Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

История создания маяков от древности до настоящего времени

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Световая коммуникация на море. Применение маяков. Александрийский Маяк - чудо света, не сохранившееся до наших дней. История Фаросского маяка. Примечательные итальянские маяки. Знаменитый маяк средневековой Франции. Роль смотрителей в истории маяков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Аннотация

В данной работе объемом 11 стр., рассматривается история световой коммуникации на море и применение маяков.

Ключевые слова: маяк, навигационные знаки, смотрители маяков, строение маяка, Международная Ассоциация Маяков.

Рецензия

В настоящей работе рассматривается история создания маяков от древности до настоящего времени.

Маяки настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже не вспоминаем о них. Маяк - это навигационное сооружение, помогающее кораблям добраться до берега и предупредить моряков о навигационной опасности.

Однако сейчас, когда береговые линии постоянно изменяются, и появляются всякие технические новинки, большинство маяков сочли непрактичными и слишком дорогими навигационными знаками. На протяжении многих столетий они верно служили людям, спасали их жизни, выдерживали все тяготы бушующего моря - и вот теперь их заменяют более дешёвыми приборами: бакенами и аэромаяками. И даже в тех местах, где маяки сохранились, уже нет нужды в смотрителях, благодаря полнейшей автоматизации.

Световая коммуникация на море. Применение маяков

Маяки настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже не вспоминаем о них. Наверняка многие из нас в детстве слушали захватывающие истории о героических смотрителях маяков, однако мы вспоминаем о них лишь тогда, когда в штормовую ночь находимся у себя дома, в безопасности. Мы слушаем, как за окнами завывает ветер и хлещет дождь и, может быть, на минуту-другую вспомним о кораблях в бушующем море, которых ведёт к берегу ровный луч маяка. Однако сейчас, когда береговые линии постоянно изменяются, и появляются всякие технические новинки, большинство маяков сочли непрактичными и слишком дорогими навигационными знаками. На протяжении многих столетий они верно служили людям, спасали их жизни, выдерживали все тяготы бушующего моря - и вот теперь их заменяют более дешёвыми приборами: бакенами и аэромаяками. И даже в тех местах, где маяки сохранились, уже нет нужды в смотрителях, благодаря полнейшей автоматизации. Теперь в них никто не живёт, разве что изредка проводят техосмотры.

Все моряки с почтением относятся к морю. Его спокойные воды могут вмиг стать бурными, лёгкий бриз может превратиться в штормовой ветер, и если моряку не повезёт, его жизнь может оказаться в опасности. Сегодня суда оснащены таким высокотехнологичным оборудованием как радары и спутниковые навигационные системы, и в большинстве международных вод корабли ориентируются на надёжные навигационные знаки, однако даже сейчас нельзя недооценивать изменчивое море. В древние времена у моряков не было всех этих приборов, им приходилось сталкиваться с гораздо большими опасностями. Как же они преодолевали все трудности?

Отношения между человеком и морем всегда были непростыми. С тех пор, как древние люди научились строить лодки, люди стали бороздить моря, ловить рыбу, прокладывать торговые и военные пути. Они часто рисковали своей жизнью, и не только потому, что море было опасным и непредсказуемым: сами берега таили в себе множество опасностей - подводные рифы и опасные течения, справиться с которыми подчас не могли и опытные моряки. Костры и маяки служили двум жизненно важным целям: помочь кораблям добраться до берега и предупредить моряков о навигационной опасности.

По ночам, особенно когда луна скрывалась за облаками или туманом, наступала такая темнота, которую сейчас невозможно представить, благодаря вездесущему электрическому освещению - линия берега становилась абсолютно неразличимой с моря. Древние люди использовали любые доступные средства, чтобы моряки могли безопасно добраться до дома. Первые маяки представляли собой обыкновенные костры, которые разводили на пляжах, холмах и прибрежных скалах. Рыбаки, возвращавшиеся домой затемно, ориентировались на их свет. Разумеется, археологам не удалось отыскать никаких останков этих маяков, однако они упоминаются в таких литературных произведениях, как «Одиссея» и «Илиада» Гомера, жившего в 8 в. д.н.э. Из истории маяков // http://www.vokrugsveta.com

Все историки соглашаются с тем, что первым маяком, построенным специально для этой цели, был Александрийский Маяк, одно из Чудес Света, хотя он и не сохранился до наших дней. Есть мнение, что навигационным целям служил и Колосс Родосский - бронзовая статуя греческого бога Солнца. Статуя высотой в 100 футов (30 м) стояла у входа в гавань на острове Родос. Говорят, что внутри головы статуи разжигали огонь, чтобы светились глаза, а в руке она держала большой факел. Благодаря этим огням корабли спокойно входили в гавань Родоса, пока в 224 д.н.э. статую не разрушило землетрясение.

Фаросский маяк был построен ок. 280 г. д.н.э., во время правления Птолемея II, македонского правителя Египта. Располагался маяк на средиземноморском острове Фарос, к северу от Египта. В то время Египет был самым важным мировым портом, и маяк был нужен для того, чтобы корабли могли плавать в Александрию, а в дельте Нила для моряков не было никаких достойных ориентиров. Фаросский маяк был 436 футов (133 м) в высоту, а его свет был виден за 40 миль (65 км) - неудивительно, что эту уникальную башню современники называли чудом.

