История создания пограничного контроля
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
- Введение
- Глава I. История зарождения и развития пограничного контроля с 1721 г. по начало XIX в.
- 1.1 Исторические предпосылки зарождения и становления пограничного контроля
- 1.2 Создание государственных контрольных органов на границе и анализ их деятельности
- 1.3 Организация пограничного контроля на государственной границе
- Глава II. Совершенствование пограничного контроля российской империи с начала XIX в. по 1917 г.
- 2.1 Факторы активизации пограничного контроля
- 2.2 Реформирование и характеристика деятельности органов пограничного контроля
- 2.3 Совершенствование контроля за пересечением границы
- Глава III. История развития пограничного контроля после 1917 года
- 3.1 История развития пограничного контроля в РСФСР
- 3.2 История развития пограничного контроля в Российской Федерации
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
Введение
Современная Россия имеет самую протяжённую в мире границу, которую пересекают сотни воздушных, морских, автомобильных и железнодорожных путей сообщения. Соседями нашей страны являются 18 государств. Государственная граница нуждается в надёжной защите и охране, а лица, транспортные средства, товары и грузы, её пересекающие - в качественном контроле.
В пограничной сфере угрозу безопасности представляет деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий.
Продолжает оставаться на границе и экономическая угроза, которая выражается в активизации трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей.
Исследование исторического опыта контроля за пересечением границы российского государства показало, что некоторые из этих угроз были характерны для Российской империи в XVIII, XIX и начале XX вв. и вновь появились на границе после распада СССР.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
1. Сложной обстановкой на государственной границе, путях международного сообщения, необходимостью приведения организации пропуска через границу Российской Федерации к стандартам, способным противостоять новым угрозам с учётом отечественного исторического опыта.
2. Необходимостью оптимизации структуры и совершенствования деятельности государственных контрольных органов, в первую очередь пограничных и таможенных, в пунктах пропуска.
пограничный контроль граница россия
3. Недостаточным освещением в отечественной историографии опыта организации и осуществления пограничного и таможенного контроля на границах Российской империи.
4. Объективной потребностью глубокого изучения и достоверного отражения в отечественной истории роли и места таможенного, военного, жандармского, пограничного и других ведомств в осуществлении пропуска через границу лиц, товаров и транспортных средств.
В процессе исследования предполагается решить задачу, которая заключается в необходимости изучить опыт осуществления пограничного и таможенного контроля на границах Российской империи, сформулировать основные теоретические положения, выводы и подготовить практические рекомендации по обоснованию направлений оптимизации системы пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров в современных условиях.
Объектом исследования является система пограничного и таможенного контроля России, предметом - деятельность государственных органов по организации и осуществлению пограничного и таможенного контроля.
Актуальность темы и её недостаточная изученность позволили автору сформулировать цель работы, которая заключается в выявлении особенностей зарождения, становления и совершенствования пограничного и таможенного контроля на границе России в разные этапы существования государства.
Для достижения цели исследования решались частные задачи:
1. Выявить влияние основных внутренних и внешних факторов (исторических предпосылок) на зарождение, становление и развитие пограничного и таможенного контроля на границах Российской империи.
2. Показать значимость, роль, участие и взаимодействие заинтересованных ведомств (приказов, коллегий, министерств, департаментов) в формировании системы контроля на путях международного сообщения, а также тех структурных подразделений, которые непосредственно его осуществляли.
3. Определить основные этапы в деятельности государственных органов по осуществлению пропуска через границу людей, товаров, транспортных средств.
4. Изучить и проанализировать исторический опыт организации и осуществления пограничного и таможенного контроля на путях международного сообщения.
5. Выявить основные тенденции, содержание, формы и способы осуществления пограничного и таможенного контроля, сделать выводы и предложить научно-практические рекомендации по применению накопленного опыта в современной деятельности государства по оптимизации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов и товаров.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Глава I. История зарождения и развития пограничного контроля с 1721 г. по начало XIX в.
