Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Актуальные вопросы в изучении меновых отношений в кавказоведении (на материалах Северо-Западного Кавказа)

Тип: магистерская работа
Категория: История
Скачать
Купить
Теоретические подходы к исследованию меновых отношений и обмена дарами в традиционных обществах. Изучение отношений обмена у кавказских народов как социокультурного феномена в кавказоведении. Эволюция института меновых отношений и обменов дарами у адыгов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

Кафедра археологии, этнологии, древней и средневековой истории

Выпускная квалификационная работа

(магистерская диссертация)

Актуальные вопросы в изучении меновых отношений в кавказоведении

(на материалах Северо-Западного Кавказа)

Работу выполнил

Д.А. Рязанов

Научный руководитель, к.и.н.,

Профессор

И.В. Кузнецов

Краснодар 2013

Содержание

Введение

1. Обмен в общетеоретической перспективе и кавказоведении

1.1 Теоретические подходы к исследованию меновых отношений и обмена дарами в традиционных обществах

1.2 Обмен в культуре народов Кавказа

1.3 Изучение отношений обмена у кавказских народов как социокультурного феномена в кавказоведении

2. Формы обмена на Северо-Западном Кавказе (случай адыгов)

2.1 Институты гостеприимства, куначества и обмен дарами

2. Свадебный дарообмен у адыгов

2.3 Другие формы обмена (внешняя торговля, отрицательная реципрокация)

3. Эволюция институтов меновых отношений и обменов дарами у адыгов в ХХ - начале XXI вв.

3.1 Трансформация отношений обмена в ХХ в.

3.2 Обмен дарами в современной культуре адыгов

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы. В конце ХХ - начале XXI века в отечественной исторической науке возрос интерес к национальной культуре, традициям, обычаям народов, проживающих на территории России. Обращение к традиционным культурам, отличающимся своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью позволяет не только проанализировать их генезис, но и глубже понять причины нынешнего состояния того или иного этноса. меновый дар обмен адыг

Особую актуальность исследуемая тема имеет для такого сложного и многоликого региона, как Кавказ. Изучение самобытной культуры народов Кавказа позволяет не только глубже понять особенности национальной психологии населяющих его этносов, природу и генезис их обычаев, традиций, обрядов, но и будет способствовать оптимизации циркулирующей в обществе социальной и этнокультурной информации, совершенствованию ценностно-нормативных систем, являющихся своего рода социальным фильтром человеческого существования.

В полной мере сказанное касается и меновых отношений. Институт обмена имеет давнюю историю. Меновые отношения, возникшие еще в первобытных обществах, имели своей целью не только циркуляцию и перераспределение ценностей в обществе, но и создание новых и поддержание существующих социальных связей между индивидами, при этом обмен всегда был связан с множеством различных обычаев и ритуалов и соответственно имел отчетливую социально-этническую специфику, сохранившись в определенных формах вплоть до наших дней. У народов Северо-Западного Кавказа, меновые отношения, сохранившиеся в различных формах дарообмена выступают неотъемлемым элементом как этноэтикета, так и всей системы социальных отношений: родственных, брачных, дружеских (куначеских) и др.

Несмотря на то, что традиции и обряды народов Северо-Западного Кавказа достаточно хорошо исследованы специалистами в области этнографии, трудов, комплексно рассматривающих проблемы меновых отношений до сих пор нет. В полной мере сказанное касается и одного из самых крупных этносов исследуемого региона - адыгов. В этой связи весьма перспективным является рассмотрение систем меновых отношений, сохранившихся в различных формах именно на адыгском материале.

Все вышесказанное обусловило выбор темы, объект, предмет, цели и задачи магистерской диссертации.

В качестве объекта исследования в работе выступает институт меновых отношений, сохранившийся в различных формах, как элемент социо-культурной традиции адыгов.

Предмет исследования - формы меновых отношений и их эволюция у представителей адыгского этноса.

Цель настоящей работы состоит в обобщении материалов по анализу меновых отношений в кавказоведении, а также описании, анализе,
систематизации, сопоставлении форм меновых отношений в культуре адыгов и исследовании их развития и трансформации.

В соответствии с целью исследования сформулированы его основные
задачи:

раскрыть сущность понятий «меновые отношения» и «дарообмен» и проанализировать существующие теоретические концепции обмена в традиционных обществах;

рассмотреть особенности социальной, экономической и правовой культуры народов Северо-Западного Кавказа и их влияние на формирование и развитие меновых отношений;

проанализировать историю изучения отношений обмена у кавказских народов;

исследовать специфические черты обмена в системе дружеских и родственных связей у адыгов (институты гостеприимства и куначества);

выявить особенности обмена дарами, как элемента свадебных обрядов у адыгов;

охарактеризовать иные формы обмена в традиции адыгского этноса (внешняя торговля, отрицательная реципрокация и др.);

проанализировать эволюцию меновых отношений, в частности института обмена дарами у адыгского этноса и выявить его особенности в современной культуре адыгов.

