Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Исследование сельского хозяйства древних шумеров на основании эпоса о Гильгамеше

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
История возникновения эпоса и его редакции. Анализ быта населения древней цивилизации. Шумерские былины о Гильгамеше. Сельское хозяйство шумеров. Описание изготовления хлеба, оливкового масла, сикеры. Животноводство и садоводство древних шумеров.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

История возникновения эпоса и его редакции

Сельское хозяйство шумеров

Заключение

Список литературы

Введение

Цель данной работы - анализ сельского хозяйства древнешумерского общества, основанного на величайшем литературном произведении шумеров - эпосе о Гильгамеше. Совершенно очевидно, что выводы, сделанные на основе подобного исследования, будут весьма условными, и тому несколько причин.

Во-первых, в центре повествования эпоса находится сам великий правитель шумерского народа и его побратим Энкиду. Обычному человеку и его бытовым, приземлённым делам в нём просто нет места. Однако окружающая обстановка всё же проникает в текст повествования. Она просачивается в него по каплям, так как отдельные детали народного быта просто не могут быть не освещены при описании подвигов Гильгамеша.

Во-вторых, сказание о Гильгамеше за годы подверглось невероятному количеству изменений. Различные волны семитов привносили изменения в язык шумеров и по-новому переписывали эпос, что определённым образом сказывалось на некоторых деталях. Некоторые малозначимые на взгляд редакторов того времени моменты были опущены, иные - наоборот, добавлены в текст. Наконец, не следует забывать о том, что и сам быт шумерского народа менялся, пусть и медленно, но верно. Полагаю, что в различных редакциях эпоса это так же нашло своё отражение, в том числе и в тех табличках, что были утеряны или физически испорчены.

В третьих, определённое искажение текста неизбежно случается при переводе на русский язык. Наиболее каноничным и правильным переводом принято считать перевод Игоря Михайловича Дьяконова, однако немалую работу в исследованиях текста проделал Владимир Казимирович Шилейко. Текст современного поэта и переводчика Семена Липкина лишён некоторых подробностей, однако наиболее стилизован и художественно обработан. Для полноты картины произведение необходимо прочитать не один раз, а кроме того - в различных переводах. Однако в данной работе я буду делать основной упор на текст И.М. Дьяконова, как на наиболее детализованный и академически верный.

Анализ быта населения древней цивилизации - а говоря о сельском хозяйстве, мы говорим о весьма значительной части шумерского быта - задача непростая и достаточно тонкая. Она совмещает в себе выявление первичных потребностей человека и способы их удовлетворения, а также методы, с помощью которых шумеры обустраивали свою жизнь. Сельское хозяйство в этом отношении даёт исследователю весьма ценную подсказку, ибо, в отличие от ремёсел, всегда направлено в первую очередь на обеспечение людей провизией, и лишь затем - на удовлетворение прочих нужд. Как правило, отрасли такого плана являются периферийными, и очень сильно перекликаются с ремёслами, а потому в контексте данной работы рассматриваться не будут. Данная работа также не является историческим исследованием, и вся аналитика проводится исключительно на уровне восприятия и разбора литературного произведения. И в то же время она снабжена необходимой исторической справкой, без которой невозможно понимание некоторых элементов эпоса.

История возникновения эпоса и его редакции

В начале III тысячелетия до н. э. в Шумере наибольшее значение имели два города-государства -- Урук на юге и Киш на севере. Оба являлись центрами военных союзов. Шумерская историческая традиция перечисляет царей-вождей этих двух городов, и среди вождей Урука упоминается Бильгамес, которого в позднейшее время называли Гильгамешем. Рассказывали, что он не покорился кишскому гегемону Акке, сыну Эн-Менбарагеси, обнес стеной обе составные части Урука -- общины Куллаб и Эанну, и прославился многочисленными подвигами. Археологические раскопки подтвердили, что стены Урука были построены около того времени, когда должен был, по традиции, жить Бильгамес, и до нас дошла подлинная надпись Мебарагеси, -- очевидно, Эн-Менбарагеси, отца Акки.

Шумерские былины о Гильгамеше сложились, вероятно, еще в конце первой половины III тысячелетия до н. э., хотя дошедшие до нас записи лет на 800 моложе. К тому же времени относятся первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о Гильгамеше, сложившейся, вероятно, в последней трети III тысячелетия до н. э. От II тысячелетия до н. э. из Палестины и Малой Азии дошли отрывки другой, «периферийной», версии аккадской поэмы, а также фрагменты ее хурритского и хеттского переводов. Наконец, от конца II тысячелетия, а также от VII и VI вв. до н. э. до нас дошел текст окончательной «ниневийской» версии поэмы, которая положена в основу перевода Дьяконова. Отголоски легенды о Гильгамеше доходят до нас и от более позднего времени -- вплоть до раннего средневековья. Всего было найдено и составлено три версии эпоса: старовавилонская, периферийная и неневийская. Таким образом, мы можем проследить жизнь легенды в художественном слове на протяжении почти двух тысячелетий и видеть, как изменялся эпос в устах рапсодов различных поколений.

Наиболее старые фрагменты списков аккадского эпоса о Гильгамеше относятся, по-видимому, к XVIII в. до н. э.; однако многочисленные описки и неточности, допущенные писцами, а также самый характер языка, несколько архаичного даже для того времени, заставляют думать, что поэма много старше. В ней ни разу не упомянут бог Мардук, объявленный в XVIII в. до н. э. царем богов; но и бог Эллиль, занимавший до Мардука -- особенно в период господства династии Ура -- ведущее место в пантеоне, хотя и играет важнейшую роль, однако уступает в значении местному урукскому небесному богу Ану. Поэтому есть основания полагать, что поэма сочинена до XXI в. до н.э, т.е. до установления при царях Ура единства пантеона. Но на юг Двуречья, где расположен Урук, аккадский язык стал распространяться только после Саргона, в XXIV--XXIII вв. до н. э. Следовательно, есть предположение, что создание аккадской поэмы нужно датировать периодом между XXTII и XXI вв. до н. э.

Практически не приходится сомневаться в том, что эпос вырос и созрел на плодотворной мифологической почве. Работа грубыми орудиями под палящим зноем (как необходимая для себя, так и принудительная), поборы жречества и правителя, антисанитарные условия существования в тесноте за глинобитными стенами города в глинобитных же домишках, частые губительные эпидемии -- всё это делало жизнь людей невероятно тяжелой. Еще более трудной делали жизнь постоянные страхи перед враждебными демонами и духами, от которых приходилось ограждаться амулетами, заклинаниями и колдовскими обрядами. Каждый поступок человека, каждое самое простое его действие сопровождалось заклинаниями и магией, каждый шаг был регламентирован жрецами. Ни одно важное предприятие не начиналось без запроса к оракулу и гадания по печени ягненка, по поведению птиц и насекомых, по небесным явлениям. Первые поэмы о Гильгамеше появились как фиксация определённого пласта мифологического сознания древних шумеров.

Однако древний материал мифов и легенд в аккадской поэме был использован по-новому. С точки зрения мифологии содержание поэмы разъяснялось в ряде исследований. Не представляет, по-видимому, сомнения, что образы Гильгамеша и Энкиду (в фольклоре называвшихся часто «родными братьями» или «близнецами») -- это образы солнечного и лунного божеств, принявших также черты духов плодородия. На характер героев как божеств Солнца и Луны указывает связь в изобразительном искусстве Гильгамеша со львом, а Энкиду -- с быком (бык -- лунное животное в шумерской мифологии), смертность Энкиду и бессмертие (не в поэме, но в мифе) Гильгамеша и т.д. Характерно, что Гильгамеш постоянно связан с богом Солнца -- Шамашем. Путешествие Гильгамеша за вечной жизнью -- это подземное путешествие Солнца. В образе мертвеца Гильгамеш проходит ворота заката Солнца, идет через темное подземелье, переправляется через воды смерти. Все время подчеркивается, что этим путем ходил один только Шамаш. И если Шамаш -- судья небес и земли, то Гильгамеш в мифе -- судья преисподней. Не представляют ничего оригинального и другие встречающиеся в поэме мотивы -- сотворение человека из глины, невинность первобытного человека, пребывающего совместно со зверьми в степи, грехопадение, потоп, битва с чудовищем, хранящим древо жизни, коварная богиня любви, обращающая своих любовников в зверей и т. д.

Однако существенно важно, что во времена сложения поэмы указанные мифы уже были лишены того значения, которое они имели с точки зрения первобытных верований. Гильгамеш для вавилонянина и даже для шумера вовсе не был солнечным божеством. С Солнцем у них были связаны уже совсем иные представления, в частности отсутствовало и представление о прохождении Солнца через преисподнюю от заката до восхода. Верование о переправе через реку смерти на пути к преисподней тоже исчезло в Шумере, по крайней мере с середины III тысячелетия до н. э. Гильгамеш поэмы представлялся теперь древним царем, могущественным, благодетельным и смертным героем, но в ней он -- не божество. Образ Гильгамеша эволюционирует вслед за эволюцией восприятия мифа и реальности древнего человека.

Сельское хозяйство шумеров

Нельзя сказать, что текст изобилует подробностями о сельском хозяйстве шумеров. Однако при внимательном прочтении некоторые фрагменты эпоса выдают определённые подробности этого занятия и его особенностей.

Первое, что улавливает внимание читателя - это изготовление хлеба, основная отрасль сельского хозяйства. Именно хлебом впервые кормит вышедшего из лесов Энкиду блудница Шахмат:

На хлеб, что перед ним положили,

Смутившись, он смотрит и взирает:

Не умел Энкиду питаться хлебом,

Другие файлы:

Шумеры - дети Богов
Шумерская цивилизация, появившаяся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры. Культура шумеров: язык, клинописное письмо, архитект...

Полная энциклопедия русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ним наук. В 12 томах. Том 3
Энциклопедия сельского хозяйства в которой описаны и раскрыты вопросы сельского хозяйства с раздела "донник" по раздел "картография почв"....

Полная энциклопедия русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ним наук. В 12 томах. Том 1
Энциклопедия сельского хозяйства в которой описаны и раскрыты вопросы агрономии, азотных удобрений и других вопросов сельского хозяйства....

Полная энциклопедия русского сельского хозяйства и соприкасающихся с ним наук. В 12 томах. Том 5
Энциклопедия сельского хозяйства в которой описаны и раскрыты вопросы сельского хозяйства с рздела "летучие пески" до раздела "образование почв"....

Развитие сельского хозяйства в период НЭПа
Сущность новой экономической политики. Особенности перехода к НЭПу на Кубани. Преобразование деревни на Кубани. Трудности восстановления сельского хоз...