Образ врага в сознании российского общества в контексте Первой мировой войны
Краткое сожержание материала:
Размещено на
58
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Государственный академический университет гуманитарных наук»
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Образ врага в сознании российского общества в контексте Первой мировой войны
Выполнил:
Студент 2 курса
очной формы обучения,
Сулейманов Андрей Борисович
Научный руководитель:
кандидат исторических наук
Пажит Юлия Юрьевна
Москва - 2013
План
Введение
1. Историография и источники
2. Проблема «свой - чужой» и образ врага: теория, особенности, конструирование
3.1 Германия и немцы в сознании российского общества
3.2 Австро-Венгрия и её поданные в сознании общества Российской империи
4. Эволюция образа врага в ходе войны
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема, которую я затронул в своей курсовой работе, актуальна в следующих дисциплинах: в политологии, истории, социологии, культурологии. Тому есть несколько причин. Во-первых, актуальность темы связана с возрастающим значением средств массовой информации. Подконтрольные власти институты начинают оказывать влияние на содержание образов внешнего мира. Особую роль играет пропаганда, которая активно внедряется как в СМИ, заполняя информационные потоки.
Во-вторых, «образ врага» является важным инструментом для мобилизации населения, интеграции, а также отвлечения от внутренних проблем внутри конкретной страны, на внешнюю угрозу, на врага. Кроме того, используется образ врага для формирования негативного образа стран-соперников, особенно в странах с агрессивной политикой.
В-третьих, необходимо изучить исторический опыт формирования образа врага, а также то, как он проявляется на практике, и какую роль играет в обществе. Своё прямое назначение образ врага выполняет во время войны и в конфликтные моменты между странами, и его изучение в один из периодов, когда он имел огромную роль, представляется интересным..
Объектом исследования является образ врага, его динамика, конструирование, и конкретные проявления в годы Первой мировой войны в разных слоях населения российского общества в разные этапы войны.
Предметом исследования является формирование и эволюция образа врага в российском обществе в период Первой мировой войны.
Хронологические рамки охватывают период с 1914 по 1918, с начала войны и по февральскую революцию.
Целью курсовой работы является изучение конструирования образа врага на примере российского общества в период Первой мировой войны.
Задачи исследования:
- выяснить общие положения проблемы «свой - чужой», формирование и конструирование образа врага, его особенности.
- определить, каким являлся образ немцев и австро-венгров как врагов в российском обществе в целом и в отдельных его слоях период в Первой мировой войны.
- изучить эволюцию образа врага в российском обществе в период Первой мировой войны под влиянием происходящих событий на фронте и в тылу.
мировая война враг фронт
1. Историография и источники
Одним из материалов для написания курсовой работы послужили труды Елены Спартаковны Сенявской её монографии «Психология войны в XX веке. Исторический опыт России» Сенявская Е.С.. Противники России в войнах ХХ века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 278с. и «Противники России в войнах XX века (Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. - М.: РОССПЭН, 1999. 435с. Она первая из исследователей, кто в отечественной историографии рассмотрела феномен восприятия «чужого» в экстремальных ситуациях военных конфликтов. Проблема как таковая имеет не слишком длительную историографическку традицию.
В курсовой работе так же были задействованы статьи Тарутиной Тарутина Н.В. .Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2008. № 6 (13): в 2-х ч. Ч. II., Поршневой Поршнева О.С. Образ войны в сознании массовых слоев российского населения в 1914-1918 гг.//Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2005-2006. Актуальные проблемы изучения. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 90с.. В них рассмотрено общее отношение людей к войне, врагу на протяжении войны от её начала и до февральской революции, отношение общества к врагу в тылу, к военнопленным и влияние этих факторов на настроения общества в тот период времени, а также то, как периодическая печать влияла на мнение читателей в формировании образа врага, преимущественно немцев.
Статьи Л. Гудкова, полностью посвященные проблематике механизмов формирования и актуализации образа врага (именно он характеризует образ врага как идеологему массового сознания, т.е. некую структуру негативных элементов, созданную идеологией для актуализации врага в народном сознании). Л. Гудков рассматривает историю человечества совокупно с эволюцией категории «враг». Учёный исследует и институциональную подоплёку бытования образа врага, т.е. роль государственных институтов в актуализации образа врага; в работе также даётся краткая типология «врагов». Гудков Л. Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага / сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова.- М.: ОГИ, 2005. - 15с.
