Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Выборы в Верховный Совет БССР в 1990 году

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
Становление суверенной белорусской государственности. Реформа в сфере государственного управления в конце 1980-х гг. Основные черты политики "перестройки" в СССР. Выборы в Верховный Совет БССР. Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность. Становление суверенной белорусской государственности представляет собой крайне сложный и многогранный процесс, дебаты о котором не прекращаются ни в научной среде, ни на уровне институтов гражданского общества. В этой связи особую актуальность приобретает комплексное исследование различных аспектов, связанных с тем или иным этапом истории генезиса государственных структур на территории современной Беларуси в целом, и институтов представительской демократии в частности.

Многовековая история парламентаризма на белорусских землях берет свое начало в народных вече как в форме прямого народовластия, охватывает периоды вхождения территории Беларуси в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой (Рада, Сойм), Российской империи (Государственная Дума с 1905 г.). После установления советской власти в Беларуси и образования БССР Верховный Совет как орган законодательной власти формально обладал приоритетными полномочиями. Однако на деле все важные решения общественно-политической и экономической жизни принимались в Москве, выборы проводились на безальтернативной основе. Начавшийся в СССР процесс «перестройки» ознаменовал собой демократизацию политического климата как в центре, так и в союзных республиках. В условиях относительной гласности стали обсуждаться замалчиваемые ранее сюжеты белорусской истории, возрос интерес к национально культуре, религии и т.д. Спустя много лет на повестку дня вновь встал вопрос о возможности суверенизации Беларуси. Изучение обстановки, предшествующей выборам в Верховный Совет БССР двенадцатого созыва, хода избирательной кампании и ее результатов является тем важным срезом, который дает цельную картину общественно-политических настроений в Беларуси накануне обретения ею государственной независимости.

Целью данной работы является комплексное рассмотрение кампании по выборам в Верховный Совет БССР двенадцатого созыва в контексте общей общественно-политической и идеологической ситуации в союзной республике во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX вв. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

1. рассмотреть основные черты политики «перестройки» в СССР в целом и в союзных республиках в частности как важнейшие предпосылки проведения первых альтернативных выборов в Верховный Совет БССР;

2. выявить ключевые черты кампании по выборам в Верховный Совет БССР двенадцатого созыва (участие партий и общественных движений; настроение в обществе накануне и во время выборов; программные заявления участников кампании; меры коммунистической номенклатуры по сохранению главенствующего положения в политической системе; формы агитации и пропаганды различных сил и т.д.);

3. проанализировать итоги выборов в Верховный Совет БССР двенадцатого созыва, степень их влияния на будущие демократические преобразования в стране.

Историографический обзор. Среди комплексных исследований, так или иначе касающихся вопроса выборов в Верховный Совет БССР двенадцатого созыва, следует выделить монографию Г.А. Василевича «Белорусское государство на рубеже веков». Автор рассматривает события, предшествующие становлению суверенной белорусской государственности, с позиций правовых норм. Значительное внимание уделено, в частности, конституционной реформе в БССР в 1989 г., после которой и стала возможной альтернативная предвыборная кампания. В работе Г.А. Василевича анализируются и предшествующие конституционно-правовые нормы БССР и СССР, что дает возможность выявить характер и масштаб реальных изменений в политической системе союзной республики.

Важная информация, не нашедшая отражения в монографии Г.А. Василевича ввиду ее специфического характера, имеется в работе этого же автора «1991 год: хроника пикирующе страны». Здесь анализ правовых норм БССР сочетается с более широким, чем в первой книге, рассмотрением экономического положения республики, настроений в общественной сфере и т.д., что позволяет сформировать более рельефную картину событий конца 80-х - начала 90-х гг.

Весьма важной для настоящей работы является монография А.В. Курьяновича «Верховный Совет в политической жизни Беларуси: формирование, особенности деятельности, финал (1990-1996)». В ней детально проанализирована эволюция парламентской системы, отношения сотрудничества и взаимного противостояния, различных общественно-политических сил, атмосфера, в которой проходили предвыборные кампании и т.п. Несомненным преимуществом работы является широкое использование автором оригинальных архивных источников. Это позволяет считать работу А.В. Курьяновича необходимой для каждого специалиста, изучающего парламентскую систему Беларуси прошлого и настоящего.

Важный материал представлен в аналитической публикации А. Федуты «Власть на троих». Она построена на основе воспоминаний влиятельных участников событий предвыборной кампании 1990 г. В работе А. Федуты представлены уникальные свидетельства очевидцев эпохи, их восприятие событий тех лет. Проанализирована возможность доступа к средствам массовой информации представителей провластных коммунистических и оппозиционных сил. Благодаря подобным работам можно адекватно рассматривать события как на микро-, так и на макроуровне. В том же ряду стоят статьи из сборника «Новейшая история белорусского парламентаризма», вышедшего под редакцией В. Булгакова. В этой книге политологи анализирует не столько итого электоральных процессов, сколько культурный фон, идеологическую и политическую атмосферу, в которой проходили выборы.

