Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Возникновение феодализма и этапы образования Молдавского государства

Тип: контрольная работа
Категория: История
Скачать
Купить
Расселение славян, их род занятий, период отделения ремесла от сельского хозяйства. Первое письменное сообщение о волохах. Славяне и волохи: хозяйственная деятельность, соотношение и взаимодействие этносов. Условия образования Молдавского государства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа

Возникновение феодализма и этапы образования Молдавского государства

Содержание

1. Славяне и волохи: соотношение и взаимодействие этносов

2. Условия и этапы образования Молдавского государства

Литература

1. Славяне и волохи: соотношение и взаимодействие этносов

волох славянин молдавское государство

Расселение славян. Днестровско-Карпатские земли после разрушительного нашествия гуннов почти полностью опустели. В конце V-начале VI в. эти земли интенсивно начинают заселяться славянами. Славяне, исконные земледельцы, хотя и продвигались относительно медленно, но зато прочно осваивали заселенную территорию и приносили в район своей колонизации экономическую и социальную стабилизацию, необходимую для существования оседлого земледельческого хозяйства. К концу VI-началу VII в., заселив значительную часть территории Днестровско-Карпатских земель, славяне, сломив границу Византийской империи на Дунае, заселили значительную часть территории Балканского полуострова.

Письменные источники указывают, что земли к северу от Дуная были заселены славянскими племенами склавинов и антов. Готский историк VI в. Иордан писал: «Склавины живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на севере -- до Вислы; вместо городов у них болота и леса. Анты же -- сильнейшие из обоих -- распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину...» Из этого сообщения ясно, что в VI в. владения склавинов и антов между собой соприкасались и пограничной рекой между ними был Днестр.

В иных византийских источниках этого времени анты неоднократно упоминаются на землях, расположенных западнее Днестра. Так, византийский историк Прокопий сообщает: «...славяне и анты... имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега» или в другом месте: «... жившие по Истру варвары -- гунны, анты и славяне... наносили римлянам неисцелимый вред...». Таким образом, Прокопий указывает, что места соприкосновения склавинов и антов располагались в нижнем течении Дуная. Он четко различает склавинов и антов, но уже ничего не сообщает о Днестре как о пограничной реке между двумя союзами племен.

Археологические исследования позволили выделить материальную культуру антов -- пеньковскую и материальную культуру склавинов -- пражско-корчакскую. Ареал этих культур совпадает в основном с данными письменных источников о размещении антов и склавинов.

Таким образом, по имеющимся данным, Днестровско-Карпатские земли в VI-VII вв. были заселены представителями двух военнополитических объединений славянских племен -- антами и склавинами. Причем Днестровско-Прутское междуречье было заселено в значительной степени антами, хотя нередки здесь и склавинские поселения, а в южной части междуречья проживали и, очевидно, контактировали со славянами кочевники. К западу от Прута значительнее распространены склавинские поселения.

В Нижнем Подунавье проживали и склавины, и анты, которые сосуществовали, очевидно, с другими народами.

Тиверцы и уличи. После расселения славяне занимали большую территорию в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Со временем во многом единая славянская культура претерпела определенные изменения и славянские племена разделились на восточных, западных и южных славян. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» при перечислении и локализации восточнославянских племен на юго-западе восточнославянского ареала размещает тиверцев и уличей. О тиверцах говорится, что они «седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множество их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне...». О размещении тиверцев на этой территории во второй половине IX в. говорит и анонимный баварский географ.

Уличи первоначально до X в. проживали в Поднепровье. Племенные союзы тиверцев и уличей долго сохраняли свою независимость от Киева. В летописи под 885 г. сообщается, что Олег подчинил полян, древлян, северян и радимичей, а «с уличи и тиверци имяше рать». Со временем тиверцы признали верховную власть Киева, но еще не были включены в состав государства.

Так, во время похода 907 г. на Царьград тиверцы принимали участие в качестве союзников киевского князя, тогда как остальные древнерусские племена были в составе киевского войска. Тиверцы вошли в состав Древнерусского государства до начала 40-х гг. X в., так как летопись во время похода на Царьград в 944 г. упоминает их уже в составе войска киевского князя. По данным «Повести временных лет», еще в 940 г. киевский князь Игорь «с уличи и древляне имяше рать». И лишь после взятия воеводой Игоря Свенельдом их главного города Пересечена уличи переселились на территорию между Бугом и Днестром. «И бяше седяше уличи по Днепру вниз, и по семь перейдоша межью Буг и Днестр, и седоша тамо».

На территории Днестровско-Прутского междуречья известно значительное количество восточнославянских тиверских поселений. Большинство из них являлись неукрепленными селищами, но к концу 1Х-нача- лу X в. у тиверцев появляются и укрепленные поселения -- городища.

