Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

История развития российского тракторостроения

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
История мирового тракторостроения. Основные этапы развития российского автотракторостроения. Подготовка кадров для будущего массового производства тракторов. Становление отечественного тракторостроения. Послевоенное восстановление тракторных заводов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • 1. История развития российского автотракторостроения
  • 1.1 Первый этап
  • 1.2 Второй этап
  • 1.3 Третий этап
  • 1.4 Четвертый этап
  • 1.5 Пятый этап
  • 1.6 Шестой этап
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Тракторы на данный момент занимают одно из важнейших мест среди применяемых человеком машин, так как они представляют собой основные энергетические средства, которые обеспечивают проведение сельскохозяйственных, дорожно-строительных, мелиоративных работ. Появление паровой машины положило начало строительству паровозок на паровом ходу, а так же первых автомобилей и тракторов. Первые колесные тракторы были паровыми и впервые появились во Франции и Великобритании в 1833 г. Первый паровой гусеничный трактор был создан в 1888 г. Появление гусеничного хода является событием почти столь же великим и фундаментальным, каким в свое время являлось изобретение колеса. Но имя человека, создавшего колесо, уже давно потеряно в глубине истории, то создатель гусеничного, который нашел широчайшее применение в тракторной технике, тракторостроении, известен. Им является обычный русский крестьянин Федор Абрамович Блинов. [2]

История мирового тракторостроения на сегодняшний день насчитывает более 200 лет.

В 1791 г. изобретатель Иван Кулибин построил первую в нашей стране трехколесную "самобеглую коляску", в которой присутствовали механизмы, которые применяются и в современных трактора: коробка переключения передач, рулевое управление и тормозная система. Эта машина приводилась в движение посредством физической силы человека. [1]

В 1898 г. механик Федор Абрамович Блинов соорудил конструкцию, которая в будущем положила начало гусеничным тракторам. Роль силового агрегата выполняли две паровые машины, которые устанавливались на раме длиной 5 м. Крутящий момент к ведущим звёздочкам передавался посредством отдельных шестеренных передач от каждой машины. Ведущие звёздочки, в свою очередь, были сцеплены с гусеницами. Для управления трактором было необходимо два человека. Скорость движения составляла всего порядка 3 км/ч.

В 1897 г. ученый Рудольф Дизель построил первый в мире двигатель внутреннего сгорания, работающий от сжатия, который в дальнейшем стали называть в честь его создателя. В 1910 г. Яков Мамин построил первый отечественный дизельный колесный трактор. Впоследствии данную машину назвали "русский трактор" [1].

1. История развития российского автотракторостроения

Идея обработки земли при использовании механической тяги возникла довольно давно. Например, в нашей стране в 1785-1788 гг. были опубликованы работы агронома И.М. Комова, которые назывались "О земледелии" и о "Земледельческих орудиях". В 1836 г. инженер В.П. Гурьев впервые озвучил идею об использовании для пахотных работ тягачей с паровым двигателем. Д.А. Загряжский в 1843 году разработал, а затем и запатентовал первый экипаж, который перемещался посредством гусеничного хода. В 1878 г.С. Маевский создал и запатентовал гусеничный тягач, в котором в качестве силовой установки использовалась паровая машина. Однако все эти патенты не смогли найти практического применения на тот момент, так как в них не решался важнейший вопрос о способе поворота гусеничного тягача. Эту проблему смог решить механик, а также изобретатель-самоучка Ф.А. Блинов, создав устройство, которое обеспечивало для левого и правого гусеничного движителя разные поступательные скорости движения. В 1879 году он смог получить патент на свою конструкцию гусеничного хода, которую он впоследствии дооборудовал паровой машиной, и уже в 1888 г. в были проведены ходовые испытания прототипа будущего гусеничного трактора.

На Всероссийской промышленной и художественной ярмарке в июне 1896 г. состоялась первая публичная демонстрация самого первого в мире трактора на гусеничном ходу, который был оснащен двумя горизонтально расположенными паровыми двигателями, и впоследствии этот год стало принято считать годом появления тракторостроения в России.

Ученик Ф.А. Блинова, одаренный изобретатель Яков Мамин, предвидя сложности с применением на практике "не ко времени рожденного" трактора на гусеничном ходу с паровым двигателем, решил создать двигатель, имеющий меньшую массу. Такой двигатель, имевший высокую степень сжатия, и впрыск топлива в котором происходил посредством насосного распыливания, был создан в 1899 г., причем почти одновременно был создан двигатель немецкого учёного Рудольфа Дизеля (в 1897 г.). К 1911 году Яков Мамин уже создал целую серию двигателей, которые работали на нефти и имели мощность от 16 до 60 л. с. Эти двигатели в проекте "Русский трактор" были установлены Маминым на тракторах его собственной оригинальной конструкции, имевших металлические колеса (рисунок 1.1). Эти тракторы назывались "Универсал" (номинальная мощность 16 л. с.), "Посредник" (номинальная мощность 30 л. с.) и "Прогресс" (номинальная мощность 60 л. с.). Их стали производить на его собственном небольшом заводе в городе Балакове [1].

