Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Деятельность иезуитов в Беларуси

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Усиление политико-социального и культурного влияния Польши на Беларусь в результате Люблинской унии 1569 г. Проблема противостояния католицизма и православия на территории государства. Идеологическое воздействие иезуитов на жизнь белорусского народа.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Деятельность иезуитов в Беларуси

беларусь католицизм православие иезуит

Постоянные, продолжавшиеся несколько столетий связи Великого княжества Литовского с Польшей заметно сказывались на религиозном, культурно-политическом развитии Беларуси. Что касается высших слоёв общества, то польское влияние на них в области религии и культуры было особенно сильным. Они, в свою очередь, вели борьбу за искоренение пережитков всего «мужицкого». Но, несмотря на ухудшение условий, на все препятствия, запреты и гонения со стороны польской и ополяченной местной шляхты, католического духовенства, развитие культуры белорусского народа не приостанавливалось.

В результате Люблинской унии 1569 г. политико-социальное и частично культурное влияние Польши на Беларусь ещё более усилилось и приобрело постоянный характер. Главным фактором, который мешал полной и всесторонней инкорпорации Белоруссии в Польшу, был религиозный. В Польше господствующее положение занимало западное, католическое христианство, в Беларуси - восточное, православное. Православная вера сближала в духовно-культурном плане Беларусь с её сильным восточным соседом, Московским государством. Более того, Беларусь находилась в церковно-иерархическом подчинении у московского патриархата, что, естественно, не вызывало одобрения в Польше. Поэтому настоящей бедой белорусского народа явилось постепенное проникновение в его среду католицизма и формирование двухконфессионности. Противостояние католицизма и православия делило общество на два лагеря, и никакие меры, в том числе и суровые законы, не могли снять возникавшую время от времени напряжённость, а то и прямую враждебность.

Проблемы религиозных отношений были в центре политической и духовной жизни. Поэтому руководящие круги Речи Посполитой считали, что за унией государственной должна последовать уния религиозная. Практическим усилиям в этом направлении мешало активное религиозно-реформационное движение. В Великое княжество Литовское идеология Реформации пришла из западноевропейских стран ещё в начале ХVI века и стала успешно распространяться среди знати, шляхетских и мещанских кругов. Даже представители духовенства меняли свои убеждения и участвовали в распространении новой веры. Среди высших слоёв общества популярным был кальвинизм, низшие слои увлекались лютеранством.

В ожесточённую борьбу с реформаторским движением вступили иезуиты. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 году по приглашению католического епископа В. Протасевича.

Сюда приехало несколько иезуитов под руководством Маги, лидером австрийских и польских иезуитов. Орден иезуитов был создан И. Лойолой в 1540 году для борьбы с Реформацией. Он отличался от других монашеских орденов тем, что иезуитам позволялось носить светскую одежду, скрывать свою принадлежность к ордену. Найстрожайшая дисциплина соединялась с особой иезуитской моралью: «Цель оправдывает средства». В ход шли интриги, поклёп, яд, кинжал, шпионаж и т. д. Понятие «иезуит» стало символом криводушия, коварства, вероломства [1, С. 187].

Речь Посполитая, королевская и феодальная верхушка которой в значительной мере находилась под влиянием иезуитов, стала главным плацдармом Общества Иисуса для продвижения на Восток. Располагая неограниченной поддержкой королевского двора и используя широкие возможности влиятельного католического духовенства, иезуиты уже в 60-70-х годах XVI века создали на восточных кордонах Польши ряд опорных баз, с которых и приступили к последовательному осуществлению своих планов.

В первую очередь с помощью лести, интриг, разного рода посулов и подачек члены ордена добились расположения многих западноукраинских и западнобелорусских магнатов, заинтересованных в укреплении связей с окружением короля и польской шляхтой, и уже через них начали распространять своё влияние на более широкие круги духовенства и верующих. Лазутчики папы действовали не только именем Христа. Жонглируя различными историческими, политическими и социальными категориями, они доказывали феодальной и церковной верхушке, что её место не на стороне «своих», украинских и белорусских «холопов», а в близком им по классу лагере польского, венгерского, чешского патрициата, тесными узами связанного с папской курией, с католицизмом. В результате иезуитам довольно быстро удалось обратить в латинскую веру многих князей и крупнейших феодалов Волыни и Полесья, Холмщины и Галиции. С необыкновенной лёгкостью объявили себя католиками князья Слуцкие, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Чарторыйские, Бужинские, Лукомские и иже с ними. Вслед за ним, как писал митрополит Исайя Копинский, «оскудел род и иных благородных вельмож - все от восточного православия на запад уклонишася… А при благочестии и православной вере остались лишь кое-кто из худых и неславных».