Территориальные границы исследования определенны единой географической областью проживания адыгских народов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов), сохранивших традиционные формы меновых отношений.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с середины XIX в. до настоящего времени.

Историография. Меновые отношения достаточно давно исследуются исторической наукой. Исследованию этапов развития меновых отношений, начиная с первобытных обществ и до формирования полноценных товарно-денежных отношений посвящено значительное число работ.

Теория обмена возникла в европейской гуманитарной науке в конце XIX - начале XX вв. в связи с интенсификацией исследований архаических обществ, при этом многие идеи развивались одновременно и в Европе и в России. Обмен рассматривался, прежде всего, как элемент экономической жизни общества. Наиболее известным русским ученым, исследовавшим систему обмена как часть экономики уже в конце XIX века, стал Н.И. Зибер. В работе «Очерки первобытной культуры», вышедшей в 1883 году, Н.И.

Зибер полно и достаточно точно дал характеристику торговой и договорной формам обмена Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. М., 1937.-462 с. .

Значительный вклад в исследование вопросов меновых отношений, как элемента экономической жизни традиционных обществ внесли Б. Малиновский, У. Стэннер (теория церемониальной экономики), К. Дюбуа (престижная экономика) и др. Исследуя объекты, циркулирующие в системе обмена, они пришли к выводу, что в основе ее лежит принцип эквивалентности, а сама система обмена стала прообразом товарного обмена и более развитых экономических отношений.

Научный прорыв в исследуемой тематике осуществил М. Мосс. Он не только описал процесс обмена подарками, а сформулировал в «Очерке о даре», изданном в 1925 году принципы функционирования этой системы. Обмен по Моссу это совокупная тотальная поставка агонистического типа, присущая как архаическому, так и современному обществу Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М.: Восточная литература, РАН, 1996. - С. 74 -222. . Именно М. Мосс одним из первых выявил социальную функцию обмена, доказав, что обмен есть универсальное явление, охватывающее все аспекты взаимодействия людей в традиционных обществах. Таким образом, было доказано, что меновые отношения выполняли не только экономические, но и глубокие социальные функции, формируя системы социальных сетей, придавая обществу иерархическую структуру и т.д.

Развил эти идеи К. Поланьи, введший в научный обиход понятие «reciprocity» (взаимный) и доказавший, что система меновых отношений в традиционных обществах неотделима от таких понятий как «семья», «религия», «политика», «культура» и т.п., иначе говоря, экономическая система обмена дарами «встроена» в социальные отношения См., Поланьи К. Великая трансформация. СПб.: 2002. Таким образом, создавая свою субстантивную экономию, Поланьи описывал реципрокацию, как форму экономических отношений, характерную особенно для эгалитарных обществ. Будучи равными, люди обмениваются товарами и услугами с доверенными друзьями и родственниками, способом, описанным Моссом. Насколько бы такие обмены не обладали экономическими содержанием и функциями, они остаются общественными, потому что в нерыночных обществах экономика является общественной в своей основе.

Именно вслед за К. Поланьи реципрокными стали обозначать отношения, предполагающие возникновение встречных обязательств в ответ на предоставление каких-либо благ, но при отсутствии формальных соглашений, определяющих эти встречные обязат...

Другие файлы:

Инженерно-геологическое обоснование строительства и эксплуатации нефтепроводов в условиях Северо-Западного Кавказа
Особенности инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве магистральных трубопроводов на территории Северо-Западного Кавказа. Ф...

Животный и растительный мир Краснодарского края
Растительный покров Северо-Западного Кавказа. Степная растительность Кубанской равнины. Растительность пойм, дельт рек. Субальпийский и альпийский поя...

Археологические памятники Северо-Западного Причерноморья
Сборник состоит из статей и публикаций, посвящённых исследованиям археологических памятников Северо-Западного Причерноморья эпохи палеолита, энеолита,...

Экосистемы малых рек Черноморского побережья северо-западного Кавказа
Впервые по результатам изучения основных компонентов экосистемы малых рек Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа - рыбных и зообентосных соо...

Географические открытия Англии в XVI-XVII вв. Поиски северо-западного прохода в Индию и Китай
Поиски северо-западного и северо-восточного проходов на Восток английскими путешественниками. Экспедиция Уиллоуби-Ченслора, плавание Барроу, заокеанск...