Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Исторические этапы развития евразийства. Особенности развития капитализма в России. Путь большевиков к власти

Тип: контрольная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Исследование концепции исторического развития России евразийцев. Сравнение Новгородского, Галицко-Волынского и Владимирско-Суздальского княжеств в период политической раздробленности на Руси. Анализ исторического значения Октябрьской революции 1917 года.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

1. В чем оригинальность концепции исторического развития России евразийцев (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, А.С. Панарин и др.). Чем отличаются их взгляды друг от друга

2. Охарактеризуйте и сравните три типа княжеств (Новгородское княжество, Галицко-Волынское княжество, Владимирско-Суздальское княжество) в период политической раздробленности на Руси: выделите сходства и различия. Объясните, каким образом особенности этих княжеств повлияли на их дальнейшую судьбу

3. Особенности развития капитализма в России (XIX - начало XX века)

4. Оцените историческое значение Октябрьской революции 1917 года. Каким образом большевикам удалось прийти к власти, удержать ее в чрезвычайных условиях и модернизировать страну, превратив ее во вторую сверхдержаву в мире? Почему все-таки СССР распался

5. Научно-исследовательская работа. Начало исторического пути спортивного клуба «Гранит» города Озерска

Список литературы

1. В чем оригинальность концепции исторического развития России евразийцев (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, А.С. Панарин и др.). Чем отличаются их взгляды друг от друга

Обратимся к анализу самого понятия «Евразийство». Хотя современные политические деятели России (помощник президента С. Ястржембский), и считают, что евразийство существует «уже на протяжении многих веков», евразийство как идейно-политическое течение впервые появилось в 20-е годы ХХ века в среде русской эмиграции. Основными ее представителями были выдающие русские ученые и мыслители того времени: кн. Н.С. Трубецкой (1890-1938)- филолог, философ, этнограф и лингвист, П.Н. Савицкий (1895-1965) - географ, экономист, философ, геополитик, Г.В. Флоровский (1893-1979) - историк культуры, богослов, религиозный философ, Г.В. Вернадский (1877-1973) историк и геополитик, Н.Н. Алексеев (1879-1964) - правовед, государствовед и политик, Л.П. Карсавин (1882-1952), религиозный философ. Это течение рассматривалось некоторыми из его первых критиков как продолжение славянофильства. Так, например, в книге советского историка и публициста Н. Мещерякова читаем: «Подведем итоги этой доктрины: отрицание европейской цивилизации, национализм, славянофильство. И над всем этим купол православной церкви. Ученая гора родила маленькую и притом старую славянофильскую мышь…».

Разделим евразийство в его историческом развитии на три этапа: классическое евразийство, Л.Н. Гумилев как «последний евразиец» и неоевразийство.

I Классическое евразийство (20-30е годы ХХ века). Классическое евразийство было идейным наследником славянофильства. Однако, несмотря на то, что по выражению П.Н. Савицкого: «Евразийство, конечно, лежит в общей со славянофилами сфере… проблема взаимоотношений обоих течений не может быть сведена к простому преемству». Уникальность же евразийства по мнению автора заключается в том, что это был оригинальный синтез трех учений: - византизма поздних славянофилов (признание основополагающим элементом Российской культуры византийского предания и Православной Церкви), соединенного с неприятием европейской цивилизации Нового времени;

- восточничества «поворот к Востоку (Азии)», т.е. признание положительной роли татаро-монгольского ига и единства исторической судьбы и культуры русского и туранских (восточных) народов;

- оригинальное политико-экономическое учение, близкое к марксизму по своим политическим выводам (евразийцы полностью принимали тактику большевиков в смысле их организационной структуры и политического строя).

Однако синтез этих трех учений основывался на рациональном анализе культуры и истории России с одной стороны, а с другой стороны, на одной из первых в мире теорий геополитики, т.е. соотнесении политических и национальных форм органического бытия жизни народов с географическим пространством, или цивилизационном подходе. Согласно П.Н. Савицкому, «Россия-Евразия есть центр Старого Света. Устраните этот центр и все остальные его части, вся эта система материковых окраин (Европа, Передняя Азия, Иран, Индия, Индокитай, Китай, Япония) превращается как бы в «рассыпанную храмину… Европа и Азия одинаково представляют собой окраину Старого Света. Причиной Европой с русско-евразийской точки зрения является, по сказанному, все, что лежит к западу от русской границы, а Азией - все то, что лежит к югу и юго-востоку от нее… Россия не есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый географический мир»