Параллельно иезуиты развернули лихорадочную деятельность по насаждению на Украине, в Белоруссии и Прибалтике собственных школ и коллегий, в стенах которых в духе фанатичной преданности Риму воспитывались дети местных помещиков, купцов, родовитой шляхты. Здесь преподавали латинский и польский языки, грамматику, историю, католическую доктрину веры. Сознание учащихся отравляли мистикой и религиозным фанатизмом, воспитывали у них рабскую преданность Ордену, готовность выполнить любые, даже заведомо преступные задания духовных наставников. Иезуитские школы и коллегиумы при поддержке тесно связанного с Орденом короля Стефана Батория (1576-1586 гг.) возникли во Львове, Люблине, Перемышле, Полоцке, Холме [2. С. 66-67].

Орден способствовал созданию первого в Великом княжестве высшего учебного заведения. Первым ректором открытой в 1579 году в соответствии с привилеем короля и великого князя литовского Стефана Батория Виленской академии был Пётр Скарга, знаменитый католический проповедник, публицист и писатель. Вначале академия имела теологический и философский факультеты, а с 1641 года - и юридический. С 1773 года, после постановления папы римского о ликвидации ордена иезуитов, академия перешла в подчинение так называемой Адукационной комиссии. В 1781 году это учебное заведение было преобразовано в Главную школу Великого княжества Литовского, которая с 1803 года стала называться императорским Виленским университетом [ 2. С. 66-67].

Всесторонне поддерживаемые государственной властью иезуиты занялись прежде всего идеологической обработкой господствующего класса. Наряду с созданием экономических предпосылок для своей агитации иезуиты с самого начала пребывания в Беларуси позаботились о том, чтобы взять в свои руки все средства идеологического воздействия. Они стремились приобрести монополию на образование (включая и высшее), сконцентрировать в своих руках все типографии, тем самым и издание книг, установить строгую цензуру печати.

В своей идеологической экспансии верхи католической церкви в первую очередь обратили внимание на основные учебные заведения. Они придавали большое значение открытию коллегий в крупнейших городах Беларуси и Литвы - Вильно, Полоцке, Минске, Бресте и т. д. [3. C. 60]

Первоначальное внимание иезуиты обратили на особу короля. Доверие Жигимонта II Августа они завоевали путём посредничества его сестры Анны. А вот расположение Стефана Батория была добыта благодаря Ливонской войне. После побега Генриха Валуа в Париж бескоролевье продолжалось почти два года. Победил трансильванский воевода Стефан Баторий, может быть потому, что пообещал вести Ливонскую войну своими силами и за свой счёт.

Когда в 1579 году Стефан Баторий был вынужден начать военные действия, иезуиты приняли значительное участие в походе. Они мужественно переносили тяжесть похода, заботливо ухаживали за ранеными, заживляли раны и души искалеченных, выполняли религиозные обряды. Преданная служба на пользу католицизма, державы и Короны сделала Батория искренним приверженцем иезуитов. «Если бы я не был королём, - любил повторять он, - был бы иезуитом».

Во время осады Полоцка Стефан Баторий пообещал после победы открыть в городе иезуитский коллегиум. Своё обещание он выполнил по-королевски. Для материального обеспечения учебного заведения иезуитам в Полоцке передали восемь церквей и семь монастырей вместе с их поместьями. Православным остался один кафедральный собор. В королевской грамоте указывалась цель: «чтобы иезуиты удерживали коллегиум для воспитания в католической вере молодёжи, распространяли католическую веру среди схизматиков (это значит православных), устраивали латинские, это значит римско-католические, приходы на Беларуси и таким образом искореняли православие здесь» [1. С. 187-188].

Второго июля 1580 года произошло открытие Полоцкого иезуитского коллегиума, на котором присутствовал сам Стефан Баторий. Ректором стал знаменитый церковный и политический деятель Пётр Скарга. В первом учебном году родители привели сюда только пять учеников, но вскоре барьер недоверия был сломан, и сюда поступили даже сыновья православного епископа Феофана и убеждённого кальвиниста воеводы Николая Дарогостайского.

Иезуитские школы Беларуси, как и всего мира, управлялись принятым Генеральной конгрегацией Ордена в 1581 году документом «Спосаб і лад навучання», в основу которого легли труды прогрессивных педагогов эпохи Ренессанса и принципы образования Парижского и других европейских университетов.

Товарищество Иисуса создало наилучшую для своего времени систему образования. Отцы-иезуиты учили бесплатно, не требовали от школяров быть католиками от рождения или менять веру; необязательно было принадлежать к шляхетскому или духовному сословию: в коллегиумы охотно принимали детей местечковых и крестьян.

Обучение в коллегиу...

Другие файлы:

Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии
Культурная жизнь Беларуси XVI-XVIII веков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на те...

Иезуиты в России
История ордена иезуитов в России с времен императрицы Екатерины. Католический орден святого Игнация Лойолы получил в России значительные права. Иезуит...

Железная дорога Беларуси
В книге нашли отражение социально-экономическое положение Беларуси доначала строительства железных дорог, история строительства, развитие и эксплуатац...

Иезуиты вчера и сегодня
В брошюре рассказывается о наиболее влиятельной организации католической церкви — ордене иезуитов. На основе нового фактического материала автор хара...

История социальной работы
Предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства (XIX-XX в.). Система детского призрения в Беларуси начале XX в. Деятельность...