Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Государство Имамат и роль ислама в его становлении и развитии

Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Исторические и идеологические условия и причины возникновения государства Имамат. Исламское учение о государстве. Имамат - государство горцев северо-восточного Кавказа в 30-50-е гг. XIX в. Основные функции Имамата. Русские и иностранные волонтеры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Сноски по введению
  • Глава I. Исторические и идеологические условия и причины возникновения государства имамат
  • Глава II. Исламское учение о государстве
  • Глава III. Имамат - государство горцев северо-восточного кавказа в 30-50-е гг. XIX в.
  • § 1. Основные функции Имамата
  • § 2. Русские и иностранные волонтеры в Имамате
  • Глава VI. Образование, наука, культура в имамате
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Список принятых сокращений

Введение

Актуальность темы исследования

В конце XX века ислам на Кавказе стал фактором, формирующим общественное сознание, а для некоторых местных (и не только) политиков обращение к исламу стало одним из средств дистанциирования от Российской Федерации. При этом некоторые общественные и политические деятели предвзято обращаются с материалами источников, связанных с Имаматом Шамиля. Одностороннее выпячивание исламского фактора приводит к формированию у молодежи и представителей старшего поколения неверных представлений о самом Шамиле и проводимой им в Имамате политике. В этой связи представляет не только научный, но и практический интерес вопрос о роли ислама в формировании Имамата и влиянии религии на внутреннюю и внешнюю политику, проводившуюся в Имамате.

Изучение социально-экономического состояния, структуры государственно-политической системы и культурного развития Имамата - этого государственного образования, игравшего большую роль в экономической и политической жизни региона, как составной части истории народов Северного Кавказа, является одной из важнейших задач отечественного кавказоведения и религиоведения.

На рубеже XX-XXI столетий ислам стал одним из решающих факторов политической и культурной жизни Российской Федерации, фактором, определяющим развитие международных отношений не только на Востоке, но и на Западе. Причем наряду с позитивными явлениями наблюдается и рост сепаратистских настроений. Целый ряд движений, вызванных к жизни возрождением ислама (реисламизацией), выдвигает с большей или меньшей откровенностью установки на отделение от России и создание государственных образований на исламской основе, что неприемлемо для народов Дагестана, Северного Кавказа и для России, имеющей многовековой опыт мирного сосуществования представителей всех основных мировых конфессий.

Актуальность изучаемой проблемы диктуется в немалой степени и тем, что история взаимоотношений России с народами Северного Кавказа нуждается в новом осмыслении, а также тем огромным интересом, который проявляют в современных условиях народы Дагестана и Северного Кавказа к своему прошлому, пытаясь найти ответы на насущные вопросы современности.

В последние годы в республике все отчетливее проявляется интерес широких кругов общественности к роли ислама в современной духовной жизни, в истории отечественной культуры и государственности. В Дагестане резко возросло число людей, у которых одно из главных мест занимает религиозное сознание. Этот подъем религиозных чувств пока идет вширь. Из 130 тысяч россиян, совершивших хадж и умра (малый хадж), в последние 15 лет более 95 тысяч составляют дагестанцы. Но в республике еще относительно мало по-настоящему религиозно образованных людей, глубоко знающих основы ислама и его истинное влияние на историю родного края и Кавказа. В семи арабских странах учится более 1200 дагестанцев. Постоянно возрастает количество культовых учреждений. Так до 1985 года в Дагестане было всего 27 мечетей, 5 церквей, 3 синагоги, но на 1 августа 2002 года в Дагестане уже действуют 1638 мечетей, 12 православных культовых учреждений - церквей, 4 синагоги. В религиозных обществах работает 3500 имамов, муэдзинов, священников, пресвитеров, проповедников1.

Актуальность исследуемой проблемы определяется ее общетеоретическим значением в виду той важной роли, которую государство Имамат оказало на политическое и культурное развитие народов Дагестана и Северо-Восточного Кавказа. Рассмотрение поднятой проблемы позволяет расширить научные представления об общем и особенном в развитии государств Северного Кавказа в XIX столетии.

Объект исследования. На карте Кавказа XIX в., пожалуй, трудно указать государство с такой яркой исторической судьбой как Имамат, оформившийся в период Кавказской войны. Имамат контролировал всю политическую ситуацию на Восточном Кавказе. По уровню социально-экономической и духовно-идеологической сфер жизни, развития ремесла и торговли, организации налоговой и финансовой системы Имамат значительно опережал другие феодальные владения Дагестана, оказывая на них большое влияние. Все это вместе взятое определило выбор объекта исследования.

