Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Османо-болгарский период и политическое, социально-экономическое положение гагаузов

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Консолидация гагаузского этноса. Русско-турецкие войны. Действия Османской империи и царской России. Работа русских дипломатов по переселению гагаузов и болгар в Южную Бессарабию. Ликвидация Гагаузского государства. Экспансия османского государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Османо-болгарский период и политическое, социально- экономическое положение гагаузов

-

- Дальнейшая консолидация гагаузского этноса. - Русско-турецкие войны (1768- 1774,1806-1812,1828-1829 гг.). - Гагаузы - объект действий Османской империи и царской России. - Работа русских дипломатов по переселению гагаузов и болгар в Южную Бессарабию

После ликвидации (1419 г.) Гагаузского государства и до 1878 года, когда Болгария стала независимым государством, Османской империей правили 30 султанов (из 36 падишахов). В истории болгарского и гагаузского народов они оставили различные следы. За эти 459 лет Балканы пережили серьезные военно-политические потрясения, прямо или косвенно сказавшиеся на жизни болгар, гагаузов, сербов, валахов, молдован и др. этносов. В это время отношения Византии, которой оставалось просуществовать 34 года, резко обострились с османами. В османском государстве вновь установилось двоевластие. В Эдирне правил Мустафа Челеби, а в Бурсе - Мурад II. Последний оказался в трудном положении: его не признавали как падишаха Анатолийские бейлики (княжества в Малой Азии). За османо-византийскими отношениями и борьбой за власть в самом османском государстве самым серьезным образом следили болгарские вожди и гагаузские чиновники в Добрудже, оставшиеся верными идеям гагаузской государственности и после ее ликвидации османами. Политическая неразбериха в Византии и османском государстве выгодна была как болгарам, так и гагаузам.

Это обстоятельство укрепляло их национальное самосознание и жизненность христианских устоев. Специфическая особенность того периода для гагаузов состояла в том, что из-за гагаузского верующего населения еще сильнее стали выяснять свои отношения греческая и болгарская церкви. Продолжая оказывать поддержку татарам-мусульманам и заселять Добруджу тюркско-исламскими элементами, султанские власти продолжали не замечать гагаузское население. «В эпоху Османской империи о гагаузах официально ничего не зафиксировано», - пишет турецкий историк Ахмет Джебеджи («Turk kiilturu» ekim, 1992, s. 586).

Османы, как отмечалось, подразделяли местное население Балкан на правоверных (мусульман) и неправоверных подданных султана. Они называли немусульман персидским словом «gavur» (гявур), что значит неверный, безбожник. В эту категорию подпадали и гагаузы. С тех пор у некоторых гагаузов и сохранились фамилии Карагяур (кара - черный). В Османском государстве исламское право распространялось и на немусульман, которые подчинялись тем же законам, что и мусульмане. Кто жил в исламском государстве (немусульманин), назывался зимми, а кто только посещал исламское государство, но постоянно проживал в другой стране, назывался мюстемен. Когда завоеванные страны включались в исламский мир, проживавшие в них немусульмане должны были или покинуть его, или заключить договор с исламским государством и продолжать жить на родине.

Этот договор между исламским государством и подданными-немусульманами называл сязиммет, а за кпючившиеего немусульмане,- зимми. Турецкие историки утверждают, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) в лице назначенного им патриархом греко-православной церкви Геннадия Схолария подписал с общиной такой договор. Зимми вместо исполнения военной службы обязывались платить специальный подушный налог - джизью. Исламское государство брало под защиту жизнь зимми и их имущество, позволяло им жить в соответствии с их верой. Это касалось и гагаузов.

С точки зрения прав и обязанностей в османском государстве общество было разделено на два класса. Один из них - правящий класс (аскери - воины), состоявшийся из тех, кому султанской грамотой были предоставлены религиозные или административные полномочия; второй - управляемый класс, не принимавший участия в управлении, назывался реайя, что означает народ, находящийся под властью и контролем правителя, «управляемые» люди (реайаты»). Вторая часть общества представляла собой объединение людей, различавшихся по этнорелигиозным признакам. При каждом удобном случае реайяты стремились перейти в разряд аскери. Среди них были и гагаузы. Реайи обязаны были поддерживать класс аскери своей производительной деятельностью и уплатой налогов. Обязанностью же класса аскери во главе с султаном было осуществлять справедливую власть в соответствии с исламскими нормами, состоявшими из шариатского и обычного права, обеспечить благосостояние народа, пишет турецкий историк Н. inalcik («Osmanli Toplum Yapisimn Evrimi»//Turkiye Giinlugu, 1990,11, s. 31). Вряд ли можно согласиться с подобными утверждениями.

В ту эпоху об осуществлении справедливой власти даже мечтать не приходилось. В государственном руководстве турки были в большинстве. Этническую структуру общества составляли греки, армяне, евреи, румыны, славяне и арабы. Такая сложная его структура определялась демографическими особенностями османских владений. В этом обществе места для гагаузов не нашлось. О том, что подданные султана делились на мусульман и немусульман, свидетельствует и такой факт. В Джелеп-Кашанском регистре (1573-1574 гг.) два добруджанских села Варненской области названы: гагаузское село Болгарево - «гявур», татарское село Топола - «мюслим» (мюслим - мусульманин, мусульманское село). Другая характерная особенность того периода (и позже) для гагаузов состояла в том, что они не смешивались не только с турками-мусульманами, но и с болгарами. Это подтверждают и турецкие историки, например, Нияси Арсит в своей статье, опубликованной в «Tarih Ansiklopedesi». Такой образ жизни гагаузов на Балканах и помог им долгие годы сохранить здесь свою национальную идентичность.

