Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Мы - славяне

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Славянские племена VI-XI веков на территории Восточной Европы. Происхождение названия, быт и обычаи древних славян. Общественно-политический строй. Славянские боги, языческая символика, обереги. Современные языческие объединения в славянских странах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Исследовательская работа по истории

Тема: "Мы славяне"

Работу выполнила:

Студентка группы ТОУ 1-1

Окорокова А.А.

Проверила:

преподаватель по истории

Асамова И.А.

Москва 2013 г.

Оглавление

  • Введение
  • Появление славян
  • Славянские племена 6-11 веков на территории Восточной Европы
  • Происхождение названия славян
  • Быт и обычаи древних славян
  • Общественно-политический строй
  • Религия древних славян
  • Славянские боги
  • Языческая символика. Обереги
  • Современные языческие объединения в России
  • Современные общины
  • Славянские страны
  • Заключение
  • Приложение

Введение

"Славяне", какое знакомое слово, мы слышали его еще в детстве, в сказках, былинах, мультфильмах, исторических фильмах и даже сейчас в XXI веке на улице и в интернете мы слышим о славянах. Почему же спустя столько лет, а точнее веков, когда столько всего уже пережито, войны, перемирия, бунты, реформы, революции, крупные открытия, великие изобретения, крах отдельной личности и целых государств, почему мы стали все чаще слышать о славянах?

Что на самом деле мы знаем о наших предках, о чем мы можем вспомнить, услышав в очередной раз это слово; какую религию исповедовали, как жили, чем занимались, что пережили, чего добились и как вообще они появились, такие знакомые всем нам, но частично забытые и не понятые.

Я хочу разобраться с этими вопросами, узнать новое о наших предках, понять, почему люди в век развитых инфраструктур, нано технологий и выполняющей за нас различную работу техники, хотят уйти жить в деревни, работать в полях, прыгать через костры, поклоняться идолам, производит старинные наряды и производить различные, многими забытые, обряды.

Ну что ж, давайте отправимся в путешествие по страницам жизни славян и попробуем ответить на поставленные вопросы, надеюсь, что у нас это получится.

славянское племя языческий оберег

Появление славян

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты. На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. Археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (II-IV вв.).

В настоящее время наука не даёт точного ответа, когда и где возник славянский народ, как и любой другой этнос. Этногенез славянских племён изучается на стыке археологии и лингвистики с привлечением этноистории соседних народов. В академической науке существуют несколько направлений и научных школ, разрабатывающих свои версии выделения славян из индоевропейской общности племён.

В письменных источниках первое упоминание славян встречается в византийских документах 6 века. Эти же источники ретроспективно упоминают о славянских племенах в VI веке. Археологами как однозначно славянские определяются следующие археологические культуры V-VI веков:

Пражско-корчакская (полоса от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы), Пеньковская (от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра), Колочинская (ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России).

Киевская археологическая культура II-IV веков большинством археологов сейчас считается предшественников вышеперечисленных культур.

Что касается ещё более раннего периода в истории славян, то такой авторитет в исследовании славянской археологии, как академик В.В. Седов, считал, что к раннеславянским культурам относится культура подклешевых погребений 400-100 гг. до н.э. в междуречье Одера и Вислы, которая в результате миграции кельтских племён трансформировалась в пшеворскую (II-IV вв.). Сами кельты в Польше, по его мнению, ассимилировались со славянами, которых Седов ассоциировал с венедами. В свою очередь, первым о славянском происхождении венедов написал готский историк VI в. Иордан.

Во II-III вв. произошла миграция славянских племён пшеворской культуры из Висло-Одерского региона в междуречье Днестра и Днепра, которое в то время было заселено сарматскими и позднескифскими племенами. Одновременно происходит перемещение на юго-восток германских племён гепидов и готов, в результате чего от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья складывается полиэтничная черняховская культура с преобладанием славян. В процессе славянизации местных скифо-сарматов в Приднепровье формируется новый племенной союз, известный в византийских источниках как анты.

В.В. Седов в своей статье "Анты", считает, что принадлежность антов к славянскому этносу несомненна - "Прокопий прямо сообщает, что анты и славяне пользуются общим языком, у них одинаковый быт, общие обычаи и верования, а некогда и имя было одним и тем же. В сочинении "Стратегикон" Маврикия, относящемся к концу VI в., описание жизни и нравов славян и антов дается нерасчлененно. Однако из сведений византийских историков VI в. видно, что различия между антами и славянами не сводились к чисто территориальным. Анты неоднократно называются в источниках, наравне с такими этносами того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы по каким-то признакам различали славян и антов и тогда, когда они служили наемниками войска империи. Очевидно, анты и славяне были отдельными племенными образованиями, различия между ними носили этнографический характер, а в языковом отношении не выходили за рамки диалектной дифференциации. "

По мнению археолога В.В. Седова, пять племенных союзов антов положили начало славянским племенам - хорватам, сербам, уличам, тиверцам и полянам.

Славянские племена 6-11 веков на территории Восточной Европы

ДУЛЕБЫ - племенной союз восточных славян.

Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.

Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

ВОЛЫНЯНЕ, (велыняне) - восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.

Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название - бужане.

В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" - переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

ВЯТИЧИ - восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.

Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом - родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.

По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра. Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI-VIII веках

Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач.12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон.11 - нач.12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования.

К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.

ДРЕВЛЯНЕ - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне, по объяснению летописца, дано...

Другие файлы:

Германизация балтийских славян
Oглавление:ВведениеСлавянская колонизация полабско-балтийских земельI. Залабские Славяне1. Славяне люнебургские2. Славяне в Старой MapкеII. Брижане и...

Восточные славяне
Восточные славяне как культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках, их миграция и этапы этногенеза. Порядок формирования...

Древняя Русь IX-XIII вв.
Территории, на которых селились славяне в древности. Восточные славяне в VI-VIII вв. Территориально-политический характер племенных союзов. Земледелие...

Славяне в древности
О НАШИХ ДАЛЕКИХ ПРЕДКАХ.Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь?На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складываниеэтнич...

Задунайские и адриатические славяне
Очерки статистические, этнографические и исторические:1. Задунайские славяне.2. Воспоминание о Луке Вукаловиче и Герцеговинском восстании.3. Поездка в...