Основные исторические вехи появления и развития идеологии классического евразийства: точкой отсчета для нее принято считать книгу кн. Н.С. Трубецкого «Европа и Человечество», которая вышла 1920 году в Софии. В этом труде он писал: «Интеллигенция европеизированных народов должна сорвать со своих глаз повязку, наложенную на них романогерманцами (европейцами - А.С.), освободиться от наваждения романо-германской идеологии. Она должна понять вполне ясно, твердо и бесповоротно: … европейская культура не есть нечто абсолютное, …а лишь создание ограниченной и определенной этнической или этнографической группы народов…, что, таким образом, европеизация является безусловным злом для всякого неромано-германского народа… и что истинное противопоставление есть только одно: романогерманцы - и все другие народы мира, Европа и Человечество». Уже в 1921 году выходит первый сборник евразийцев (Трубецкого Н.С., Сувчинского П.П., Флоровского Г.В., Савицкого П.Н.), получивший название «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». В этом сборнике ставятся не только проблема освобождения от засилья западной культуры, но и политическая проблема - своевременности и оправданности русской революции. В 1922 году выходит новый сборник «На путях. Утверждение евразийцев», в которой напечатана программная статья Савицкого П.Н. «Степи и оседлость». В этой статье утверждается положительная роль «степи» в формировании России. Именно татаро-монголы с их нашествием, по выражению Савицкого, «…дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество становиться могущественной ордой».

В этом же сборнике Г.В. Флоровский выражает отношение евразийцев к революции и большевикам: «Как ни относиться к программе большевиков в смысле ее соответствия реальным потребностям жизни, необходимо признать верность руководившего ими инстинкта; они поняли, что нужно ломать и созидать наново».

Выделим основные задачи, которые ставило перед собой евразийство как идейно-политическое течение в эти годы. Отталкиваясь от неприятия романо-германской цивилизации, оно ставило задачу создания самобытной Российской цивилизации (Россия-Евразия), утверждающейся на началах Православия. П.Н. Савицкий в своей статье «Евразийство» писал: «Евразийцы.. стоят на почве традиции. …Россию-Евразию они воспринимают как единство… Дело заключается в том, чтобы найти в ее пределах должные формы сожительства наций. Евразийцы понимают Россию как «собор народов» и они уверены, что так называемые национальные особенности будут складываться в некую гармонию, будут порождать явления широкого и творческого общеевразийского национализма».

Но кроме этого, для утверждения своей позиции евразийцам было необходимо опровергнуть расхожие представления европоцентристских идеологий об Азии как темной и дикой массе некультурных народов, подорвав, таким образом, идею об исключительности западного Просвещения. Эту идею блестяще развивал кн. Н.С. Трубецкой в статье «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока».

Евразийцы также ставили перед собой задачу осмысления русской революции 1917г. и марксистской идеологии в целом с ее минусами и плюсами, спокойно, без эмигрантского надрыва или самообвинений. Осмысление революции было необходимо, чтобы оправдать русский народ и русскую культуру в глазах белой эмиграции, разуверившейся в старом славянофильском идеале «народа-богоносца».

На основе изучения опыта построения большевизмом новой государственности в России евразийцы выработали довольно оригинальную политическую стратегию, выдвинув учение об идеократии. Трубецкой Н.С. писал: «…идеократическое государство имеет свою систему убеждений, свою идею-правительницу (носителем которой является объединенный в одну-единственную государственно-идеологическую организацию правящий слой)… Идеей правительницей подлинного идеократического государства может быть только благо совокупности народов, населяющих данный автаркический особый мир».

Евразийцы констатировали, что сложившаяся структура политических органов власти в СССР соответствует их представлениям. Однако евразийцы предполагали сменить большевистскую элиту, которая ведет народ к государственному капитализму (имелся в виду НЭП) на евразийскую национальную элиту. Православие как и другие традиционные религии должно было стать в этом проекте абсолютно свободным от государства и проводить свою самостоятельную политику в обществе. Впрочем, сами евразийцы считали себя православными и признавали Православие важнейшей религией для существования России-Евразии как единого целого. Придя к власти, они намеривались дополнить марксистскую социально-экономическую модель, заменив в ней государственный капитализм с принудительным экономическим регулированием на «систему государственно-частного хозяйства», т.е. сочетающую патерналистскую модель государственного управления экономикой и широкую частную инициативу снизу (похожую на современную китайскую экономическую модель). По мысли Н.Н. Алексеева «…частная собственность есть привилегия. …Государство...

Другие файлы:

Особенности и проблемы промышленного переворота в России. Развитие капитализма
Предпосылки для начала промышленной революции в России. Этапы развития промышленного переворота. Прогрессирующее общественное и территориальное раздел...

История военной стратегии России
Аннотация: В предлагаемом читателю труде впервые в отечественной историографии раскрывается сложный путь развития, характерные черты и специфические о...

Основные принципы федерализма в Российской Федерации
Исторические этапы формирования федерализма в России. Исследование его принципов на примере наиболее развитых стран. Особенности данной формы децентра...

Развитие российского федерализма
Исторические этапы и принцип построения современного государственно-территориального устройства России. Появление и эволюция проблемы развития российс...

Федеративное устройство России
Понятие, принципы и формы государственного федеративного устройства современной России, исторические этапы его становления. Проблемы сохранения целост...