Для построения цельной картины выборов в Верховный Совет двенадцатого созыва необходимо обращение к широкой источниковой базе. Особый интерес представляют интервью с главными участниками событий конца 80-х - начала 90-х гг. в Беларуси (С. Шушкевичем, М. Кебичем и др.). Этот вид источников дает возможность проследить, как решение отдельных политиков оказывали влияние на судьбу государства, как эти изменения воспринимались в обществе, какие были допущены просчеты и т.д. Кроме того, в работе использован текст Декларации о государственном суверенитете Беларуси - важнейшего документа, принятого Верховным Советом двенадцатого созыва. Анализ этого источника позволяет определить, каким образом в политических кругах БССР формировалась и получила свое воплощение идея о государственном суверенитете Беларуси.

Указанный перечень источников и литературы позволяет сформировать адекватный и объективный взгляд на события конца 80-х - начала 90-х гг., и в частности, на кампанию по выборам в Верховный Совет БССР двенадцатого созыва в марте-апреле 1990 г.

ГЛАВА 1. РЕФОРМА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БССР В КОНЦЕ 1980-х гг.

белорусский государственность перестройка суверенитет

После смерти Л.И.Брежнева в 1982 г. на посту главы государства находились: Ю.В.Андропов (1982-1984), К.У.Черненко (1984-1985). Наибольшие ожидания люди связывали с Ю.В.Андроповым, в прошлом председателем КГБ СССР. На первом этапе он был очень работоспособным человеком, предложившим, как казалось многим, разумные вещи по наведению порядка и дисциплины в обществе. Однако из-за болезни его пребывание на высшем государственном посту было недолгим. В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается молодой по тем меркам (54 года) М.С.Горбачев, курировавший в Политбюро ЦК КПСС сельское хозяйство.

В союзных республиках, как это и было определено в конституциях, руководство государственной и общественной жизнью в это время осуществляли центральные комитеты компартий во главе с первыми секретарями. Несмотря на закрепление в конституциях статусов Верховных Советов как высших органов государственной власти республик, все важные решения принимались в ЦК Компартии.

В литературе отмечается, что «в Советском государстве принцип разделения властей и многие другие правовые принципы отрицались как неприемлемые и «буржуазные». По Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей - только полновластие Советов. Парадокс заключался в том, что и Советы в своей власти были ограничены. Коммунистическая партия - «руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций», путем безальтернативных выборов проводила своих представителей в Советы, а через Советы - и в другие государственные органы. Партийные организации не просто вмешивались в деятельность государственных органов, а руководили ими. Подбор кадров был за партийными органами. Для занятия ответственной должности, как правило, необходимо было быть членом КПСС. Реальной властью обладала партийная верхушка (Политбюро ЦК КПСС), а Съезды КПСС, которые по уставу КПСС являлись высшими партийными органами, и пленумы ЦК КПСС носили парадный характер, все решения утверждали единогласно». [2, с.4]

Что касается БССР, то в начале второй половины 1980-х гг. республика успешно развивалась. Развернув социалистическое соревнование за выполнение решений ХХVII съезда КПСС.

Ощущение перемен с приходом М.С.Горбачева к власти витало в воздухе. Идея реформы политической системы тогда еще советского общества была впервые официально изложена на ХIХ Всесоюзной конференции КПСС и закреплена в ее решениях. Объяснение реформам давалось следующее: 1) изменение методов руководства экономикой, пересмотр пределов государственного влияния, развитие кооперации, развитие групповой и личной инициативы; 2) изменение к объяснению дем...

Другие файлы:

Верховный Совет БССР

Верховный тайный совет
В 1909 году в Санкт-Петербурге вышла научная исследовательская работа кн. Б. Л. Вяземского «Верховный тайный совет», посвященная событиям 1726–1730 гг...

Государство и право Республики Беларусь в конце ХХ – начале ХХI в
Распад СССР и другие общественные события в жизни Белорусской СССР потребовали радикального пересмотра и обновления законодательства республики. В окт...

Гісторыя дзяржавы і права Беларусі
Дзейнасць вышэйшых органаў улады СССР і БССР у 1985-1990 гг. Камісіі і Прэзідыум Вярхоўнага Савета БССР. Пачатак дэмакратызацыі грамадскіх адносін у С...

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовеко...