Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Византийское наследие в истории России (в идейно-политической, духовно-культурной жизни)

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Политические аспекты византийского наследия в истории России. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона Киевского. Ярослав Мудрый: "Правда Русская" и Собор Святой Софии в Киеве. "Поучение к детям" Владимира Мономаха. Архитектура и иконопись.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»

Институт дистанционного образования

080100 - Экономика

ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ(В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ДУХОВНО- КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ)

Реферат

по дисциплине:

История

Исполнитель:

студент группы З-3Б32

Байбакова Евгения Ивановна 22.04.2014

Руководитель:

Преподаватель Гурьева Ирина Юрьевна

Томск 2014

Введение

Византия и Россия - два огромных государства, имеющие богатую культурную и политическую основу своего бытия, а также сложные, жесткие, в духе времени, этапы появления.

Тема влияния одной высокоразвитой империи на развитие другой будет всегда актуальна для изучения, ведь история имеет циклический характер развития, и подобные случаи будут происходить всегда.

Примером может служить вопрос о преемственности культур древней Греции и завоевавшего ее Рима, который «позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка». http://www.abc-people.com/typework/art/antich-txt.htm

Сайт: Энциклопедия людей и идей.

В своем труде « Политическая идеология средневековья. Византия и Русь»,

Российский учёный-византинист, доктор исторических наук, профессор И.С. Чичуров пишет: «Едва ли приходится подробно обосновывать правомерность выбора византийского материала для сопоставления с древнерусским. Две страны были, как известно, связаны друг с другом длительными, хотя и не всегда простыми, контактами - политическими, экономическими, культурными».

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, в чем же заключается понятие о наследии Византии.

Как изменилось мировоззрение государственных деятелей, да и простого народа после принятия православия и идей об устройстве жизни людей в новом христианском мире.

Для того чтобы ответить на эти вопросы обратимся к прошлому, посредством анализа некоторых памятников культурной и политической мысли древней Руси, а так же выясним что такое Византия.

Византийская империя. Краткий очерк

византийский наследие иконопись политический

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395--1453гг.) -- государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. http://ru.wikipedia.org/wiki

В IV- VII вв. обширную Византийскую империю населяли самые разные народы, такие как греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, и т.д., а также мелкие племена окраин империи и иностранцы. Подобное многообразие составляло «причудливую этническую и лингвистическую мозаику». Чекалова А.А., Даркевич В.П. культура Византии. 6-12вв.: Быт и нравы. Прикладное искусство.

В 330 г.н.э. император Константин I основал город Константинополь, «который представлял собой личную императорскую резиденцию»Всемирная история: в 6 т. /гл. ред. А.О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. истории РАН. -М.: Наука.- 2011.-ISBN 978-5-02-036725-8. Т.2: Средневековые цивилизации Запада и Востока/ отв. ред.П.Ю. Уваров.- 2012.-894 с.- ISBN 978-5-02-0367560-(в пер.)..

«Константинопольский сенат стал собранием высших гражданских и военных чинов, действительных и находившихся в отставке, и придворных. Это было новое социальное образование, положившее начало столичной знати, существование которой было характерно для всего последующего исторического развития Византии» Всемирная история: в 6 т. /гл. ред. А.О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. истории РАН. -М.: Наука.- 2011.-ISBN 978-5-02-036725-8. Т.2: Средневековые цивилизации Запада и Востока/ отв. ред.П.Ю. Уваров.- 2012.-894 с.- ISBN 978-5-02-0367560-(в пер.).

Со времен основания до второй половины XII века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты.

В IX-X веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До VII века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной, империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, она не была юридически наследственной. В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами"). Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. http://mirasky.h1.ru/byzhst/brief.htm

Идеолого-политические аспекты византийского наследия в истории России

Исходя из определения политической идеологии, можно сказать, что политическое устройство Византии, являлось неким примером для создателей будущего государства Российского, а именно налицо определение целей и методов организации общества. Одним из методов было принятие общей религии. Конечно, определение её имело несколько соревновательный характер, однако можно предположить, что для Владимира Святославовича выбор в пользу православия был очевиден.

Две страны должны были породниться, образовать крепкие торговые и экономические связи для дальнейшего процветания обеих держав. Это требовало кардинальных изменений, как в политике, так и в идеологии неискушенного в этом смысле будущего Российского государства, с тем, чтобы в дальнейшем иметь вес среди европейских держав, которые давно сменили многобожие на веру в единого Бога. Тем более женившись на византийской царевне Анне, Владимир приобрел статус, который более не позволял насмехаться над ним из-за его происхождения от рабыни.

Митрополит Питирим (Нечаев) пишет: «Значение Византии для Древней Руси трудно переоценить. Можно сказать, что византийская форма Православия, воспринятая восточными славянами в X в., создала историческое лицо будущей России.»

Начина...

Другие файлы:

Идейно-политическое наследие Дэн Сяопина в современном Китае
Исследование общественно-политических идей Дэн Сяопина, нашедших свое воплощение в экономической, социально-политической, общественной жизни КНР. Изуч...

Византийское наследие в Православной Церкви

Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства
Книга посвящена рассмотрению истории русского, украинского и белорусского народов XIII-XVII веков, взаимосвязи и единства истоков их экономической, по...

Вопросы этно-культурной истории абхазов
Предлагаемый вниманию читателей новый фундаментальный труд "Вопросы этно-культурной истории абхазов" - это своего рода энциклопедия по проблемам этног...

Московское царство. (История России т.5)
М.: Аграф, 2000. - 512 с. «Московское царство» (1968г.) – книга, завершающая «Историю России» Г.В.Вернадского. Автор повествует о событиях оте...