Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

История Всесоюзной пионерской организации

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
История становления и этапы развития пионерского движения. Причины перевода пионерской организации в систему школьного образования. Особенности становления и развития пионерской организации в Удмуртии. Символы, атрибуты и ритуалы пионерской организации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

19 мая 1922 года по решению Всероссийской конференции комсомола опыт создания пионерских отрядов распространился по всей стране. Тем самым было положено начало почти семидесятилетней истории пионерского движения.

Тема данного исследования - идеологическое воспитание в советской России, история Всесоюзной пионерской организации. Соответственно, объектом исследования является идеологическое воспитание, а предметом - история организации.

За последние десятилетия в СМИ сложился достаточно негативный образ пионера и всей деятельности пионерской организации. Критике, зачастую, ничем не обоснованной, подвергается вся история пионерского движения. К примеру, в статье «Миф о пионерах-героях» в «Частном корреспонденте» говориться: «Советское общество требовало от своих детей большего,нежели христианская вера: принятия мученической смерти, взамен которой не обещало ничего…» http://www.chskor.ru

Критический подход, конечно, нужен, но, при этом, на мой взгляд, нельзя полностью отказываться от лучшего опыта, традиций, методик, которые были накоплены в пионерской организации и имели эффективные результаты в воспитании детей.

Исходя из этой проблемы, была поставлена цель - проанализировав историю Всесоюзной пионерской организации сделать объективные выводы, подтверждающие или опровергающие критику.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Обозначить цели, причины и истоки создания пионерской организации;

2) Охарактеризовать особенности становления и развития пионерской организации в Удмуртии;

3) Проанализировать этапы становления и развития пионерской организации и её деятельность;

4) Охарактеризовать символику и ритуалы пионерской организации.

Эта тема недостаточно изучена в научной литературе, о чём говорит практическое отсутствие каких-либо серьёзных работ по данной проблеме. Тема обделена вниманием абсолютно несправедливо, т.к. на сегодняшний день очень остро стоит проблема воспитания школьников. Старое было разрушено, а новая концепция до сих пор не сформирована основательно.

В своей работе я опиралась на такие источники, как «Речь В.И.Ленина на III Съезде РКСМ», в которой вождь пролетариата говорит о приоритетах в воспитании молодёжи и говорит о важности идеологического воспитания не только молодёжи, но и детей младшего и среднего возраста. Ленин, В.И. Задачи союзов молодёжи. М., 1974.

Следующие две книги: «Ленин, партия, молодёжь» Ленин, партия, молодёжь. М., 1990. и «Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации» Н.Ф.Басова являются сборниками документов по работе партии, ВЛКСМ и ВПО. Басов, Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. М., 1984.

В статье С. Леонтьевой «Пионер - всем пример» сделан краткий обзор истории становления пионерской организации, а так же автор статьи говорит о проблеме культа пионеров-героев и о том, кто является примером для подражания сегодняшней молодёжи. Леонтьева, С. Пионер - всем пример// Отечественные записки, 2004.-№3

Т.М. Рыбакова в своей статье «Пионерские отряды в Удмуртии в 1920-е годы: проблемы создания» говорит об особенностях становления пионерской организации в Удмуртии. Рыбакова, Т.М. Пионерские отряды в Удмуртии: проблемы создания. Ижевск, 2005. В этом же издании статья Л.А.Власовой о том какие проблемы возникли в связи с распадом пионерской организации и во что она преобразовалась. Власова, Л.А. Переход пионерских организаций в современные детские движения. Ижевск, 2005. Кроме того, в следствие большой ограниченности литературы по данной теме, мною активно использовались интернет-ресурсы.

I. История становления пионерского движения

1.1 Истоки пионерской организации

В конце третьего этапа Гражданской войны (конец осени 1918-крнец 1920-го гг.), когда, по сути ситуация уже была практически сложившейся в пользу большевиков, а значит в пользу Советской власти, на мирных территориях, по мере возможности, начинается складываться новый уклад жизни страны - страны Советов.

Кроме проблемы восстановления хозяйства, разрушенного войной, как Гражданской, так и Первой мировой, остро стояла проблема налаживания и формирования централизованного управления молодым государством, а так же воспитание общества. Да, большевики одержали силовую победу, да, большинство населения страны сделало свой выбор в их пользу, но достигнутый результат необходимо было закрепить. Ведь среди тех, кто поддержал на тот момент Советы, не все были сторонниками большевиков. Многие из них при выборе руководствовались тем, что выбирали «меньшее из двух зол».

Одним из важнейших методов воспитания общества большевики выбрали идеологическое воспитание. Оно охватывало всё общество, включая детей и молодёжь. «Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», - было написано в резолюции I Всероссийской конференции РКСМ. Ленин, партия, молодёжь. М.: Издательство политической литературы. 1990. С. 406. Именно в рамках такого идеологического воспитания были созданы ВЛКСМ, а позже и младшее звено комсомола - Всесоюзная пионерская организация.

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. История скаутского движения, или скаутизм, имеет весьма глубокие исторически корни в России.

Его история начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик». Уже в 1909 году под руководством Олега Пантюхова сформировался первый отряд «Бобры». Лозунгом русских разведчиков («скаут» в переводе с английского означает «разведчик») был: «Верность Богу, Царю, Отечеству».www. Pervoprohocy.ru/pioneer-old/…

С ребятами тогда работали бывшие русские офицеры и царский двор очень поддерживал их. Кстати, известен один любопытный исторический факт: Антон Семенович Макаренко, великий наш педагог, был одним из первых, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище.

В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Так, если Московский отряд В. А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрограде, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» -- следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества «Русский скаут»), призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом.

Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты -- скауты»), прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма.

Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму, включая юкизм, видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Der school.narod.ru/ist-ip.html

Можно сделать вывод о том, что одной из задач в укреплении своей власти большевики считали вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. В России и до революции существовали детские движения и организации, самым многочисленным и популярным из которых было скаутское движение. После революции 1917 года скаутское движение постепенно идёт на спад, т.к. в условиях войны, революции, интервенции не было возможности для полноправного существования и развития таких организаций. Этому ещё способствовало и то, что коммунисты начинают делать попытки создания прокоммунистических детских организаций. Одной из первых попыток такого рода была организация Юных коммунистов или юкизм. Однако эта организация не имела успеха и наряду со скаутизмом была ликвидирована в 1919 году.

1.2 Становление пионерской организации

Одновременно с роспуском скаутской организации и ЮК - скаутов в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создания собственной коммунистической организации для работы с детьми. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы.

Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая, в ноябре 1921 года выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

Новые идейные и педагогические принципы разрабатывались на заседаниях ЦК РКСМ, коллегии...

Другие файлы:

Слушайте все!
Эта книга рассказывает о жизни, мечтах и планах пионеров славного города Горловки. Над книгой работали 517 пионеров, 1 писатель, 1 литредактор, 3 худо...

Этапы пионерского пути
Книга в научно-популярной форме раскрывает историю создания и основные этапы развития Всесоюзной пионерской организации .имени В. И. Ленина. На богато...

Рассказы и стихи о пионерах
Авторы этой книги, каждый по-своему - кто в стихах, кто в прозе, кто в рисунках,- отразили многообразие нашей жизни и показали, как участвуют в ней на...

Пионеры-герои. Серия в 14 книгах
Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны.Образы пионер...

Звукозапись
Экспонаты 7-й Всесоюзной заочной радиовыставки.В брошюре даются описания аппаратуры по звукозаписи, изготовленной советскими радиолюбителями и экспони...