Хронологические рамки работы охватывают время существования Имамата - 30-50-е годы XIX века. Однако мы сочли нужным определить нижним временным пределом диссертации начало XIX столетия, поскольку изучение данной темы невозможно без исследования интегрированной (общей) картины политической жизни Дагестана накануне создания Имамата.

Верхний хронологический рубеж исследования (1859 г.) обусловлен завершением политической жизни Имамата в связи с окончательной инкорпорацией Дагестана и Чечни в государственную систему Российской империи.

Учитывая необходимость выяснения предпосылок и причин возникновения Имамата, наше исследование включает историко-религиоведческий экскурс, охватывающий период с появления ислама на мировой политической арене до начала XIX столетия.

Цель и задачи исследования.

Главная цель работы состоит в том, чтобы на основе глубокого анализа и широкого использования опубликованных источников, с учетом современных достижений отечественной и зарубежной историографии дать научно-обоснованное и объективное исследование роли ислама в процессе становления и развития Имамата и анализ специфики этого государственного образования XIX века, его роли и значения в народно-освободительной войне горцев Северо-Восточного Кавказа.

Цель исследования определила задачи диссертационной работы:

- основываясь на источниках, исследованиях отечественных и зарубежных ученых изучить исламское учение о государстве, халифате и имамате;

- раскрыть исторические и идеологические условия и причины, приведшие к складыванию государства Имамат в XIX веке;

- определить место и роль ислама в Имамате, а также низамов

Шамиля в системе государственно-правовых, социальных, духовных, семейно-бытовых и иных отношений;

- дать анализ специфики административно-военной структуры

Имамата;

- рассмотреть организацию религиозно-нравственного просвещения в Имамате, его культуру и традиционные занятия населения.

Методология и методика исследования обусловлены целью и задачами диссертации. Исследование опирается на комплексный подход, учитывающий причинно-следственную обусловленность и динамику дальнейшего развития рассматриваемых явлений.

В диссертации сочетается формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Автором использован метод сравнительно-исторического исследования, позволяющий выделить то или иное событие или явление, как свершившийся факт и оценить его в цепи последовательных событий, форм религиозно-правового сознания и явлений культуры.

Степень разработанности темы. Историография проблемы.

Проблема государства Имамат является одной из самых спорных в отечественном кавказоведении и религиоведении. В отечественной историографии по данной проблеме можно выделить три основных периода: дореволюционный (до 1917 г.), советский и постсоветский (начинается с 90-х годов XX в.). В обширной историографии содержится как в целом объективная и всесторонняя, так и ошибочная, а порою просто искаженная оценка места и роли Имамата в политической истории "Страны гор" и Северного Кавказа.

Вопрос об оценке места и роли народно-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX века является одним из ключевых вопросов российской и дагестанской исторической науки. Обсуждение этого вопроса идет, к сожалению в обстановке незавершенной новой войны на Кавказе, террористических акций ваххабитов (салафитов), последняя из которых произошла 23-25 октября 2002 года в Москве.

Трудность исследования данной проблемы, помимо всего прочего, состоит еще и в том, что ее историография остается до сих пор недостаточно изученной. В своем диссертационном исследовании мы попытались частично восполнить этот историографический пробел.

Из работ дореволюционных авторов, представителей официально-монархического направления, прежде всего следует указать многотомное сочинение Н.Ф. Дубровина. Первый том его "Истории войны и владычества русских на Кавказе"2 содержит специальные разделы, озаглавленные "Дагестанские горцы" и "Кумыки", в которых освещается вопросы расселения населения, основных его занятий, сословного деления...

Другие файлы:

Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
Понятие и основные формы конкуренции, ее государственное регулирование. Роль и функции конкуренции в экономике, в становлении и развитии предпринимате...

Религии мира. Ислам.
Минск: 2009 - 384 с. В книге излагается история возникновения одной из трех величайших мировых религий – ислама, показана роль...

Религии стран Западной Азии и их роль в развитии культуры
Религиозная характеристика стран Западной Азии. История возникновения и развития религии ислама. Характеристика ислама как основной религии стран Запа...

Энциклопедия ислама
В данной энциклопедии излагается история возникновения одной из трех величайших мировых религий – ислама, показана роль ислама в развитии социально-эк...

Ислам в Среднем Поволжье: история и современность
В книге содержится анализ истории ислама в Среднем Поволжье IX–XX вв., рассматриваются институциональные аспекты его функционирования, раскрывается ме...