Актуальные вопросы в изучении меновых отношений в кавказоведении (на материалах Северо-Западного Кавказа)
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО КубГУ)
Кафедра археологии, этнологии, древней и средневековой истории
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
Актуальные вопросы в изучении меновых отношений в кавказоведении
(на материалах Северо-Западного Кавказа)
Работу выполнил
Д.А. Рязанов
Научный руководитель, к.и.н.,
Профессор
И.В. Кузнецов
Краснодар 2013
Содержание
Введение
1. Обмен в общетеоретической перспективе и кавказоведении
1.1 Теоретические подходы к исследованию меновых отношений и обмена дарами в традиционных обществах
1.2 Обмен в культуре народов Кавказа
1.3 Изучение отношений обмена у кавказских народов как социокультурного феномена в кавказоведении
2. Формы обмена на Северо-Западном Кавказе (случай адыгов)
2.1 Институты гостеприимства, куначества и обмен дарами
2. Свадебный дарообмен у адыгов
2.3 Другие формы обмена (внешняя торговля, отрицательная реципрокация)
3. Эволюция институтов меновых отношений и обменов дарами у адыгов в ХХ - начале XXI вв.
3.1 Трансформация отношений обмена в ХХ в.
3.2 Обмен дарами в современной культуре адыгов
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. В конце ХХ - начале XXI века в отечественной исторической науке возрос интерес к национальной культуре, традициям, обычаям народов, проживающих на территории России. Обращение к традиционным культурам, отличающимся своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью позволяет не только проанализировать их генезис, но и глубже понять причины нынешнего состояния того или иного этноса. меновый дар обмен адыг
Особую актуальность исследуемая тема имеет для такого сложного и многоликого региона, как Кавказ. Изучение самобытной культуры народов Кавказа позволяет не только глубже понять особенности национальной психологии населяющих его этносов, природу и генезис их обычаев, традиций, обрядов, но и будет способствовать оптимизации циркулирующей в обществе социальной и этнокультурной информации, совершенствованию ценностно-нормативных систем, являющихся своего рода социальным фильтром человеческого существования.
В полной мере сказанное касается и меновых отношений. Институт обмена имеет давнюю историю. Меновые отношения, возникшие еще в первобытных обществах, имели своей целью не только циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе, но и создание новых и поддержание существующих социальных связей между индивидами, при этом обмен всегда был связан с множеством различных обычаев и ритуалов и соответственно имел отчетливую социально-этническую специфику, сохранившись в определенных формах вплоть до наших дней. У народов Северо-Западного Кавказа, меновые отношения, сохранившиеся в различных формах дарообмена выступают неотъемлемым элементом как этноэтикета, так и всей системы социальных отношений: родственных, брачных, дружеских (куначеских) и др.
Несмотря на то, что традиции и обряды народов Северо-Западного Кавказа достаточно хорошо исследованы специалистами в области этнографии, трудов, комплексно рассматривающих проблемы меновых отношений до сих пор нет. В полной мере сказанное касается и одного из самых крупных этносов исследуемого региона - адыгов. В этой связи весьма перспективным является рассмотрение систем меновых отношений, сохранившихся в различных формах именно на адыгском материале.
Все вышесказанное обусловило выбор темы, объект, предмет, цели и задачи магистерской диссертации.
В качестве объекта исследования в работе выступает институт меновых отношений, сохранившийся в различных формах, как элемент социо-культурной традиции адыгов.
Предмет исследования - формы меновых отношений и их эволюция у представителей адыгского этноса.
Цель настоящей работы состоит в обобщении материалов по анализу меновых отношений в кавказоведении, а также описании, анализе,
систематизации, сопоставлении форм меновых отношений в культуре адыгов и исследовании их развития и трансформации.
В соответствии с целью исследования сформулированы его основные
задачи:
раскрыть сущность понятий «меновые отношения» и «дарообмен» и проанализировать существующие теоретические концепции обмена в традиционных обществах;
рассмотреть особенности социальной, экономической и правовой культуры народов Северо-Западного Кавказа и их влияние на формирование и развитие меновых отношений;
проанализировать историю изучения отношений обмена у кавказских народов;
исследовать специфические черты обмена в системе дружеских и родственных связей у адыгов (институты гостеприимства и куначества);
выявить особенности обмена дарами, как элемента свадебных обрядов у адыгов;
охарактеризовать иные формы обмена в традиции адыгского этноса (внешняя торговля, отрицательная реципрокация и др.);
проанализировать эволюцию меновых отношений, в частности института обмена дарами у адыгского этноса и выявить его особенности в современной культуре адыгов.
