Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Локализация индоевропейской прародины

Тип: контрольная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Носители северопричерноморских курганных культур бронзового века как древнейшие представители индоевропейцев. Древнеямная культурно-историческая общность. Памятники нижнемихайловского типа. Ведение хозяйства. Форма и орнамент керамики. Погребальный обряд.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

С наступлением раннего бронзового века на рубеже IV и III тыс. до н. э. наблюдаются значительные культурные перемены. Они прослеживаются на обширных пространствах Евразии, но особенно очевидно дают себя знать в Юго-Восточной Европе. Здесь бесследно исчезают яркие энеолитические культуры с расписной керамикой, а вместе с ними уходят в прошлое металлургические достижения Балкано-Карпатской металлургической провинции. Предполагают, что разрушение провинции было связано с первой мощной миграцией древнейших индоевропейских племен, переселение которых охватило обширную зону вокруг Черного моря.

Локализация индоевропейской прародины до сих пор является объектом острых дискуссий. Одни исследователи помещают ее в Карпато-Дунайской области, другие - в западной части степного региона Евразии (Прикаспийская область, Северное Причерноморье), третьи - в Передней и Малой Азии. Однако многие предпочитают видеть в роли древнейших индоевропейцев носителей северопричерноморских курганных культур бронзового века. В их ряду обращают особое внимание на ямную культуру, а точнее, историческую общность, которая несет в себе многие черты, выделяемые на основе анализа индоевропейского «праязыка». Этот анализ свидетельствует, что он зародился и развивался в среде подвижных скотоводов и коневодов, знавших колесо и колесный транспорт, использовавших фургоны на колесах, освоивших начатки земледелия, развивавших навыки обработки меди и бронзы. Образ жизни ямных племен в наибольшей мере соответствует предложенной картине, поэтому их связь с древнейшими индоевропейцами выглядит вполне вероятной.

По данным археологии известно, что ямные племена совершали дальние миграционные броски из Северного Причерноморья на запад и юго-запад. Возможно, именно они уничтожили балкано-карпатское население энеолита. Как бы то ни было, первые ямные погребения со скорченными и окрашенными костяками появляются на юго-востоке Европы (в Румынии, Болгарии, нижнем и среднем Подунавье) именно на рубеже энеолита и бронзового века. Рындина Н.В., Дегтярева А.Д.Энеолит и бронзовый век. - М.: изд-во Московского Университета, 2002. - с.82

1. Древнеямная культурно-историческая общность

Мерперт Н.Я. впервые очертил ямную культурно-историческую общность, которую прежде обобщенно связывали с Волго-Днепровским междуречьем, отодвинул ее западную границу до Подунавья. В степном Правобережье им выделен юго-западный вариант ямной культуры. Однако на этой территории выделяется пласт энеолитических погребений в удлиненно овальных ямах с вытянутыми и скорченными костяками, которые мы связываем с памятниками нижнемихайловского типа. Данные стратиграфии курганов свидетельствуют о их более древнем возрасте в отношении погребений ямной культуры.

Факты проникновения степных энеолитических племен в Балкано-Дунайские области, а затем и «вторжение» пастушеских племен отмечалось Н.Я. Мерпертом. Что же касается собственно древнеямной культуры, то объективность требует признать, что выделенные для северо-западного Причерноморья И.Т. Черняковым и И.Л. Алексеевой раннеямные памятники скорее отражают разные ступени развития не раннего, а позднего периода ямной культуры (буджакскую по И.Т. Чернякову). Хронологическое положение их определяется, прежде всего, данными стратиграфии курганов. Эти погребения всегда впускные при основный позднетрипольских.

В междуречье Южного Буга и Ингульца памятники ямной культуры несмотря на имеющееся своеобразие, по материальной культуре и по погребальному обряду стоят ближе к поднепровским. Здесь основной массив составляют погребения позднего этапа ямной культуры. Вместе с тем В.Н. Фоменко выделил несколько погребений, которые могут быть сопоставлены с Михайловкой II. Обращает на себя внимание факт, что в степном Правобережье в сотнях исследованных курганах не отмечен ни один случай перекрытия ямного погребения позднетрипольским: они были впускными при основных нижнемихайловских. Отмечаются случаи «переменной» стратиграфии между позднеямными и кеми-обинскими погребениями. В целом погребения ямной культуры в этом районе могут быть датированы последней четвертью III - началом II тыс. до н. э. Шапошникова О.Г. О ямной культуре в Степном Правобережье // Проблемы эпохи бронзы Юга Восточной Европы: Тезисы докладов конференции. - Донецк, 1979. - с. 24