1.1 Исторические предпосылки зарождения и становления пограничного контроля
В III-VII вв. для защиты от двигавшихся на запад и сменявших друг друга степных кочевников приднепровские славяне возводили вдоль границ своих территорий систему древних оборонительных сооружений - Змиевы валы. Валы проходили южнее нынешнего Киева по обоим берегам Днепра вдоль его притоков. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др.
Змиевы валы сыграли важную роль в обороне славянских земель. В последующем опыт их строительства нашел свое применение при создании оборонительной линий Московского государства.
При царе Иване Грозном Российское государство увеличилось, рубежи его отодвинулись на юг и восток.1 января 1571 г. начальником станичной и сторожевой службы Иван Грозный назначил "знаменитейшего воина своего времени" М.И. Воротынского, который отличился в походах против шведов, поволжских и крымских татар, а также при взятии Казани, будучи воеводой Большого полка. В феврале того же года под руководством Воротынского был разработан, а затем утвержден царем "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". Этот документ по существу стал первым пограничным Уставом, определившим порядок службы по охране рубежей Московского государства. Сохранился и еще один важный исторический документ - Синодик Успенского собора. В него занесены имена погибших российских ратников на немецких, литовских и южных рубежах. Православная церковь молилась за "христолюбивое воинство русское", желая ему победы над врагом Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. ч.1. - М., 1900. - С.43.. В приложении 1 изображены "страшники" времен Ивана Грозного.
В XVI-XVII вв. на южной границе Московского государства для защиты от набегов крымских и ногайских татар создается система инженерных оборонительных сооружений - "Большая засечная черта". Ее формирование как единого военно-оборонительного комплекса произошло на базе городов Венев, Тула, Одоев, Белев, Лихвин, Козельск, которые стали основными опорными пунктами большой засечной черты. С созданием городов-крепостей Елец, Кромы, Ливны, Воронеж, Оскол, Белгород и Курск Большая засечная черта стала мощной преградой на пути ежегодных татарских набегов.
К концу 1640-х гг. сложилась определенная оборонительная система Большой засечной черты. Линия засек делилась на 2 части. Первая - в виде лесных завалов, валов, рвов и острогов была вынесена на полевую сторону, где лесные завалы являлись основным видом препятствий. Для охраны засек и заповедных лесов назначалась засечная стража. Вторая линия обороны состояла из крепостей и искусственных сооружений, расположенных в глубине засек. К крепости с флангов примыкали дополнительные земляные и деревянные укрепления, располагавшиеся вдоль звена засеки и дороги. В основном это были земляные валы, рвы и линии надолбов в сочетании с опускными воротами. Для защиты больших открытых пространств применялись все виды оборонительных сооружений. Например, в районе Дураковских ворот (Ввожское звено Рязанской засеки) за валом и рвом длиной в 1,3 км (ширина рва - от 3 до 7 м, глубина - до 1 м) в два ряда шли надолбы и "волчьи ямы" в виде канав длиной свыше 100 м с дубовым частоколом на дне. На дорогах создавали главные оборонительные линии надолбов в сочетании с опускными воротами - подвижными бревнами, крепившимися на стоявших по краям дороги столбах. В момент опасности бревна опускались и преграждали путь по дороге.
Создание Большой за...
Международно-правовые аспекты незаконной миграции и пограничного контроля на границах Европейского Союза как меры по ее пресечению
Незаконная миграция как угроза безопасности современного государства. Организация пограничного контроля в странах Европейского Союза, контроль до въез...
Развитие автоматизированных систем контроля
Этапы развития автоматизации производства. История создания и усовершенствования средств для измерения и контроля. Понятие и структурная схема систем...
Правовое регулирование зон таможенного контроля
Процедура создания зон таможенного контроля и определение эффективности их работы. Нормативно-правовая база создания зон таможенного контроля. Порядок...
Метод пограничного слояв задачах дифракции
В этой небольшой книге излагается метод пограничного слоя - весьма универсальный метод, позволяющий находить: коротковолновую асимпототику решений мно...
Проблема пограничного слоя и вопросы теплопередачи
В настоящем сборнике представлен ряд статей ведущих зарубежных исследователей по различным вопросам теории пограничного слоя.Сборник может служить пос...