Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Деятельность Томаса Торквемады

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Краткий очерк жизни, особенности личностного становления, начало духовной и политической карьеры Томаса Торквемады как Великого инквизитора Испании, исследование его места и значения в истории. Итоги и оценка деятельности Торквемады в данной должности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Приступая к написанию реферативной работы на тему: «Деятельность Томаса Торквемады», мы должны, прежде всего, обосновать актуальность выбранной темы исследования.

По нашему мнению актуальность объясняется тем, что деятельность Томаса Торквемады, как и инквизиции вообще значительно повлияла на ход европейской истории. Но при этом большинство работ, посвящённых данной тематике, очень однообразно освещают роль многих исторических деятелей. В их числе оказался и Торквемада, заклеймённый официальной исторической наукой в СССР, а потом и в России, как «злодей» средневекового религиозного мракобесия. Недостаток литературных источников, в т.ч. переводных, по данной тематике только усугубил ситуацию.

Поэтому мы решили, что актуальным будет являться рассмотрение биографии Торквемады с различных точек зрения с учетом тех объективных исторических условий, в которых он жил.

Исходя из цели написания работы, перед нами стоят следующие задачи:

- изучить начало духовной и политической карьеры Томаса Торквемады;

- охарактеризовать деятельность Торквемады в должности главы инквизиции;

- определить итоги и дать оценку деятельности Торквемады.

Для написания данной работы использовались различные отечественные и зарубежные (в переводе) источники на русском языке, включая учебники, монографии и статьи научной периодической литературы. При написании использовались методики сбора, анализа и синтеза материалов, полученных из указанных источников.

1. Начало духовной и политической карьеры Томаса Торквемады

торквемада инквизитор духовный

Томас де Торквемада (Tomаs de Torquemada), первый Великий инквизитор Испании, родился приблизительно в 1420 году в городке Торквемада (возле Вальядолида). Он был племянником кардинала Хуану де Торквемады, автора многих богословских трактатов, который в своё время поддерживал идею Крестовых походов, осудил Яна Гуса и активно отстаивал папскую политику в спорах с Восточными церквями. Некоторые исследователи полагают, что именно от дяди Томас перенял отдельные взгляды, в частности, касавшиеся непримиримого отношения к евреям, хоть сам же аристократический род Торквемада происходил из принявших христианство евреев. В раннем возрасте Томас, пойдя по стопам Хауну, вступил в доминиканский монастырь в Вальядолиде, а в 1451 году стал приором доминиканского монастыря Санта-Крус неподалёку от Сеговии, ставшего любимым духовным учреждением испанским монархов

Очень молодой священнослужитель быстро прославился. Среди народа в начале своей духовной карьеры, он был известен милосердием и аскетизмом, но в историю вошёл, как кровавый религиозный тиран. С точки зрения истории религии - это одна из самых противоречивых исторических личностей. Возможно, это было обусловлено тем, что Торквемада являлся не просто духовным лицом, но и политиком. Его стремительный политический взлёт началась с момента, когда о его благообразном образе жизни узнала наследница престола Кастилии Изабелла I Кастильская. Инфанта избрала Томаса своим исповедником. Это событие совпало с признанием Изабеллы наследницей престола ввиду бездетности правящего монарха - ее брата Энрике IV. Покровительница Томаса приобрела статус первого политического игрока региона. Торквемада стал не просто духовником, но и советчиком юной монархини. Он активно участвовал в провозглашении Изабеллы наследницей королевского трона Кастилии.

Важной частью политической жизни региона непременно должен был стать брак Изабелла. Из всех претендентов под влиянием архиепископа Альфонсо Каррильо де Акуньи (возможно не без посреднического участия Торквемады) она избрала Фердинанда Арагонского. Этот брак позволял объединить Кастилию и Арагон. 19 октября 1469 года втайне от брата, Изабелла в сопровождении Торквемады отправилась в Вальядолид, где и была обвенчана с принцем Арагона. Это бракосочетание было мечтой патриотов: два значительных королевства Испании соединялись в новой государство, способное получить власть над территорией всего полуострова. И в немалой мере этой политической унии способствовал Томас Торквемада, чьё влияние при дворе значительно возросло. Через 5 лет, после смерти брата Энрике, Изабелла становится королевой Кастилии и Леона.

На тот момент Кастилия отвоёвывала у исламских захватчиков последние территории Пиренейского (Иберийского) полуострова (в ходе т.н. Реконкисты) и столкнулась с проблемой религиозных конфликтов между христианами, мусульманами (маврами) и евреями-иудеями. Самым простым способом решения проблемы для правителей Кастилии виделось полное изгнание последних из королевства. Часть иудеев старалась спастись, меняя свою веру, как поступили и предки Торквемады. Изабелла, правившая вместе со своим супругом Фердинандом Арагонским с 1474, была убеждена в том, что евреи представляют угрозу для Церкви и государства, что именно они виновны в падении и свободомыслии, возрастающих с каждым днём, а соседство христиан с иноверцами подрывает благочестие первых.

