Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Использование тотемов в погребальном обряде Японии (со II тыс. до н.э. - до IX в. н.э.)

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Использование тотемов в погребальном обряде Японии (со II тыс. до н.э. - до IX в. н.э.) Стронина О.Н.В Восточной Азии происходили процессы интеграции, которые можно проследить и в погребальной культуре, что, в свою очередь, влекло за собой и изменение первоначальных тотемных образов. Тотем, изначально являлся священным животным рода, кровь которого символизировала единение рода. Пока текла кровь в животном - существовал род. Достаточно регулярно встречаются они в погребениях, как зажиточных японцев, так и бедноты. Так, например, при проведении раскопок на севере Японии было обнаружено более 200 тотемов драконов и тигров [1, с. 59]. Аналогичные японским тотемные образы встречаются в индийских и тайваньских погребениях [6, с. 87]. Создается впечатление, что Большая Восточная Азия в культурном плане основывалась на сходстве первобытно-религиозных представлений.Однако при более глубоком анализе мнение это оказывается обманчивым. С одной стороны, использование тотемов в погребальных обрядах II тыс. до н. э. - IX в. н. э. действительно имело место, с другой стороны, назначение тотемов изменялось. Известно, что в начальном понимании тотемизм подразумевал запрет на убийство тотемного животного. Однако в погребениях IV-IX вв. археологами обнаружены шкуры, зубы когти не только тех животных, которых род или династия считали тотемными, но и целого ряда других.Объяснение этого явления есть в японских источниках. Распространенным было представление, что дух предка должен был уйти из земной жизни вместе с умершим человеком, чтобы встретить его в загробном мире [2, с. 61]. Это свидетельствует о том, что произошла определенная трансформация представлений, вероятно, вызванная распространением буддизма и, в частности, его учения о переселении душ.В Японии тотем превратился в элемент погребального обряда, где являлся лишь помощником в преодолении испытаний души и выполнял посредническую миссию между человеком и загробным миром.В «Манъёсю» (источнике IX в.) есть сведения о погребальном обряде средневековой Японии: «...Умерла Сакурако. Отец передал ее тело богам, но не забыл сопроводить ее в мир смерти силой тигра и убил он тигра, и обращался к прародителю с просьбами о доброй участи дочери» [4, с. 97].В буддизме традиционно лотос сопровождал Будду с момента достижения им нирваны. Особое значение этого цветка состояло в его предназначении: лотос должен был вдохнуть святость в Будду, чем объясняется правило, требовавшее хоронить тело Будды только с цветами лотоса [3, с. 64].Япония, расположенная на окраине мировых культурных и религиозных традиций, сохраняла приверженность первобытным ритуалам. Это отразилось и на погребальном обряде. Так в захоронениях могущественных японских правителей присутствует атрибутика тотемизма. С распространением на японских островах буддизма, он впитал тотемистические элементы. Погребения монахов сопровождались изображениями и фигурами тотемов птиц и рыб. Согласно распространенным представлениям, они в Загробный мир попадали не по земле, а по воде или воздуху: «Монахи и демоны, прибегают к высшему, почитаемому богами и людьми — великославному, лишь по воде (воздуху), где они, без пыли, пополняют сонмы богов» [4, с. 15].Дальнейшее развитие этой линии можно найти в постулатах дзэн- буддизма, придавшего японским обрядам необычайную утонченность, четкую знаковость, ставшую своеобразной нитью между прошлым и будущим.Жители Страны восходящего солнца, впервые познакомившись с тотемизмом в конце XIX в. до н.э., сохранили ему приверженность до сих пор. Население этого древнего островного государства на протяжении более 1500 лет было верно своему традиционному погребальному обряду (который подразумевает и наличие тотема), дошел до нас в наиболее упрощенном своем виде - тотеме - символе.Список литературыАндреев В. Под знаком огня и тигра // Наука и религия. - 1985. - № 12. - С.59-60.Барский К. Японская грамота жестов // Азия и Африка сегодня.—1998.- №6. - С. 61-65.Буланова Н. Амулеты и талисманы. // Азия и Африка сегодня. -1993. - № 4. - С. 4-9.Волхова А. А. Русский комитет для изучения Восточной Азии. //Проблемы Дальнего Востока. - 1977. - №1.- С. 15-17.Маньёсю, пер. Лидова Н. Р. - М., 1999. - 213 с.Танников К.Л. Представление о жизненной силе в Японии. //Этнографическое обозрение. - 1997. № 3. - С. 17-19.
Другие файлы:

Огонь в погребальном обряде культуры мохэ
Археологические свидетельства огня на Троицком могильнике и Монастырка-3. Огонь в погребальном обряде у народов Дальнего Востока. Процесс трупосожжени...

Керамическая посуда в погребальном обряде населения Томского Приобья развитого средневековья
История и характеристика басандайской культуры. Этносоциальные процессы на юге Западной Сибири в начале II тыс. н.э. Керамический комплекс могильников...

Происхождение колесного транспорта. Появление боевых колесниц, освоение коня для верховой езды. Археологический аспект
Пути создания современного транспорта. История появления колеса. Появление и развитие колёсного транспорта. Распространение колесницы в Египте и Хеттс...

Скифские древности Днестро-Дунайского междуречья
В работе публикуются материалы скифских памятников, исследованных Дунай-Днестровской новостроечной экспедицией Института археологии АН Украины в 1977-...

Погребальный обряд и идеология ранних скотоводов
Учебное пособие посвящено погребальному обряду и идеологии ранних скотоводов катакомбной культуры Орельско-Самарского междуречья. Средствами археологи...