Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Азербайджан и Дагестан в сфере интересов цивилизаций древнего мира и раннего средневековья

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Геополитическое положение Кавказской Албании и царства гуннов. Стратегическое значение Дербентского дефиле. Внутреннее состояние и международное положение главных соперников на Кавказе. Вторжение арабов на территорию раннесредневекового Азербайджана.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Азербайджан и Дагестан в сфере интересов цивилизаций древнего мира и раннего средневековья

После похода Александра Македонского во главе Северной, или так называемой Малой, Мидии был поставлен Атропат - персидский (сатрап) правитель. Мидия стала именоваться Мидией Атропатеной или просто Антропатеной. Считается, что это название в последующем легло в основу современного названия Азербайджана.

Античные авторы к северу от Атропатены упоминают страну, известную в исторической литературе как Кавказская Албания. Согласно греческим авторам, в Кавказской Албании (главный город - Кабала) проживало около 26 племен, основными из которых были албаны и утии, возможные предки современных удин - небольшой народности в Варташенском районе Азербайджана. Страбон описывает Кавказскую Албанию как процветающую страну. В результате раскопок в Мингечауре, Ялойлу-Тепе и в других местах найдены высокохудожественные изделия албанских ремесленников.

Богатства Албании манили иноземных завоевателей. В конце 60-х годов до н.э. на ее территорию вторглись римские войска под руководством Гнея Помпея. В Кобустане (недалеко от Баку) имеется надпись на камне, говорящая о том, что римляне достигли даже этого отдаленного района. На короткий срок римляне захватили значительную часть страны, однако сопротивление жителей вынудило их покинуть вожделенную землю.

В качестве независимого государства Кавказская Албания просуществовала до IV в. н.э. К этому времени значительного уровня достигла культура. Возникла письменность. Под влиянием Византийской империи стало распространяться христианство, ставшее вскоре государственной религией.

Однако возвысившийся к этому времени сасанидский Иран и Восточно-Римская империя (Византия) в результате длительной борьбы поделили страны Закавказья на сферы влияния. Согласно мирному договору 387 г. Кавказская Албания вместе с Восточной Арменией и Восточной Грузией перешла под власть персов на правах вассального государства.

II. Прикаспийский Дагестан в эпоху раннего средневековья был местом постоянного обитания многочисленных ирано-и тюркоязычных кочевых и полукочевых племен. С конца IV в. до начала VIII в. эта территория в древних трактатах называлась «страной» или «царством гуннов». Гунны были важной политической и военной силой в Восточном Предкавказье, с которой вынуждены были считаться не только сопредельные, но и отдаленные государства.

Этноним «гунны», предположительно является собирательным именем разноязыкого населения Прикаспийского Дагестана в гуннскую эпоху, в том числе и местного земледельческого населения.

Геополитическое положение Кавказской Албании и царства гуннов и то, что вдоль западного побережья Каспийского моря проходили важные торговые пути, вызывали интерес многих государств, в том числе и Византии. Кавказ, наряду с Северным Причерноморьем и Подунавьем - трех основных регионов, лежащих к северу от границ империи, находился в центре внимания византийских политиков. В своей внешнеполитической деятельности Византия применяла различные методы и способы для того, чтобы через Армению и Албанию воздействовать на «царство гуннов». Однако усилия эти осложнялись чрезвычайно неустойчивыми (то дружественными, то враждебными) отношениями с христианскими княжествами Кавказа, «постоянными раздорами между самими грузинскими … и между армянскими князьями».

Понимая стратегическое значение Дербентского дефиле, гунны стремились завладеть проходом. Они довольно успешно использовали в своих интересах перипетии византийско-персидского и армяно-персидского противостояния. Каждое из этих раннесредневековых государств прибегало к подкупу, оплачивало военное содействие (особенно византийцы) или посредством угроз привлекало гуннские племена на свою сторону. Как и в Азербайджане одним из важнейших способов для достижения цели было распространение среди дагестанских гуннов христианства.

В 30-е годы IV в. гунны вместе с аланами воевали на стороне Персии против армян. К этому же периоду относятся и первые письменные известия о попытках обращения гуннов в христианство, проникшее в Закавказье из Византии. Но, как известно, деятельность проповедника епископа Григориса среди гунно-маскутских племен закончилась его трагической гибелью, когда гунны поняли, что с принятием христианства они лишаются возможности и далее совершать грабительские набеги в страны Закавказья.

В середине IV в., во времена правления армянского царя Аршана II (345-368) в период очередных военных действий между Персией и Византией в Месопотамии и Армении гунны и аланы выступили на стороне армян против персов. Как сообщают Евсевий Иероним и Иешу Стилит страны Закавказья и Передней Азии подверглись в 395 г. грандиозному военному нашествию гуннов.

В V - VII вв. большая часть армянских земель входила в состав Византийской Армении. Свидетельством временных союзнических отношений гуннов с Византией служит тот факт, что в начале VI в. гунн Амвазук, владевший Дербентским проходом, был другом византийского василевса Анастасия (491-518). Во время войны 502-506 гг. между Византией и Персией гунны воевали то на стороне персов (Иешу Стилит), то на стороне Византии (Прокопий Кесарийский).