В Европе уже имелся опыт борьбы с еретиками и иноверцами, так в 1215 г. был создан особый Церковный суд над противниками христианства под названием «инквизиция», а впоследствии появлялись местные трибуналы для расправы над врагами Католической Церкви, например, в 1229 г. в Южной Франции. Вообще история инквизиции берет своё начало с первых веков христианства. Начиная со II в. внутри церкви началась активная борьба с «еретиками». Под ересью понималось всякое искажение христианского вероучения. Но постепенно эта борьба приобретала все больше признаков не борьбы за чистоту веры, а борьбы за власть и влияние. Так и появилась Святая инквизиция, упразднённая лишь в 1542 г., но существовавшая и после этого в отдельных государствах, включая Испанию.

Основанная по политическим мотивам и подкреплённая невежеством народа (вера в ведьм и пр. нечистую силу, заговоры и т.д.), инквизиция использовали различные меры по отношению к подозреваемым в ереси. Среди ее инструментария были запугивания, пытки, заключения, ссылки и казни. А под ересью могло пониматься что угодно, от государственной измены до «сговора с Дьяволом». Как правило, суд устраивался не с целью определить виновность или невиновность подсудимого, ибо он уже заранее считался виновным, но с целью заставить его признать свою вину и вынести соответствующий тяжести преступления приговор. Наказание сопровождалось также наложением публичной церковной епитимии на обвинённого, которая чаще всего заключалась в отлучении от церкви.

Опираясь на этот опыт, королева Изабелла приняла решение в 1478 году создать испанскую Святую инквизицию с разрешения Папы римского Сикста IV. Великим инквизитором был назначен любимец королевы Томас Торквемада.

Торквемада не был творцом инквизиции в Испании, но он стал первым, кто придал этому церковному институту яркую политическую окраску. С первых же дней на новой должности все свои решения он согласовывал с четой монархов Испании, которым это очень пришлось по вкусу.

2. Торквемада - Великий инквизитор

Власть воспользовались инквизицией, восстановив и усовершенствовав ее механизм. Испанская инквизиция была официально образована папской буллой от 1 ноября 1478 года. В 1481 году в монастыре св. Павла в Севилье открылись первое заседание инквизиционного трибунала. Тогда же началось массовое бегство мараносов (крещённых евреев) в соседние земли, ведь они стали главной мишенью севильских инквизиторов.

В августе 1483 папа Сикст ІV назначил Торквемаду главным инквизитором Кастилии и Леона, а в октябре распространил его власть на Арагон, Каталонию и Валенсию. Для координации деятельности Святой инквизиции при участии королевской полиции был созданный высший совет, который возглавил сам Торквемада. В 1486 году папа Иннокентий VІІІ, а потом, в 1494, папа Александр VІ еще больше расширил полномочия Торквемады.

С установлением инквизиции сформировался целый ряд особых инструкций, которые исходили непосредственно от Великого инквизитора. Эти инструкции были составлении при участии юристов Тристана де Медины и Хуана Гутиерреса де Чавеса на основе «Указаний» и «Правил» от 1484 гг. Почти каждые пять лет инструкции дополнялись. Ими устанавливалась деятельность церковных судов, регулировалось применение пыток (с целью обеспечить их большую эффективность), устанавливался порядок делопроизводства и обжалование приговоров, которые почти не оставляли надежды на спасение для подсудимых. На должности руководителя Святой инквизиции Торквемада в глазах своих современников получил репутацию неподкупного патриота-преследователя врагов народа. С 1490 г. инквизиция появилась во всех городах Испании. При этом судьи имели неограниченные полномочия, а подсудимые лишались всяких прав, а их имущество переходило в государственную казну.

После захвата Гранады в январе 1492 года завершился процесс объединения Испании под властью Фердинанда и Изабеллы и вышел эдикт, согласно которому всем иудеям предписывалось покинуть Испанию; на принятии этой меры решительно настаивал Торквемада. Знаменитая легенда гласит, что евреи пытались предложить королю откуп в размере 30 тыс. дукатов, но Торквемада не позволил совершить его, сравнив сумму с 30 серебряниками, данными Иуде. Подобная политика Торквемады не перестаёт удивлять исследователей его биографии. Многие из них склонны полагать, что таким образом он скрывал собственное происхождение и какие-то иные «грехи» своего рода, угро...

Другие файлы:

Социологические идеи Томаса Мора
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРАПЛАНГуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в "Утопии" Томаса Мора.Социальный критицизм и антиинди...

Испания для королей
Описание:Роман охватывает значительный период жизни королевы Изабеллы Кастильской (Католической) и ее мужа короля Фердинанда Арагонского. События разв...

Політична філософія Томаса Пейна
Озайомлення із вченням Томаса Пейна про суспільство та державу. Вивчення поглядів мислителя на різні форми правління. Критика конституційно–монархічно...

Жизнь и творчество Томаса Мора
Краткая биографическая справка из жизни Томаса Мора. Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в Утопии мыслителя. Социальный критиц...

Эмпирическое исследование описания поведения c помощью теста Томаса
Определение Гиппократом четырех типов климата и местности, их влияния на поведение человека. Типы темперамента, их связь с жидкостями тела. Оценка пов...