1.1 Происхождение древнеямной культуры

В степной полосе от р. Эмбы до р. Днепра, а в некоторые периоды до Днестровско-Прутского междуречья в середине III тысячелетия до н. э. сложилась культурно-историческая общность, которую часто называют древнеямной культурой. Установлено, что эта общность включает девять вариантов, и не исключено, что каждый из них в дальнейшем может оказаться областью нескольких культур. Общими признаками всех вариантов является погребальный обряд, форма и орнаментация керамики, а также межплеменные связи. Древнеямные племена хоронили умерших в могильных ямах, от которых и произошло название всей общности. Над ямами возводились курганы. Это древнейшие курганы нашей страны. Курганный обряд резко отличается от погребальных обычаев раннеземледельческих племен, нередко производивших захоронения на территории поселения или даже под полом жилища. Сложное культовое сооружение, каким является курган, на данном этапе говорит о иных идеологических представлениях, вероятно, вызванных социально-экономической базой. Под курганами в могильных ямах покойники лежат скорченно, они часто окрашены, а инвентарь при них обычно очень беден. Его составляют кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, бусы, булавки. Меди мало, из нее сделаны обычно ножи и шилья. Сосуды круглодонны или остродонны в отличие от плоскодонных сосудов земледельцев. Орнамент гребенчатый или шнуровой, наносившийся палочкой, на которую была намотана веревочка.

Характеристику всей древнеямной области в целом дать нельзя, поэтому ограничимся характеристикой одного из ее вариантов.

Ранний древнеямный этап может быть охарактеризован по среднему слою поселения Михайловка в Нижнем Поднепровье. В это время древнеямные поселки малы и располагаются по рекам на высоких мысах, отрезанных от равнины оврагом. Конструкция жилищ изучена слабо. Инвентарь поселений в основном каменный и костяной. Из меди сделаны только четыре шила. Кости животных свидетельствуют о скотоводстве. Кроме типичных древнеямных сосудов попадаются плоскодонные, а также привозные трипольские. Погребений этого этапа мало. Дата -- 2 400--2 200 гг. до н. э.

Поздний этап (конец III -- начало II тысячелетия до н. э.) характеризуется большими поселками, иногда укрепленными. Верхний слой Михайловки занимает значительную для того времени площадь в 1,5 га, т. е. поселок увеличился в десять раз. Оборонительные сооружения состояли из каменных стен высотой до 3 м и рвов. Внутри этой ограды стояли глинобитные дома на каменном цоколе. Известны также полуземлянки. Найдено 26 предметов из меди: шилья, ножи, долота, тесло. Местная металлургия подтверждается находками металлургических молотов и, что особенно важно, сопел, говорящих о существовавших на поселении плавильных горнах. Преобладают кости домашнего скота. Примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных. На поселениях важны находки мотыг, зернотерок, вкладышей серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.

О происхождении древнеямной культурно-исторической общности также нельзя говорить в целом: каждый ее вариант явился результатом длительного воздействия различных культур и племенных групп. Уже огромные размеры самой территории исключают возможность единого происхождения и единого развития. Но, вероятно, можно сказать, что единство основы древнеямных племен в том, что она всюду была местной неолитической. Древнейшим вариантом древнеямной общности является Волго-Уральский. На его формировании сказалось влияние Восточного Прикаспия, где еще с мезолита наблюдались сходные формы кремневой индустрии, а в свое время появилась остродонная или круглодонная керамика. Видимо, там же был центр одомашнивания животных, в первую очередь овцы. Волго-Уральское междуречье было той территорией, где начался процесс обособления скотоводческих племен, который затем охватил всю древнеямную территорию с востока на запад и от Приазовья до Самарской Луки.

Эпоха древнеямной общности положила начало широкому освоению степной полосы, что стало возможным с распространением скотоводства. Скотоводство в степях хотя и было еще пастушеским, но появляется в настолько сложившемся виде, что освоение степей иногда объясняют потребностями хозяйства. Степь открывала возможности общения человеческих коллективов и широкого распространения всех культурных явлений. Развитие скотоводства привело к накоплению богатств в родовых и племенных коллективах, что было причиной усиления межродовых столкновений. Распространение скотоводства было связано и с освоением пахотных участков. Но продуктов земледелия, как думают, было мало, и это было еще одной причиной грабительских межродовых столкновений.

Утверждение производящей экономики привело к улучшению условий жизни и к быстрому росту человеческих коллективов, что, в свою очередь, повлияло на продвижение древнеямных племен до нижнего течения Дуная и Северо-Восточной Болгарии. Погребения с окрашенными костяками встречаются даже в Венгрии. Наконец, в древнеямную эпоху совершился переход к патриархату, обусловленный распространением скотоводческого хозяйства. Впрочем, теперь известе...

Другие файлы:

Происхождение славян и других народов (очерки ДНК-генеалогии)
Вопросу уже не менее трехсот лет, и постепенно сформировалось убеждение, что вопрос не имеет решения, по крайней мере «доступными средствами», и вдруг...

Локализация при переводе малых рекламных текстов
Понятие локализации в межъязыковом и внутриязыковом переводе. Специфичность тематической структуры рекламы. Сложность перевода рекламного текста с ино...

Вопросы изучения родства индоевропейских языков
Данная работа представляет собой введение в изучение вопросов родства индоевропейских языков. Она не ставит задачей изложение фактов индоевропейской с...

Великая Хорватия: Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона
В монографии проводится комплексный анализ известий византийского императора Константина VII Багрянородного и других письменных источников о происхожд...

Морфологическая структура слова в древних индоиранских языках
Монография посвящена ряду вопросов структуры индоиранского слова в индоевропейской перспективе. В книге приводится самый большой список индоиранских ф...