Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Женские портреты в исполнении К.П. Брюллова

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
К.П. Брюллов – один из крупнейших и талантливейших русских художников. Биография живописца: раннее детство, обучение в академии художеств, путешествие в Италию и возвращение в Россию. Общая характеристика творчества. Наиболее известные женские портреты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Норильская Детская Художественная Школа

Реферат

по истории искусств

на тему: Женские портреты в исполнении К.П. Брюллова

2008

Введение

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов. Его собственное «чуть-чуть» пришлось на переломную эпоху в истории России.

Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным - это им было предоставлено право, формировать художественный язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости - они пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до последнего «прости».

Карл Павлович Брюллов - один из крупнейших и талантливейших русских художников, при жизни получивший широкую популярность на родине и в Европе, родился 23 декабря 1799 года в Петербурге в семье преподавателя Петербуржской академии художеств Павла Ивановича Брюлло.

Брюллов отличался широтой творческого кругозора. В равной мере его можно назвать историческим живописцем, жанристом, монументалистом, мастером религиозной живописи, акварелистом и великим портретистом. Брюллов владел также техникой гравирования и лепкой.

Во всех областях сказалось неистощимое богатство его творческой фантазии. Огромна роль Брюллова-профессора, воспитавшего целую плеяду известных русских художников. Его ученик Николай Ге, пораженный открытиями учителя, констатировал: «Он ввел у нас живой рисунок, т.е. поглощение всех частей общей формы. В этой общей форме могло проявиться живое движение характера фигуры. Этого прежде не было. Он ввел также у нас рельеф, тесно связанный с рисунком. Предметы стали отделяться от фона. Он внес необходимый свет, принадлежащей картине… изучая непрестанно натуру, он уничтожил всякую манеру, для каждой натуры он вызывал новую, ей подходящую манеру, - это давало ценность разнообразию приема. Он потребовал полное изучение всего, что может войти в картину…»

По разным странам и континентам разошлись произведения великого живописца России. Они хранятся в лучших музеях нашей страны, в коллекциях Италии и Америки. В новом тысячелетии произведения Карла Павловича Брюллова напоминают нам о незыблемых ценностях гуманизма и тревожат желанием сохранить планету Земля от людской жестокости и бунта стихий.

Остается сожалеть, что не нашлось на родной земле романиста, который увлекательно в лицах, диалогах и ситуациях - запечатлел бы биографию мастера, предпочитавшего дорожную повозку обломовскому сидению на мягких диванах.

Глава I. Биография

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов. Его собственное «чуть-чуть» пришлось на переломную эпоху в истории России. Отечественная война 1812 года вызвала рост самосознания и консолидацию прогрессивных сил нации. Демократизация общественной мысли оказала заметное влияние на становление отечественной словесности, театра, музыки, живописи. На небосклоне «золотого века» русской культуры взошли звезды Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Глинки, Кипренского, Тропинина.

Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным - это им было предоставлено право формировать художественный язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости - они пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до последнего «прости».

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге в семье преподавателя Петербуржской академии художеств Павла Ивановича Брюлло. Семья это издавна занималась живописью. Еще дед Павла Ивановича - Георг Брюлло, перебравшийся с двумя сыновьями в Россию из Франции, отдал дань декоративной скульптуре. Отец Карла Павел Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака родился сын Федор. От второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре - Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери - Мария и Юлия. Все сыновья П. И. Брюлло учились в Академии художеств.

В раннем детстве средний сын Карл не отличался особыми способностями, к тому же после перенесенной золотухи был, слаб здоровьем. Отец, оберегая сына от подвижных игр, привил ему любовь к рисованию. Мальчику не давали завтрак, пока он не изобразит определенное его учителем количество человечков.

До семи лет Карл тяжело болел - он почти не вставал с постели, часто коротал время в одиночестве, наблюдая происходящее вокруг. Именно это одиночество и сосредоточенное созерцание, вероятно, способствовали тому, что он рано начал рисовать. По заданию отца Брюллов каждый день рисовал, лепил из воска и глины, делал копии с гравюр старых мастеров. Отец будущего живописца прекрасно понимал, что путь в искусстве не усыпан лепестками роз и требует, прежде всего, самоотдачи и самодисциплины.

В октябре 1809 года в десять лет Карл становится воспитанником Петербургской академии художеств, где уже учились его старшие братья. И сразу завоевывает уважение преподавателей и соучеников. Его наставниками были живописцы Алексей Егорович Егоров, Василий Козьмич Шебуев, скульптор Иван Петрович Матрос, а его любимым учителем стал Андрей Иванович Иванов, отец Александра Андреевича Иванова, создателя картины «Явление Христа народу». Многие художники того времени отмечали усидчивость и необыкновенную плодовитость юного гения. По свидетельствам его товарищей, он получил все малые и большие серебряные медали, которые только можно было получить. Однако Брюллов не всегда выполнял строгие академические предписания. Дело в том, что система образования в Академии художеств строилась на вводе канонизирующих правил, которые не могли быть нарушены. Академия требовала от учеников предельной сосредоточенности, завершенности в построении композиции картины и тщательной проработки всех ее деталей. Для этого они изучали анатомию и посещали натурные классы. В работе над натурой соблюдалась определенная последовательность.

Последовательность обучения оставалась незыблемой. Вначале копирование картин, затем гипсовых слепков античных скульптур и их фрагментов, далее рисование манекенов, изображавших людей. И только после всего этого шло рисование с живой натуры.

Брюллов же, мало того, что раньше всех получил разрешение заниматься собственными композициями, еще и пытался рисовать по-своему. Одна из его первых работ - большой подцвеченный пастелью рисунок «Гений искусства», где изображено античное существо. Конечно, успехи Брюллова появились не на пустом месте, то чувство формы и пластичность, которые мы видим в его картинах, - результат упорного труда. Профилирующие предметы - рисунок, живопись, скульптура - давались ему легко, он чаще других учеников получал золотые и серебряные награды. Однако правила строгого классицизма, доминировавшие в обучении, юный талант нарушал без оглядки на авторитет преподавателей.

Характер юного Карла Брюллова был неуравновешенным, хотя он был отзывчив на просьбы друзей и поправлял их рисунки перед экзаменами. За сию помощь он просил вознаграждение в виде ситника с икрой или медом, которое полагалось доставить ему прямо в постель.

Карл Брюллов наряду с художественными проявлял в отрочестве актерские задатки - под аплодисменты друзей он сыграл роль писаря, а также нарисовал декорации для постановки в академическом театре «Казак-стихотворец».

Повзрослевший Брюллов перестает заниматься копированием, все чаще в его альбомах появляются портреты друзей, наброски уличных сценок. У художника возникает желание отойти от канонов.

Так, в конкурсной картине «Нарцисс» экзаменаторы усмотрели «предосудительную фантазию», поскольку античный персонаж был изображен на фоне реального пейзажа, и, кроме того, «художник осмелился показать упавшую на ногу Нарцисса тень от одного из деревьев, чем нарушил чистоту идеальной формы». Но Брюллов все же получил Малую золотую медаль.

Чувствуя, что поступает правильно, Брюллов, и ранее интересовавшийся портретами, уделяет им все больше внимания, не смотря на то, что портретный жанр считался в академии низким родом живописи.

Наряду с профессиональными занятиями живописью, скульптурой, рисунком, архитектурой в Академии существовал обширный курс общеобразовательных предметов. Их перечень был дан в аттестате, полученным Карлом Брюлловым.

Конечно, его первые опыты были еще далеки от совершенства, но все же ему удается передать неповторимые черты, присущие каждому из портретируемых. На выходе из академии Брюллов опять продемонстрировал самостоятельность, отказавшись от дальнейшей стажировки в стенах консервативного учебного заведения.

В 1821 году Карл Брюллов с Золотой медалью, аттестатом I степени и шпагой заканчивает Петербуржскую Академию художеств. Президент Академии художеств А.Н. Оленин предлагает ему остаться в Петербурге пенсионером при академии, но Брюллов отказывается. Вместе с братом Александром, в последствии известным архитектором, он поселяется в деревянной вре...

Другие файлы:

Карл Брюллов
Карл Павлович Брюллов, прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Прои...

Творчество Карла Брюллова
Место и значение К. Брюллова в развитии русского изобразительного искусства. Путь развития К. Брюллова как художника, личности, интеллигента. История...

Карл Павлович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец
Начальный период в творчестве Брюллова. Деятельность Брюллова во время пенсионерской поездки. Факторы, повлиявшие на выбор темы "Последний день Помпеи...

Творчество Карла Брюллова
Искусство художника Карла Павловича Брюллова. Направления в творчестве художника. Жанровые сцены из итальянской жизни. Картина "Последний день Помпеи"...

Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество
Рассмотрение всей многогранности творчества Карла Павловича Брюллова - величайшего живописца в жанровой живописи и в портрете, прекрасного педагога. О...