Они располагались среди неукрепленных поселений и являлись убежищами для населения последних (Алчедар, Екимоуцы, Царевка, Рудь и т.д.). Тиверские поселения значительнее были распространены в северной и центральной лесостепной частях Молдавии. На юге Днестровско- Карпатского региона в IX-X вв. находились поселения южных славян, которые по облику материальной культуры были близки культуре Первого Болгарского царства, занимавшей северо-восточную Болгарию и Нижнее Подунавье. Южнославянские памятники в Днестровско-Прутском междуречье представлены в основном неукрепленными поселениями. Наряду со значительными славянскими традициями в южнославянской культуре заметны тюрко-болгарские культурные черты. Несмотря на это, южнославянская культура, как и восточнославянская, имеет общеславянский облик.

Как письменные источники, так и археологические данные свидетельствуют о том, что славяне являлись оседлым земледельческим народом. Их хозяйство было основано на пахотном земледелии и приселищном скотоводстве. Поселения, как правило, располагались рядом с плодородными участками, удобными для земледелия, и с заливными лугами, пригодными для выпаса скота и заготовки сена на зиму. К концу VI в. византийские авторы стали говорить о землях задунайских славян как о богатом земледельческом крае. Так, псевдо-Маврикий отмечал у них «...большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы». Славяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, лен, коноплю. Известно им было овощеводство и садоводство. Второй важнейшей отраслью производственной деятельности слявян Днестровско- Карпатских земель было скотоводство с преобладающим разведением крупного рогатого скота, свойственным, как правило, именно оседлому населению. Об этом свидетельствуют как византийские авторы, так и анализ костных остатков из славянских поселений Днестровско-Прутского междуречья. В стаде преобладал крупный рогатый скот, служивший, очевидно, и тягловой силой при пахотном земледелии. Меньше разводили свиней, затем шли мелкий рогатый скот и лошади. Охота, рыболовство и бортничество занимали в хозяйстве древних славян хотя и важное, но второстепенное место.

Развитие пахотного земледелия и повышение его продуктивности создавали условия для выделения ремесла в рамках примитивного натурального хозяйства славянских поселений. Металлодобыча и обработка металла находились в руках кузнецов-универсалов, а сами ремесла еще не вышли из общинной стадии. Среди видов домашнего производства у славян были распространены прядение и ткачество, обработка кожи, камня, кости, дерева и т.д.

К концу IX-началу X в. произошло дальнейшее развитие ремесленного производства, отразившееся в разнообразных орудиях труда и ремесленной продукции, в появлении ремесленных мастерских и центров с концентрацией нескольких видов ремесел (/\лчедар, Скок, Рудь XX и т.д.). Изделия из цветных металлов в этот период все чаще изготовлялись не кузнецами-универсалами, а специалистами-ювелирами, на что указывают украшения, при производстве которых применялся ряд сложных операций.

Заметное развитие получило и керамическое производство. Входят в употребление гончарный круг и гончарные горны, а керамическое производство начинает выделяться в самостоятельное ремесло.

В этот период процесс отделения ремесла от сельского хозяйства охватил, вероятно, наиболее развитые виды ремесленной деятельности -- металлургию, кузнечное, ювелирное и гончарное дело. Следствием обособления ремесла было зарождение товарного производства и внутреннего обмена, который мог осуществляться посредством меновой торговли.

В VI--VII вв. славяне жили семейными родовыми общинами, достигавшими нескольких десятков человек. Такая община представляла собой небольшое поселение, состоящее из 15--20 жилищ. Хозяйственные и производственные постройки были общими для всей общины. Со временем родовая община славян в Днестровско-Карпатских землях начинает распадаться. Совершается переход от родовой к соседской общине, в которую входили семьи, не связанные родством. Эта община состояла из семей-соседей, живших на одной земле и владевших ею сообща, хотя каждая семья обрабатывала свой участок и собирала урожай с него только для себя. Развитие общественных отношений у славян в VIII-IX вв. и переход к соседской территориальной общине привели к появлению больших поселений. Начиная с IX в. у восточных славян в Днестровско- Карпатском регионе зарожд...

Другие файлы:

Молдавский средневековый город в Днестровско-Прутском междуречье (XV - начало XVI в.)
Впервые в монографии обобщены итоги исследования истории молдавского города XV — начала XVI в. в Двестровско—Прутском междуречье. Даны история его нау...

Экономика германского феодализма
Германия как самостоятельное феодальное государство. Основные этапы истории феодального государства Германии. Пути развития феодализма в Германии в IX...

Истории крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 1
В первом томе «Истории крестьянства в Европе. (Эпоха феодализма)» рассматриваются судьбы крестьянства в масштабах всего Европейского континента на ста...

Формирование романских литературных языков. Молдавский язык
В монографии последовательно рассматриваются методологические и общетеоретические основы исследования развития молдавского языка в исторической перспе...

Возникновение и развитие русской государственности
Возникновение Древнерусского государства. Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик. Государственный и общественный строй Золот...