Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Интеллигенция как явление общественной жизни 1900–1912 гг.

Тип: диссертация
Категория: История
Скачать
Купить
Изменения в идейном настроении российских интеллектуальных слоев на рубеже 1900–1910-х гг. Значимость проблемы интеллигенции в общественной жизни России начала XX в., влияние полемики 1909-1912 гг. на самосознание российских интеллектуальных слоев.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Интеллигенция как явление общественной жизни 1900 - 1912 гг.

Содержание

1. Изменения в идейном настроении российских интеллектуальных слоев на рубеже 1900 - 1910-х гг.

2. Масштабы и субъекты полемики

2.1 Авторы публикаций

2.2 Издания и аудитория полемики

2.3 Корпоративные и политические организации

2.4 Идейные направления

3. Этапы полемики

4. Характер и методы ведения полемики

Список использованных источников и литературы

1. Изменения в идейном настроении российских интеллектуальных слоев на рубеже 1900 - 1910-х гг.

При изучении фактографической стороны полемики коренной вопрос состоит в том, чтобы выявить основания рассматривать ее как общественно значимое явление, самостоятельный исторический факт. Это означает характеристику исторического контекста, установление исторических связей полемики с определенными социальными процессами, ее места в их развитии. интеллигенция интеллектуальный полемика самосознание

Эволюция понятия «интеллигенция» в сопредельное исследуемой полемике историческое время хорошо прослеживается по энциклопедическим и толковым словарям. Являясь массовыми справочными изданиями, выходившими огромными для того времени тиражами в десятки тысяч экземпляров, они были нацелены на выражение общеупотребительного для рассматриваемого исторического времени смысла понятия. Рост внимания составителей энциклопедических словарей к понятию «интеллигенция» накануне и после полемики 1909-1912 гг. и смещение после нее акцентов в сторону аксиологических моментов в трактовке этого понятия является свидетельством возрастающей значимости проблемы интеллигенции в общественной жизни России начала XX в. и влияния полемики 1909-1912 гг. на самосознание российских интеллектуальных слоев.

Проблема интеллигенции как идеологически новаторской независимой социальной силы, претендующей на роль общественного лидера в условиях страны "догоняющей" модернизации, была поставлена русской публицистикой еще в 1860-70-х гг. Идеи «умственного пролетариата» Д.И. Писарева, «критически мыслящих личностей» П.Л. Лаврова, «кающихся дворян» Н.М. Михайловского в разных ракурсах выразили самосознание слоя, отличавшегося в переходную эпоху повышенной социальной активностью и оппозиционностью по отношению к традиционному государственному и социальному порядку. Крупным рубежом в развитии самосознания интеллигенции явилась полемика 1890-х гг. между народниками и марксистами. В начале XX столетия многолетняя полемика об интеллигенции приобрела новую тенденцию к усилению духовной проблематики, а также к преодолению «идеи оппозиционного лидерства интеллигенции». В 1908 - начале 1909 гг. были выпущены сборники статей, затрагивавшие вопрос об интеллигенции и вышедшие независимо от "Вех". Они свидетельствуют об усилении интереса (причем со стороны наиболее радикальной части общества) к проблеме интеллигенции. Многие последующие публикации ссылались на них, поэтому мы считаем оправданным включить их в круг материалов исследуемой полемики. Статьи для этих сборников были написаны главным образом марксистскими авторами, отчасти левыми конституционалистами. Об успехе марксистского сборника «На рубеже» сообщал П.Аксельроду в письме от 10 апреля 1909 г. Ф.Дан со ссылкой на корреспондента с юга России. Как «эпоху идейного и литературного распада» определили историческое время, предшествовавшее полемике, марксистские авторы двухтомного сборника «Литературный распад». Симптоматично, что все авторы в один голос диагностировали кризис русской интеллигенции и резкое усиление процесса ее расслоения и интеграции в модернизирующуюся социальную структуру.

Но эти произведения не вызвали в момент их выхода столь мощной реакции, как "Вехи" в 1909 г. На наш взгляд, авторы отмеченных работ рассматривали проблемы интеллигенции в русле уже сложившихся парадигм, не предлагая своей аудитории неожиданных концептуальных решений. Исключением, пожалуй, были работы Вольского, Лозинского и Мачайского, предложивших оригинальные социологические трактовки интеллигенции, родственные западным технократическим теориям. Исходя из посылки, что знание является производительной силой, которой монопольно владеет интеллигенция, они видели в ней нового эксплуататора народных масс, идущего на смену дворянству и буржуазии. Однако отклик на них был несопоставимо мал по сравнению с откликом на сборник «Вехи». И несмотря на то, что «Вехи» явились лишь логическим завершением высказанного их авторами ранее в менее обличительной и претенциозной форме, все идейные направления образованного общества, от консерваторов-охранителей до марксистов, поняли и соответствующим образом оценили всю серьезность подобных намерений, а также принципиальную возможность в данной исторической ситуации различных вариантов самоопределения интеллигенции.

До 1905-1907 гг. не было ощущения завершенности какого-то крупного этапа. У большинства видных представителей русской интеллигенции, размышлявших главным образом о задачах на будущее, потребность оглянуться назад и критически оценить свое прошлое выражалась слабо, не сложилось еще понимание того, что существует определенная традиция (которая означает преемственность развития на различных этапах) в истории русской интеллигенции. И если перед отдельными идеологами подобные проблемы возникали, то массе интеллигенции они были еще незнакомы.

Разнообразие в полемику внесло также опубликование отдельной книгой результатов проведенного в 1909-1910 гг. анкетирования студентов С-Петербургского технологического института. Вряд ли можно рассматривать результаты этого анкетирования как репрезентативный социологический источник. По сведениям М.Гуселыцикова, в анкету входило 63 вопроса, из них 18 - «общественно-культурного» плана. Из 2000 студентов ответы дали 1021, из которых 1000 анкет были признаны годными для обработки. Подобное анкетирование, проведенное двумя годами ранее (в 1907-1908 гг.) в Юрьевском Университете и служившее обработчикам анкетирования 1909-1910 гг. базой для сравнения, также было единичным. Но будучи фактом публицистики и звуча в унисон с другими основополагающими идеями неонароднической и левоконституционалистской публицистики рассматриваемого периода, книга с изложением результатов анкетирования отразила перемены, произошедшие в социальных и мировоззренческих позициях студенчества. Авторы программы анкетирования утверждали, что «общественно-культурный облик технолога являлся до последнего времени типичным для наиболее активной части студенческой массы» Результаты анкетирования подтверждали разделявшееся многими публицистами мнение о снижении политизированности, социального оптимизма и активности, повышение терпимости и интереса к религии, усиление роли профессионального фактора в жизненных ценностях представителей интеллигенции.

В этой обстановке выход "Вех" стал сенсацией в интеллектуальной жизни России, дав мощный толчок полемике в русском образованном обществе о характере, идеалах, социальной роли интеллигенции, которая продолжалась более трех лет. Вопрос о наличии серьезного кризиса, перелома в ее развитии не вызывал разногласий среди участников полемики. Разногласия касались причин кризиса, диагноза переживаемого состояния и рецептуры преодоления кризиса. Участники полемики писали свои работы либо в качестве прямого ответа "Вехам", либо имея в виду их содержание. Уже через неделю стали появляться первые отклики в печати. Сборник стал бестселлером, но был отвергнут русским образованным обществом. Это был "успех скандала".

Несоответствие хода и результатов освободительного движения изначальным представлениям и проектам, разочарование в них, потребность объяснить то новое, что дала социальная практика, определить свое отношение к данной социальной ситуации явились основными факторами, определившими проблематику и содержание "Вех" и столь мощный отклик на них. В этом смысле «Вехи» были «барометром настроения русской интеллигенции», ее социального самоопределения.

Важность проблем, поднятых «Вехами», отмечал публично выступивший с их критикой И.Н. Игнатов в письме В.А. Розенбергу, редактору «Русских Ведомостей». Эта газета являлась одним из ведущих органов л евоконституционали стекой критики «Вех». В числе проблем, от освещения которых «Русские Ведомости» уклонялись, Игнатов назвал «вопросы об отношениях поколений, об идеалах, внушаемых воспитателями и родителями детям», об ответственности тех и других». Отмечая основательность освещения газетой политических вопросов, Игнатов признавал, что «в нормальной общественной жизни она занимает ничтожную часть внимания обыкновенного читателя», и рядом с политическими статьями должны быть статьи, отвечающие духовным потребностям читателя». Таким образом, критика политикоцентризма и усиления внимания к проблемам культурной роли интеллигенции происходило и в среде политически умеренных критиков «Вех».

К месту сборника в интеллектуальной жизни России его авторы возвращались впоследствии в своих воспоминаниях. Н.А. Бердяевым он рассматривался как духовная реакция деятелей культурного ренессанса на «элементарность и грубость идей революции 1905 г., в которых чувствовалось наследие русского нигилизма». Для С.Булгакова, писавшего свои воспоминания на самом закате жизни, выход «Вех» не представлял уже значимого факта. Ничего не упомянув о «Вехах», он вспоминал, что в 1909 г. проникся любовью к царю, увидев его на отдыхе в Ялте. По мнению С. Франка, несмотря на яростное неприятие идей...

Другие файлы:

Интеллигенция как социологическая категория
Интеллигенция как многогранное и противоречивое явление российской культуры. Функции интеллигенции в современном обществе, процессы, происходящие в ус...

Вехи. Интеллигенция в России. 1909 - 1910
Сборники "Вехи" (1909) и "Интеллигенция в России" (1910) - классические памятники русской либеральной общественной мысли. Появлению "Вех" сопутствовал...

Власть как явление общественной жизни 2

Власть как явление общественной жизни 3

История Русских полков - 4
10 томов, посвященых военным учебным заведениямсодержание: 1.История Лейб-гвардии Преображенского полка 1683-1900 гг. Т.1 Бобровский П.О. 19002.Истор...