Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Гродненская губерния как предполагаемый театр военных действий (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
Изучение предпосылок, причин и основных этапов создания военных объектов на территории Гродненской губернии в преддверии Первой мировой войны. Описание устройства фортификационных укреплений и военных путей сообщения на территории Гродненской губернии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории, коммуникации и туризма

Кафедра истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин

Курсовая работа

студента IV курса дневной формы обучения

специальность 1-23 01 01 отечественная и всеобщая история

ГРОДНЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ КАК ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Пошелюк Сергей Викторович

Научный руководитель: кандидат исторических наук,

доцент Н.А. Иващенко

Гродно, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ГЛАВА 2. В ПРЕДДВЕРИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ГЛАВА 3. ФОРТИФИКАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОДНЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

3.1 Брестская крепость

3.2 Гродненская крепость

ГЛАВА 4.ПУТИ СВЯЗИ

4.1 Мосты

4.1.1 Старый мост в г. Гродно

4.1.2 Железнодорожный мост через р. Неман в г. Гродно

4.2 Железные дороги

4.2.1 Петербургско-Варшавская железная дорога

4.2.2 Железнодорожная линия СмоленскЇМинскЇБрест

4.2.3 Полесские железные дороги

ГЛАВА 5. САКРАЛЬНО-МОНУМЕНТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

5.1 Семионовский кафедральный собор в г. Бресте

5.2 Кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гродно

5.3 Церковь святого Александра Невского в г. Гродно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На кануне первой мировой войны, когда геополитическая обстановка показывала неизбежность войны в России, задумались об укреплении западных границ. В укрепление входил целый комплекс инженерных построек, таких как: крепости, пути сообщения, казармы, госпитали и другие.

В данной курсовой работе пойдет речь о военно-инженерных мерах по укреплению Гродненской губернии. Мною будут рассмотрены крепостное строительство и налаживание путей сообщения.

Фортификационное наследие Российской Империи на изучаемой мною территории весьма велико, оно представлено тремя крепостями: Гродненской крепостью, Брестской крепостью и Осовецкой крепостью. Не мало славных страниц записали в историю эти крепости: чего стоит героическая оборона крепости Осовец, гарнизон которого попросили продержаться 48 часов, а они держались 190 дней, не забыт так же подвиг защитников Брестской крепости, которые в тяжелых условиях, изнывающие от жажды, бились на смерть за каждый сантиметр, каждый камушек и кирпичик их крепости и Родины.

За первую четверть XIX века, когда везде стремительно развивался железнодорожный транспорт, Россия заметно отставала от наиболее развитых государств в строительстве рельсовых путей. Перед Крымской войной протяженность русских рельсовых дорог равнялась 979 верстам. Было очевидно, что из-за отсутствия удобных путей сообщения отдельные районы России оказались, разобщены, что делало крайне неоднородным внутренний рынок. Отсутствие удобных путей сообщения превращало перевозку товаров в трудное и дорогое дело. Быстрая переброска войск к боевым действиям на случай войны не представлялось возможным.

Неудовлетворительное состояние путей сообщения (или их отсутствие) явилось одной из причин военного поражения России. Красноречивым подтверждением сказанного может служить суждение одного из французских государственных деятелей, опубликованное в 1856 году в "Русском вестнике": "При помощи железной дороги правительство могло бы почти мгновенно бросить в Крым армию в несколько сот тысяч, и такая армия не допустила бы взять Севастополь... продовольствовать такую армию было бы весьма легко. Поздравим себя, что Россия не имеет в своем распоряжении этого страшного оружия".

Все эти факторы привели к переосмыслению железнодорожной политики. И во второй половине XIX в. Российская Империя переживала подъем в железнодорожном строительстве. На этот период Российская Империя значительно плелась позади европейских стран в данном вопросе, однако осознав свои ошибки, правительство принялось к созданию стратегической сети железных дорог. В частности эта сеть проходила и по территории Беларуси (в то время западные губернии). Беларусь была приграничной территорией и на случай войны, для молниеносного отпора врагу требовались железные дороги. Вы спросите, а почему именно железные дороги, ведь были и гужевые и речные пути сообщения. Однако ни один из данных путей сообщения на данный момент не имел такой скорости и грузоподъёмности, а так же вместимости как железнодорожный транспорт, он как нельзя лучше подходил для быстрой переброски войск и военной техники с одной части фронта на другую в случае необходимости. Но функции железнодорожного транспорта не сводились лишь на военной, также железные дороги связывали развитые торгово-промышленные центры, сырьевые районы с районами промышленными, увеличивали торговлю и товарообмен.

