг.)

II. Шок от «шока»

III. Ваучер

а) Встречи наедине

б) Образ «проснувшегося льва»

IV. «Прежний» Ельцин

Заключение

Введение

Короткий в историческом плане период преобразований системы государственного управления последнего пятнадцатилетия ХХ в., следует на наш взгляд, условно разделить на два относительно самостоятельных этапа:

1) до осени 1991 г.

2) эпоха Ельцина.

Такое разграничение вызвано необходимостью определения качественных отличий (в преобразованиях) происходивших в период правления Ельцина. На первом этапе были попытки модернизации пришедшей в упадок системы тоталитаризма, приспособления административно-командной системы к новым реалиям при условии сохранения основных ее принципов и форм, то на втором этапе мы имеем дело уже с постсоциалистическим государством, в котором явно доминирует цель построения буржуазно-демократического общества. Другое дело, что сложившаяся после 1991 г. и в особенности с осени 1993 г. новая система государственного управления носит в значительной степени следы тоталитарного прошлого. Современный третий этап преобразований, по всей видимости, преследует две цели - устранение остатков дореформенных институтов управления наряду с модернизацией неоправдавших себя новых форм государственного устройства эпохи Ельцина.

I. Первые шаги (июнь 1990 - апрель 1991 гг.)

Пройдя через демократические выборы, став народным депутатом РСФСР и претендуя на пост Председателя российского Верховного Совета, Б.Ельцин впервые столкнулся с необходимостью формировать свою команду. Хотя круг общения Б.Ельцина и тогда был довольно широк, настоящей, стабильной команды не было. А значит не было порядка на его «политической кухне», где царили толчея, неразбериха, суета, импровизация. С этим можно было мириться раньше, но теперь, когда возвращение во власть стало реальным, следовало срочно решать эту проблему. До избирания Председателя Верховного Совета заседания вел глава Центральной Избирательной комиссии В.И.Козаков. Перед ним поставили задачу - не допустить на этот пост Ельцина и он вместе с суфлерами со Старой площади проявлял чудеса «избирательности». Понятно, что ельцинские сторонники имели прямо противоположную цель и для ее достижения им приходилось проявлять не меньшую изощренность и находчивость. Улица была также на стороне Б.Ельцина, в его поддержку люди собирались на стихийные митинги у стен Кремля, у Гумма, на Манежной площади. И чем дольше шел Съезд, тем больше общественное мнение заставляло депутатов пересматривать свои позиции.

Б. Ельцин четко изложил свое видение путей выхода России из кризиса. Суть заключалась в том, чтобы «не ломая систему сразу, строить рядом новое здание, отказываясь на деле от монополии партии на власть, передавая власть народу и Советам. Он высказался за радикальную конституционную реформу, предложил ряд мер по переходу экономики России к рынку и в заключение заявил, что в практической работе готов учитывать разные точки зрения, понимает значимость диалога с различными политическими силами, не в ущерб суверенитету, интересам России.

Вступая на должность Председателя Верховного Совета РСФСР Ельцин заявил: «Я не даю клятву, но я твердо обещаю вам во имя России, во имя людей и народов, которые живут на ее территории, во имя нашего с вами единства не жалеть ничего - ни здоровья, ни времени, работать столько, сколько понадобится для того, чтобы выйти из кризисного состояния и все-таки вывести Россию к лучшим временам».

После августа 1991 г. власть сама упала к ногам Ельцина. Конечно, он целенаправленно шел к ней, жаждал ее. Но при всех своих политических амбициях не был готов к столь быстрому развитию событий, рассчитывал на длительное «выдавливание» Горбачева на обочину. Путч резко ускорил весь процесс, и он пошел в жанре импровизации. Путч нанес непоправимый урон процессу обновления Союза. 24 августа Верховный Совет Украины принял Акт о государственной независимости, а затем также спешно независимость провозгласили Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, Армения и Туркмения.

Первые результаты политических перемен уже стали появляться. В январе 1991 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», восстанавливалось право частной собственности. На частным предприятиях разрешалось применять наемный труд. Закон открывал возможности для создания частных банков.