Во второй половине XV века в Европе произошел громадный переворот, которому в большой степени способствовало изобретение пороха и его применение в военном деле. К тому времени османское государство достигло своего величия. Силу осман испытали на себе защитники Константинополя, когда турки 6 апреля 1453 года начали осаду города, продолжавшуюся 53 дня. Город пал 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II получил титул Завоевателя. В исламском мире весть о завоевании Константинополя была встречена с воодушевлением и радостью. Горе и растерянность, замешательство и уныние царили тем временем в христианском мире, в том числе среди болгарского и гагаузского населения на Балканах. После завоевания столицы Византии специалисты по Турции стали называть османское государство Османской империей.

Всего один год султан Мехмед II занимался решением вопросов внутреннего характера. Главной же его задачей было дальнейшее завоевание территории на Балканском полуострове. С 1456 года Молдова (Молдавское княжество) вынуждена была платить дань османам. Ее сумма постоянно росла. Если в том году она составила 2 тыс. золотых, то в 1527 - 10 тыс., 1541 - 1542 финансовом году - 15 тыс., 1592 - 1593 финансовом году - 60 тыс. золотых. Тяжелую борьбу с османами вел Штефан чел Маре, когда в июне 1476 года войска султана Мехмеда Л. поддержанные 12тыгячами валахов, вторглись в пределы Молдавского княжества. Этот его поход на Молдову турецкие историки называют победоносным. Молдавские исследователи же считают, что султан не добился своей цели: Молдова сохранила свою целостность.

Отметим, что Валашское княжество задолго до правления (с 1391 г.) Мехмеда II начало платить дань султанской Турции, а с 1417 г. оно признало османское господство.

Для султана Мехмеда II очень важно было подчинить себе Сербию, которая имела большое стратегическое значение для нападения на Венгрию. 8 ноября 1459 года пала крепость Смедерево, а вместе с нею перестала существовать и независимая Сербия. В течение более 25 лет успешно отражала натиск осман Албания, но в 1501 году она была полностью завоевана османскими войсками. Белград пал только в 1521 году. В 1463 г. была завоевана Босния, а окончательное ее завоевание янычарами завершилось в 1527 году. Как видим, территории почти ни одной балканской страны не были полностью завоеваны сразу. Это зависело от возможностей государств сопротивляться османам. Если османам не удавалось оккупировать крупные города в довольно короткий срок, они окружали их, оставляя соответствующий контингент войск. А главные силы янычар шли дальше на Запад.

Османы действовали и по-другому принципу: рассекали обширные территории на части. Так они действовали, например, в Добрудже. Многие турецкие историки не называют точную дату ее завоевания. По утверждению турецкого исследователя Йылмаза Ёзтуна, это произошло в 1543 году («Osmanli devleti Tarihi», Ankara, 1998, cilt 1, s.197). А перед этим (1538 г.) султан Гупрйман I, получивший титул Законодателя, захватил крепость Тигина. который турки назвали Бендер (bender - персидское слово, означающее морской порт, гавань). В результате этого похода (1538 г.) Буджак напрямую подчиняться османам. Сюда с одобрения султана стали переселяться ногайские татары. И на Балканах османы постоянно укрепляли татарско-турецко-мусульманский элемент. Удельный вес этой категории балканского населения неуклонно возрастал.

Власти шли двумя путями. Они, с одной стороны, сознательно переселяли мусульман на Балканы, а с другой-, росттюркско-мусульманского населения был связан с добровольной иммиграцией людей. По утверждению турецких историков, этот процесс сыграл «большую роль в складывании более однородного населения». Об этом свидетельствуют цифры. В первой половине XVI века на Балканском полуострове было 24067 христианских домохозяйств (51,11%), а мусульманских-18881 (40,09%). Другие религиозные общины имели 4145 дворов, что составляло 8,80% («islam Ansiklopedesi». Istanbul, 2007, cilt 33, s. 296). Отметим, что в 1520- 1535 гг. в Османской империи проживало 12-13 млн. челов...

Другие файлы:

Политическое и социально-экономическое развитие России накануне отмены крепостного права
Политическое положение в России накануне отмены крепостного права. Социально-экономическое положение в России накануне крестьянской реформы. Суть рефо...

Социально-экономическое развитие Казахстана в 1950-1980 гг.
Казахстан в период развитого социализма - экономическое и социально-политическое развитие страны в 50-80 гг.: успехи в отраслях тяжелой индустрии, сел...

Новая история Вьетнама
Работа охватывает период с середины XVII в. до 1918 г. Рассматривается социально-экономическое и политическое положение страны, основные тенденции раз...

Гипотезы о происхождении гагаузов
Отуречивание части болгар и их "превращение в гагаузов". Этнос как сложное, специфическое общественное явление. Теории о болгарском, тюркском, сельджу...

Социально-экономическое развитие Венгрии
Общие сведения, географическое положение, промышленность, природно-ресурсный потенциал Венгрии, структура ее экономики. Внешняя и внутренняя политика...