Рисунок 1.1 - "Русский трактор" Якова Мамина

На этом стоит закончить экскурс в предысторию зарождения отечественных тракторов, которая происходила до революции 1917 г. На тот момент в России было всего порядка 180 тракторов, большую часть которых составляла техника зарубежного производства, эксплуатировавшаяся в крупных хозяйствах.

Развитие тракторостроения в нашей стране после 1917 г. следует подразделить на ряд этапов.

российское тракторостроение завод тракторный

1.1 Первый этап

Первый этап (1918-1929 гг.) - в этот период происходила подготовка кадров для будущего массового производства тракторов. Этот этап был характерен тем, что происходила интенсивная подготовка к производству и начало выпуска тракторов, как зарубежных, так и отечественных конструкций на части машиностроительных и паровозостроительных отечественных заводов. В результате, Балаковский завод был назван "Возрождение", а Я.В. Мамин стал его директором и вместе со своими двумя сыновьями начал работы по проектирования простых, легких и при этом дешевых трехколесных тракторов, которые были наиболее удобными для эксплуатации в крестьянских хозяйствах в тот период.

В 1919 г. появился трактор "Гном", а в 1924 г. - "Карлик", имевший мощность 12 л. с. (рисунок 1.2), развиваемую одноцилиндровым двигателем, который работал на нефти. Этот трактор впоследствии стали производить и в четырехколесном варианте. Завод выпускал машины мелкосерийно и до конца 20-х годов выпустил лишь несколько десятков партий тракторов этих моделей.

В 1918 г. на машиностроительном заводе под названием "Большевик" (под Петроградом) мелкосерийно выпускались мощные для того времени пяти - а также десятитонные гусеничные тракторы, выполненный по образцу американской фирмы Холт. Их оснащали карбюраторными бензиновыми двигателями номинальной мощностью 40 и 75 л. с.

В 1918 г. была создана научно-исследовательская лаборатория (НАЛ), основными задачами которой являлись проведение исследовательских работ в области автомобилей, тракторов, автотракторных двигателей, которая впоследствии была преобразована в НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт).

Рисунок 1.2 - Трактор "Карлик" конструкции Я.В. Мамина

Импульсом для наиболее быстрого развития российского тракторостроения послужил декрет от 1 апреля 1921 года "О сельскохозяйственном машиностроении", в котором выражалась необходимость превращения данной отрасли промышленности в одну из приоритетных по вопросам организации массового производства.

В 1920-1929 гг. на базе Коломенского и Брянского паровозостроительных заводов было создано производство колесных тракторов малыми сериями. Сначала это был трактор, за основу которого был взят американский "Могул", имевший горизонтальный оппозитный керосиновый двухцилиндровый двигатель при этом масса составляла всего около 5 тонн. В 1923 году под руководством одного из первых людей в отечественном тракторостроении, а так же автором теории трактора Е.Д. Львовым на базе этой модели был создан практически абсолютно новая машина "Коломенец-1", имевшая нефтяной двигатель и массу порядка 3,5 т (рисунок 1.3). Впоследствии этот трактор стали выпускать на обоих заводах.

Рисунок 1.3 - Трактор "Коломенец-1"

Впоследствии были спроектированы более совершенные конструкции машин под названиями "Коломенец - 2, - 3 и - 4", которых выпустили свыше 500 штук.

В 1923 году на заводе "Красный прогресс" в городе Токмак начали производить трехколесные тракторы "Запорожец", оснащенные одноцилиндровым двигателем номинальной мощностью 12 лошадиных сил, который работал на сырой нефти. Самой главной его особенностью являлось применение единственного заднего широкого металлического колеса с почвозацепами вместо двух, что исключало использование сложного в производстве для того времени механизма дифференциала (рисунок 1.4). В период с 1923 по 1927 годы было произведено порядка 500 тракторов. Это был очень простой трактор, который создали сторонники "русского направления" в тракторостроении.

Крупносерийная стадия производства тракторов на гусеничном ходу ХПЗ, Г - 50, Г-75 и З-90 ("Коммунар") сделанного по образцу трактора Z-50 немецкой фирмы Ганомаг для ну...

Другие файлы:

Тракторы. Конструкция
О книге: В учебном пособии разобраны история отечественного тракторостроения, назначение, классификация, предъявляемые требования, описание основных...

История Российского флота
Настоящие пособие в хронологическом порядке раскрывает историю зарождения и развития мореплавания славян, а затем - государства Российского, появление...

История российского фитнеса
История развития мирового и российского фитнеса с древних времен. Характеристика специфических черт памп-фитнеса - разновидности силовой тренировки, в...

Российский федерализм: теория, история, современная практика
Понятие федерализма в принципах конституционного строя России. История развития советского и российского федерализма. Перестройка, становление и разви...

Характеристика современных проблем и перспектив развития российского менеджмента
История возникновения и развития управления организацией от древности до наших дней. Методологические принципы формирования российского менеджмента. З...