Политолог Морозов в своей статье рассмотрел общие вопросы по теории, в которой образ врага рассматривает как «распространенный политический прием, технологию, с помощью которой правящая элита, не затрачивая значительных материальных ресурсов, способна решить сразу несколько стратегических задач в области сохранения и увеличения власти, мобилизации человеческих ресурсов государства, подавления внутренней оппопозиции» Морозов И. Формирование в народном сознании «образа врага» как способ политической мобилизации в России // «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы Международной научной конференции/ Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001. С. 54. . Он ищет предпосылки возникновения образа врага в культуре и психологии населения. По его мнению, это связано с низким уровнем жизни, плохим экономическим положением.
В сборнике статей Дзялошинского «Российские СМИ: как создается образ врага» Дзялошинский И.М.. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. - М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2007. - 19с. и в статье немецкого историка Р. Зульцмана «Пропаганда как оружие в войне» Зульцман Р. .Bilanz des zweiten weltkrieges. Erkenntnisse und Verpflichtungen fur die Zukunft", Hamburg 1953. Русский перевод Л.К. Комоловой: "Итоги второй мировой воины. Сборник статей", под редакцией генерал-майора И.Н. Соболева, М:. Издательство иностранной литературы, 1957 г. хорошо рассмотрены общие теоретические вопросы по поводы формирования и пропаганды в обществе образа врага, а так же проблемы, которые могут возникнуть у пропагандистов образа.
Разберем источники, которые служат нам для определения сложившегося образа врага, его эволюции. К таковым относятся три вида: периодическая печать, боевые донесения и доклады, и личные письма, записи, дневники участников войны.
Первый вид источников, в первую очередь, отражает официальную точку зрения. Это фронтовые, армейские газеты, листовки. На протяжении всей Первой мировой войны «пресса путем информации о военных событиях и определенного освещения фактов формировала определенные взгляды и мнения, воздействовала на духовное состояние армии и населения страны, настраивала к действиям. Она содействовала формированию благоприятного общественного мнения в союзных и нейтральных странах и вносила разложение в ряды противника». Таким образом, война 1914-1918 годов показала, «какую огромную роль имеет печать как средство воздействия на общественное мнение и психологию масс», продемонстрировала «значение печати как мощного фактора вооруженной борьбы», в том числе в деле формирования образа врага и его внедрения в массовое сознание.
С первых дней войны важнейшие пропагандистские задачи стояли и перед военным руководством. Следует признать, что русское армейское командование находило в целом адекватные формулы для мотивации участия России в войне, подчеркивая справедливый и оборонительный ее характер, ориентируя войска на победу, опираясь при этом на славные боевые традиции русской армии, в том числе и на победоносный опыт в борьбе с собственно немецким противником.
Другой официальный источник отличается большей сдержанностью и объективностью оценок и часто носит аналитический характер. Это боевые донесения и доклады, содержащие информацию о настроениях в войсках неприятеля и внутри враждебного государства, наблюдения о боевых качествах врага, его стратегии и тактике, основанные на данных разведки и показаниях военнопленных. К таковым относятся, к примеру, опросные листы
Третьим видом источников являются источники личного происхождения. Это письма, мемуары, дневники. Пожалуй, это самый интересный вид источников, ибо он не является официальной пропагандой, навязы...
Последствия Первой мировой войны
Россия в Первой мировой войне. Военные планы главных воюющих держав. Выход России из Первой мировой войны. Второй всероссийский съезд Советов. Первые...
Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне. Военная кампания 1914 г.
Начало Первой мировой войны как результат обострения империалистических противоречий, неравномерности экономического развития различных европейских ст...
Первая мировая война в 1914-1918 гг.
Экономическое состояние Российского государства до начала мировой войны: развитие отраслей народного хозяйства и повышение уровня жизни населения. Нач...
Первая мировая война
Убийство Франца Фердинанда и его жены герцогини Гогенберг спровоцировало цепь событий, которые в течение одного месяца привели к началу Первой мировой...
Новейшая история России
На страницах книги В.А. Шестакова представлены события отечественной истории с начала XX в. и до сегодняшнего дня: великие потрясения Первой мировой в...