Сострат, архитектор из Книдуса, построил очень сложный и функциональный маяк. На квадратном основании площадью 360 кв. футов (110 м2) возвышались три уровня: первый был квадратным, 236 футов (72 м) в высоту и площадью 100 кв. футов (30 м2); второй - восьмиугольным, 115 футов (35 м), а третий - цилиндрический, 85 футов (26 м) в высоту. На этом цилиндре была установлена жаровня, в которой горел огонь. Смотрители маяка добирались до жаровни по спиральному пандусу. Исламский географ Эдриси, живший в 13 в, восхищённо писал о «великолепно построенном и прочном маяке»: «Он построен из прекрасного камня, а блоки так прочно скреплены расплавленным свинцом, что этот маяк будет стоять вечно!». Однако Эдриси ошибался: в 641 г. Александрию захватили исламские войска, повредившие маяк, а в 1346 г. его окончательно разрушило землетрясение. Камни из его руин в 1477 г. были использованы на строительстве исламских крепостей. Но легенда о Фаросском маяке живёт и по сей день, во многих языках слово «маяк» является производным от его имени: например, “phare” во французском и “faro” в испанском На суше и на море. - М., Географгиз, 1961. - 434с - с.232.

С помощью Фаросского маяка корабли Римской Империи могли безопасно достигать александрийского порта и закупать огромные запасы зерна для римлян. Постепенно римляне и сами стали строить маяки в различных стратегически важных портах своей стремительно растущей империи. Одним из таких маяков был Портус - его построили при императоре Траяне в устье Тибра, чтобы римские корабли могли спокойно привозить зерно из Александрии. К 400 г. в мире было построено около тридцати римских маяков.

Хотя многих римских маяков (например, в главном римском порту Остия, построенного в 50 г.) уже нет, те, которые остались, выдержаны в едином стиле - это относительно низкие и прочные башни, наверху у которых горел огонь. В Дувре, Англия, остались руины маяка - восьмиугольной башни 29 футов (24 м) высотой. Другой маяк был расположен по другую сторону Ла-Манша: безумный император Калигула был уверен в том, что сражался с морским богом Нептуном и победил его, и в ознаменование своей громкой «победы» в 40 г. он велел построить маяк в Болонье, Франция. После падения Римской Империи эта восьмиугольная башня из камней и кирпича пришла в негодность, хотя её неоднократно реставрировали при святом римском императоре Карле Великом, правившем с 800 г. Англичане называли этот маяк «Стариком из Баллена», а французы - Башней Порядка. В итоге её разъела эрозия, а камни растащили грабители, и в 1644 г. башня рухнула в море. История маяков // Наука и жизнь, 1998 №5 - с.43-48 - с. 45

Несмотря на то, что большинство древних маяков разрушено, есть основания предполагать, что маяк, построенный во 2 в. и до сих пор выполняющий свою первоначальную функцию, является именно римским. Этот маяк находится на холме к северу от Ла Коруньи, в устье реки Гвадалквивир, что на галисийском побережье Испании. О нём упоминалось даже в мифологии: римляне называли его Башней Геракла, они считали, что в основании этого маяка греческий герой похоронил труп своего врага - великана из Гриона; в кельтской же мифологии этот маяк якобы был воздвигнут в честь морской богини Бригантии. Однако на скале в основании этого маяка есть надписи, подтверждающие его римское происхождение: «Посвящается Марту Августу, Гайус Сервиус Люпус, архитектор из Аэминиума, в исполнение своей клятвы» Тайны Пиллау // http://baltiysk.h15.ru/history/history_book.htm. Эту башню высотой около 100 футов (30 м) упоминали многие римские писатели. Однако после распада Римской Империи маяк Ла Коруньи постигла та же судьба, что Башню Порядка. За ним перестали ухаживать, а многочисленные войны и вандализм к 16-му столетию превратили его в руины. В 1682 г. маяк отреставрировали ради успешного ведения торговли с Испанией, но вскоре его опять забросили, и лишь в конце 10-го века снова отстроили и зажгли. Под надзором галисийского морского лейтенанта Евстахио Джианнини рабочие отделали башню гранитом, чтобы укрепить её, а внутри построили лестницу, по которой можно было добраться до каменного фонаря на вершине. В 1791 г. маяк Ла Коруньи снова протянул свой луч над морем. Сначала его зажигали при помощи угля, потом - масляными лампами, а в 1847 г. на маяке установили призму Френеля, но топливом по-прежнему осталось оливковое масло. В дальнейшем на маяке Л...

Другие файлы:

История медицины
В учебнике в соответствии с учебной программой по предмету в кратком виде для студентов младших курсов изложены основные события и этапы возникновения...

История России от ее основания до настоящего времени
История России от ее основания до настоящего времени общепонятно рассказанная А.М. Станюковичем.С приложением отдельных списков городов, областей, мон...

Функционально-семантические особенности глагольных форм настоящего времени в английском и французском языках
Время как философская и лингвистическая категории. Грамматический статус формы настоящего времени. Прагматические функции Le Present de l’Indicatif. Г...

Под флагом нашей Родины
Рассказы о кораблях. Замечательные цветные иллюстрации кораблей, портов, маяков. Тематика: Редкая книга; Водный транспорт; Корабли -- История...

История литературы и мифология.
В книге рассматриваются некоторые коренные проблемы литературной науки и художественной культуры в целом и прежде всего проблема связи в истории литер...