Территориальные границы исследования определенны единой географической областью проживания адыгских народов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов), сохранивших традиционные формы меновых отношений.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с середины XIX в. до настоящего времени.
Историография. Меновые отношения достаточно давно исследуются исторической наукой. Исследованию этапов развития меновых отношений, начиная с первобытных обществ и до формирования полноценных товарно-денежных отношений посвящено значительное число работ.
Теория обмена возникла в европейской гуманитарной науке в конце XIX - начале XX вв. в связи с интенсификацией исследований архаических обществ, при этом многие идеи развивались одновременно и в Европе и в России. Обмен рассматривался, прежде всего, как элемент экономической жизни общества. Наиболее известным русским ученым, исследовавшим систему обмена как часть экономики уже в конце XIX века, стал Н.И. Зибер. В работе «Очерки первобытной культуры», вышедшей в 1883 году, Н.И.
Зибер полно и достаточно точно дал характеристику торговой и договорной формам обмена Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. М., 1937.-462 с. .
Значительный вклад в исследование вопросов меновых отношений, как элемента экономической жизни традиционных обществ внесли Б. Малиновский, У. Стэннер (теория церемониальной экономики), К. Дюбуа (престижная экономика) и др. Исследуя объекты, циркулирующие в системе обмена, они пришли к выводу, что в основе ее лежит принцип эквивалентности, а сама система обмена стала прообразом товарного обмена и более развитых экономических отношений.
Научный прорыв в исследуемой тематике осуществил М. Мосс. Он не только описал процесс обмена подарками, а сформулировал в «Очерке о даре», изданном в 1925 году принципы функционирования этой системы. Обмен по Моссу это совокупная тотальная поставка агонистического типа, присущая как архаическому, так и современному обществу Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М.: Восточная литература, РАН, 1996. - С. 74 -222. . Именно М. Мосс одним из первых выявил социальную функцию обмена, доказав, что обмен есть универсальное явление, охватывающее все аспекты взаимодействия людей в традиционных обществах. Таким образом, было доказано, что меновые отношения выполняли не только экономические, но и глубокие социальные функции, формируя системы социальных сетей, придавая обществу иерархическую структуру и т.д.
Развил эти идеи К. Поланьи, введший в научный обиход понятие «reciprocity» (взаимный) и доказавший, что система меновых отношений в традиционных обществах неотделима от таких понятий как «семья», «религия», «политика», «культура» и т.п., иначе говоря, экономическая система обмена дарами «встроена» в социальные отношения См., Поланьи К. Великая трансформация. СПб.: 2002. Таким образом, создавая свою субстантивную экономию, Поланьи описывал реципрокацию, как форму экономических отношений, характерную особенно для эгалитарных обществ. Будучи равными, люди обмениваются товарами и услугами с доверенными друзьями и родственниками, способом, описанным Моссом. Насколько бы такие обмены не обладали экономическими содержанием и функциями, они остаются общественными, потому что в нерыночных обществах экономика является общественной в своей основе.
Именно вслед за К. Поланьи реципрокными стали обозначать отношения, предполагающие возникновение встречных обязательств в ответ на предоставление каких-либо благ, но при отсутствии формальных соглашений, определяющих эти встречные обязат...
Инженерно-геологическое обоснование строительства и эксплуатации нефтепроводов в условиях Северо-Западного Кавказа
Особенности инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве магистральных трубопроводов на территории Северо-Западного Кавказа. Ф...
Животный и растительный мир Краснодарского края
Растительный покров Северо-Западного Кавказа. Степная растительность Кубанской равнины. Растительность пойм, дельт рек. Субальпийский и альпийский поя...
Археологические памятники Северо-Западного Причерноморья
Сборник состоит из статей и публикаций, посвящённых исследованиям археологических памятников Северо-Западного Причерноморья эпохи палеолита, энеолита,...
Экосистемы малых рек Черноморского побережья северо-западного Кавказа
Впервые по результатам изучения основных компонентов экосистемы малых рек Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа - рыбных и зообентосных соо...
Географические открытия Англии в XVI-XVII вв. Поиски северо-западного прохода в Индию и Китай
Поиски северо-западного и северо-восточного проходов на Восток английскими путешественниками. Экспедиция Уиллоуби-Ченслора, плавание Барроу, заокеанск...