Хотя первая попытка христианизации гуннов не увенчалась успехом, желание достичь этой цели не угасло и святой Маштоц, создавший алфавиты для «армян, алуанцев и иверов», проповедовал христианство «в гаваре Ути, в Алуанке, в Лпике, в Каспии, до ворот Чора». Вероятно, маскутские племена, обитавшие к югу от Чора, неоднократно подвергались христианизации, но разобщенность племен и кочевнический характер экономики гуннов делали эти попытки безуспешными. «Уровень социально-экономического развития племен гуннского круга не способствовал еще складыванию условий для принятия монотеистической религии» (Гмыря Л.Б. 1995, с.246).

Однако попытки христианизации «варваров» продолжались. Около 515 г. к гуннам Прикаспия прибыло посольство армянского епископа Кардоста с пятью священниками, которое в течение 14 лет занималось просветительской деятельностью. Кардоста сменил епископ Макар, а затем «епископ гуннов Иунана». Усилия проповедников, вероятно, достигли определенных успехов. В «Хронике» Псевдо-Захария сообщается о том, что византийский отряд, отгонявший персов от крепости Дары на границе Византии и Персии, во время ее осады, возглавлял «Суникс муж, бывший военачальник гунн, крестившийся, найдя убежище у ромеев…». Данное сообщение относиться к 30-м годам VI в. и, скорее всего, может свидетельствовать о том, что именно смена религии вынудила Суникса покинуть родину и перейти на службу к византийцам.

Христианство принимали и отдельные отряды гуннского войска, но, давая общую оценку, следует сказать, что в разобщенном на отдельные племена гуннском обществе VI в. для христианства условия еще не созрели.

Прикаспийский Дагестан в эпоху раннего средневековья был местом постоянного обитания многочисленных ирано-и тюркоязычных кочевых и полукочевых племен. С конца IV в. до начала VIII в. эта территория в древних трактатах называлась «страной» или «царством гуннов». Гунны были важной политической и военной силой в Восточном Предкавказье, с которой вынуждены были считаться не только сопредельные, но и отдаленные государства.

Этноним «гунны», предположительно является собирательным именем разноязыкого населения Прикаспийского Дагестана в гуннскую эпоху, в том числе и местного земледельческого населения.

Геополитическое положение царства гуннов и то, что вдоль западного побережья Каспийского моря проходили важные торговые пути, вызывали интерес многих государств, в том числе и Византии. Кавказ, наряду с Северным Причерноморьем и Подунавьем - трех основных регионов, лежащих к северу от границ империи, находился в центре внимания византийских политиков. В своей внешнеполитической деятельности Византия применяла различные методы и способы для того, чтобы через Армению и Албанию воздействовать на «царство гуннов». Однако, усилия эти осложнялись «чрезвычайно неустойчивыми (то дружественными, то враждебными)» отношениями с христианскими княжествами Кавказа, «постоянными раздорами между самими грузинскими … и между армянскими князьями» (Культура Византии. Т. 2. 1989, с.242-243).

Понимая стратегическое значение Дербентского дефиле, гунны стремились завладеть проходом. Они довольно успешно использовали в своих интересах перипетии византийско-персидского и армяно-персидского противостояния. Каждое из этих средневековых государств прибегало к подкупу, оплачивало военное содействие (особенно византийцы) или посредством угроз привлекало гуннские племена на свою сторону. Одним из важнейших способов для достижения цели было распространение среди дагестанских гуннов христианства.

В 30-е годы IV в. гунны вместе с аланами воевали на стороне Персии против армян. К этому же периоду относятся и первые письменные известия о попытках обращения гуннов в христианство, проникшее в Закавказье из Византии. Но, как известно, деятельность проповедника епископа Григориса среди гунно-маскутских племен закончилась его трагической гибелью, когда гунны поняли, что с принятием христианства они лишаются возможности и далее совершать грабительские набеги в страны Закавказья (Фавстос Бузанд, с.14).

В середине IV в., во времена правления армянского царя Аршана II (345-368) в период очередных военных действий между Персией и Византией в Месопотамии и Армении гунны и аланы выступили на стороне армян против персов (Фавстос Бузанд, с.113).

Как сообщают Евсевий Иероним (с.1030) и Иешу Стилит (с.131) страны Закавказья и Передней Азии подверглись в 395 г....

Другие файлы:

Философия средневековья
* 1. Возникновение средневековой философии.1. 1. Связь и различие средневековой философии ифилософии древнего мира.1. 1. 1. Основные положения философ...

Искусство раннего средневековья (Новая история искусства)
В предлагаемой вниманию читателя книге «Искусство раннего Средневековья» автор прослеживает развитие европейской архитектуры, скульптуры, живописи, кн...

Древний мир. Средневековье
Данный том содержит сведения об истории зарождения, развития и упадка цивилизаций на Земле в периоды Древнего мира и Средневековья. Том богато иллюстр...

Налогообложение евреев от Древнего Египта до Средневековья
Особенности правового положения евреев на различных этапах развития человеческого общества. Принципы налогообложения данного народа от Древнего Мира д...

Древний мир. Средневековье. Большая серия знаний.
М.: 2005. — 128 с. Данный том содержит сведения об истории зарождения, развития и упадка цивилизаций на Земле в периоды Древнего мира и Средн...