Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Государственный строй эпохи Петра I, сословная реформа

Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Государственный строй России в допетровские времена - социальные противоречия и потрясения. Начало преобразований, цели реформ. Государственное устройство и управление. Дворянское сословие. Петр I и духовенство. Среднее и низшее сословие.
Краткое сожержание материала:

48

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЭПОХИ ПЕТРА 1.

СОСЛОВНАЯ РЕФОРМА".

2003 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ПЕТРА 1.

1.1. Государственный строй России в допетровские времена - социальные

Противоречия и потрясения

1.2. Начало преобразований; цели реформ

1.3. Государственное устройство и управление

В петровскую эпоху

ГЛАВА 2. КЛАССЫ И СОСЛОВИЯ ПРИ ПЕТРЕ 1

2.1. Дворянское сословие

2.2. Петр 1 и духовенство

2.3. Среднее сословие

2.4. Низшее сословие

2.5. Историческое и политическое значение

Сословной реформы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Наличие определенных противоречий между различными социальными слоями нынешней России и другая изложенная проблематика обусловили.

ЦЕЛЬ данного дипломного исследования - рассмотреть и проанализировать особенности государственного устройства России Петром 1 через призму сословной реформы.

Цель исследования предопределила решение следующих ЗАДАЧ:

1. Охарактеризовать особенности государственного устройства России в допетровские времена; выявить исторические предпосылки и социально-экономические условия, предопределившие необходимость проведения сословной реформы.

2.Показать приоритетные направления государственных преобразований в

эпоху Петра 1.

3. Показать место в общественной иерархии и роль классов и сословий в

петровскую эпоху, характер их взаимоотношений.

4. На основе анализа различных исторических источников выявить главные результаты преобразований, показать историческое и политическое значение сословной реформы.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей и мемуаристов: Е.В.Анисимова, А.Г.Брикнера, Н.А.Бердяева, С.В.Бущуева, Х.Баггера, К.Валишевского, И.Дриссена, н.и.Костомарова, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, С.Ф.Платонова, С.М.Соловнева, Н.Г.Устрялова и других, литература учебного характера.

Известный российский историк Н.Г.Устрялов пишет о периоде следующее: "В Россиии верховная власть законодательная, правительственная и судебная сосредоточилась в одном лице государя, царя и великого князя всей Руси. Правда, неограниченного единодержавия установились со времен Иоанна lll, уничтожившего все преграды, которые встречало оно в удельных понятиях и притязаниях ханов Золотой Орды…. Государь имел исключительное, неограниченное право издавать законы, отменять прежние постановления, увеличивать подати, распоряжаться государственными доходами, воевать и мириться, судить, награждать и наказывать своих подданных по произволу. Особа его была священна и неприкосновенна…. С постепенным развитием понятия о самодержавии установились исключительные преимущества верховной власти: титул, престолонаследие, коронования, избрание супруги, двор". Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года в двух частях. - Петрозаводск, «Фолиум»,

1997, с 366-367.

Источник власти самодержцев было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил секретный характер. Царь, самодержец все я Руси воспринимался как воплощение высших православных ценностей. Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Как защитник "Святой Руси", "Дома Пресвятой Богородицы" и т.п.

В то же время существо самодержавной власти не было закрепленной в XVll веке законодательно. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями.

Что касается сословной, то среди всех из них господствующее место, безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его "одворянению". История России. С древнейших времен до конца века. - М.:АСТ,1999, с.529. Служивые люди по отечеству оформлялись в XVll веке в сложную и четкую, иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные /бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки/, московские /стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы/ и городовые /дворяне выборные, дворяне и дети, боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые/. По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьями и вотчиной к минимуму. В течении всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой - часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Переписанные книги 1678 г. насчитывали по стране 888 тыс. тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тыс. дворов /9,3%/, церкви - 118 тыс. /13,3%/, боярам - 88 тыс. /10%/, более же всего дворянам - 507 тыс./ 57%/.3 История России. С древнейших времен до конца века. - М.,1999, С.529-530.

В XVll веке немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Бурный и неспокойный XVll век во многом потеснил старую аристократию.

Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам. В XVll в. власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного землевладения. "Уложение" 1649 года, например, запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVll веке существенно ухудшилось. Из частновладельческих лучше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине, вносили натуральный и денежный оброк. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее дворцовых и прочих крестьян. Положение зависимых крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытым насилием, издевательствами, унижением человеческого достоинства.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по несколько сот человек. Это - приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и "певчие ребята". К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.

Лучше всего жилось государственным крестьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Посадских людей того времени можно причислить к среднему сословию. Процесс восстановления, возрождения после Смуты затронул и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь начинались сдвиги, не очень крупные, но заметные.

Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному: рознь между "лучшими" посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний.

Вместе с тем, порядок внутреннего управления в главных чертах оставался неизменным: по-прежнему воеводы ведали своими областями, дела были сосредоточены в Приказах. Петр утвердил Монастырский приказ и устройство ратуши. Первая мера имела цель увеличить государственные доходы, вторая - активизировать деятельность промышленности.

Среднее сословие, в недрах которого должна была возникнуть отечественная промышленность, было предметом самого заботливого попечения государства. Чтобы увеличить массу торгового сословия, поставить его на более, высокую ступень, освободить от вмешательства чиновников, от лихоимства, Петр даровал купечеству право избирать из своей среды достойных людей, под именем бурмистров, для управления всеми торговыми делами, независимо от воевод и приказов, позволив в то же время сельским промышленникам...

Другие файлы:

Общественный и государственный строй, реформы
Общественный и государственный строй России в период абсолютной монархии, реформы Петра 1, установление абсолютизма в России. Государственный и общест...

Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII–XVIII вв..
Общественный и государственный строй Речи Посполитой. Конституция 1791 г. Шляхта. Духовенство. Крестьянство. Городское население. Общественный и госуд...

Платон "Государство"
Виды извращенного государственного устройства. Тимократия. Государственный строй. "Тимократический" человек. Олигархия. Государственный строй. "Олигар...

Податная реформа Петра I
Финансовая система Древней Руси. Налогообложение населения России до Петра. Попытки реформ в первые годы Северной войны. Изучение налоговой реформы в...

Реформы Петра Великого
РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГОСодержаниеВВЕДЕНИЕ 11. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА ПЕТРА ВЕЛИКОГО 12. ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ 23. ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ 44....