Между тем производство переживало тяжелый кризис. Только за первый квартал 1991 г. падение национального дохода составило 13 %. Неудержимо сокращался экспорт нефти - на 51 %. Понятно, что при таком состоянии экспорта валютные ресурсы оказались практически исчерпанными, их не хватало даже для выполнения безусловных обязательств государства. В мае 1991 г. валютные средства на счетах Внешэкономбанка за границей, которые могли использоваться для этих целей, снизились до угрожающе низкой цифры - порядка 60 млн. долларов. По сути, страна оказалась неплатежеспособной.

Началось разрушение системы централизованного снабжения, а без нее посылаемые сверху команды превращались в пустой звук, никем не выполнялись. Эксперименты с «региональным хозрасчетом» разваливали единое экономическое пространство. Его рвали на части республиканские и региональные, местные системы административного распределения и натурального обмена. Страна стала царством не только талонов, но и бартера, по сути дела - натурального обмена. Неудивительно, что только за 1991 г. товарооборот между советскими республиками сократился в два раза. Планового снабжения уже не было, рынка и свободных цен еще не было- такой ситуации каждая республика пыталась спастись собственными силами, выжить в одиночку. Не реформы оборвали старые хозяйственные связи, их утащила с собой уходившая в историю система тоталитарной экономики.

Немыслимый бюджетный дефицит 1990-1991 гг. нес в себе инфляционный заряд огромной разрушительной силы. И он крушил все на своем пути. Уже в 1990 г. общий уровень инфляции (открытой и скрытой) составил около 12 %, а на следующий год он стал еще выше. И проявлялась инфляция не только в росте цен. Главной чертой обыденной жизни оставались бесконечные очереди за продуктами. Женщины, составляющие существенную часть сторонников Ельцина и активно участвовавшие в митингах в его поддержку, возвращаясь домой, сталкивались все с той же проблемой советского быта: чем накормить семью, где достать стиральный порошок, туалетную бумагу, где купить самую простую одежду. Страну поразил небывалый тотальный товарный дефицит. Шло нарастающее вымывание рубля из оборота, никто не хотел продавать товар за деньги, это была настоящая гиперинфляция.

Ельцин понимал, что нужно действовать без промедления: замаячила перспектива голода. Существовала тяжелая зависимость от импортного продовольствия. Золотой запас страны практически отсутствовал. В большинстве регионов хлеб отпускался по талонам. В магазинах исчезали даже соль и спички. Требовалось так организовать рыночные реформы, чтобы они меняли экономические отношения и одновременно гарантировали элементарное выживание населения России.

Реформы начались 2 января 1992 г., и задавались они Указом Президента «О мерах о либерализации цен». Он гласил: «1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. 2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг…»

В числе товаров, на которые цены оставались регулируемыми государством, в частности были: электроэнергия, уголь, нефть и газ, перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным, авиационным, трубопроводным транспортом, основные услуги связи, а также некоторые виды хлеба, молоко, кефир, основные виды детского питания и т.д.

Первым шагом на пути к рынку была либерализация цен.

Правительство Ельцина приступило к оздоровлению государственных финансов, укреплению рубля. То есть в запутанном клубке проблем оно потянуло за денежную нить.

II. Шок от «шока»

Российские реформаторы первой волны допустили ряд стратегических ошибок: они так и не отстроили политический механизм, который позволял бы эффективно проводить реформы; крайне вяло, неохотно занимались социальными проблемами, порожденными рыночными преобразованиями; пренебрегли такой важной в переходный период частью своей работы, как постоянный контакт с гражданами, объяснение населению сути происходивших реформ.

А эти проблемы были весьма острыми. Дело не только в шокирующей инфляции первой половины 90-х годов, регулярно возникавших долгах перед бюджетниками и пенсионерами. Большинство населения испытало настоящее потрясение, поскольку на глазах обрушился весь привычный уклад жизни - экономиче...

Другие файлы:

Характеристика государственного управления в дореформенный период в России
Предпосылки формирования особенностей государственного управления. Причины реформирования системы государственного управления. Процесс совершенствован...

Перестройка государственного управления в период новой экономической политики
Особенности государственного управления в период новой экономической политики. Анализ политической системы 20-х годов. Перестройка чрезвычайного управ...

Проекты преобразования государственного управления в XIX веке. Их судьба и характер
Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. "Введение к уложению государственных законов" как основа системы государс...

История государственного управления в современной России
Характеристика механизма и системы государственного управления до 80-х годов в России и государственное управление в период реформ. Основные принципы...

История государственного управления в России
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы и ключевые вопросы истории государственного управления в России. Основными элементами рассмотрения явл...