Подготовка к войне шла и в духовном плане. На территории губернии военными было построено немало церквей. Духовная подготовка солдат, доступность присутствовать на богослужениях, укрепляла внутренние силы военнослужащих. В то время это играло не маловажную роль.

В данной работе даются сведения о трех железных дорогах и одном мосте, двух крепостях, трех церквях на территории Гродненской губернии, в строительстве которых участвовали военные инженеры. Критериями отбора служили: 1) непосредственное участие в строительстве военных, 2) Проектирование данного объекта военными, 3) спонсирование проекта из средств военного ведомства.

Цель данной работы - изучение предпосылок, причин и основных этапов создания военных объектов на территории Гродненской губернии в преддверии надвигающейся войны.

Задачи данной работы:

1. Проанализировать историографию по данной проблематике.

2. Изучить складывающиеся геополитические предпосылки войны. Определить основные направления укрепления обороноспособности страны.

3. Исследовать фортификационные укрепления на территории Гродненской губернии;

4. Исследовать пути сообщения спроектированные и построенные военными;

5. Исследовать сакрально-монументальные сооружения спроектированные и построенные военными, и их роль в укреплении обороноспособности губернии.

Выбранная тема является актуальной, так как через военно-инженерное строительство можно прийти к пониманию того как государство прогнозировало будущую войну, какую тактику планировала использовать, и вообще задумывались ли о ней.

Хронологические рамки исследования определяются со второй половины XIX в. по 1917г.

Географические рамки исследования в основном ограничены территорией Гродненской губернии.?

Данная курсовая работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

В первой главе показывается историография по данной проблематике.

Во второй главе речи пойдет о геополитической обстановке в Европе в этот период, представлены события которые показывали неизбежность войны. Так же представлены основные направления укрепления обороноспособности страны.

В третьей главе показано фортификационное строительство в гродненской губернии, этапы строительства( от проекта до постройки) и дальнейшая модернизация а также в этой главе присутствует описание объекта.

В четвертой главе речь пойдет о путях сообщения, своей большей частью о железных дорогах.

В пятой главе будут рассмотрены сакрально-монументальные сооружения.

В заключении подведены итоги работы.

фортификационное укрепление путь военное сообщение

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

Историографию по данной проблематике можно разделить по хронологическому признаку: дореволюционная, советская и современная.

К дореволюционной историографии относится труд Голованова А.А. История железнодорожного дела в России. В этой книге даются факты о железнодорожном строительстве, однако работа не охватывает все магистрали в связи с тем что к моменту написания небыли введены в строй железнодорожная линия Смоленск -- Минск -- Брест и Полесскае железная дорога. Не маловажную, а может быть и важнейшую роль занимает осмысление пользы железных дорог.

К советской историографии относятся работа Зайончковского A.M. Подготовка России к мировой войне. Это наиболее известное капитальное военно-историческое исследование о подготовке вооруженных сил Российской империи к началу мировой войны с широким историко-стратегическим ретроспективным анализом мобилизационных возможностей России, геополитическим обозрением театров военных действий на стратегических направлениях.

В работе Лыча М., Сорновой В.А. Белорусская магистраль накануне своего столетия 1871-1971, производится анализ железных дорог Беларуси поэтапно от времен Империи до Советского Союза, указаны причины, ход строител...

Другие файлы:

Землеописание Российской империи для всех состояний. Часть 6.
Землеописание Российской империи, Часть 6:Киевская губерния. Полтавская губерния. Черниговская губерния. Могилевская губерния. Витепская губерния. Ест...

Очерк военных действий в Турции
Книга Г.А.Леера посвящена краткому описанию театров военных действий во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Анализируются планы сторон, тактика...

Землеописание Российской империи для всех состояний. Часть 5.
Землеописание Российской империи, Часть 5:Томская губерния. Иркутская губерния. Рязанская губерния. Тульская губерния. Калужская губерния. Орловская г...

Землеописание Российской империи для всех состояний. Часть 4.
Землеописание Российской империи, Часть 4:Ярославская губерния. Костромская губерния. Вятская губерния. Казанская губерния. Нижегородская губерния. Та...

Обычаи и обряды детского цикла у абхазов (вторая половина ХIХ - начало XX вв.)
Монография С. А. Дбар «Обычаи и обряды детского цикла у абхазов (вторая половина ХIХ - начало XX вв.)»; посвящена вопросам, связанным с рождением и тр...