Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Пакт Рериха

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
ПланВведение 1 История создания Пакта 1.1 Авторы Пакта1.2 Предыстория создания Пакта Рериха2 Пакт Рериха как международный договор 2.1 Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей2.2 Уникальность Пакта Рериха3 Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры 3.1 Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры3.2 Идеи Пакта Рериха в наши дни4 Картины Николая Рериха, посвященные Пакту5 Мероприятия посвященные Пакту Рериха 5.1 Научные конференции5.2 ВыставкиСписок литературы
  • Введение
  • Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact)) — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.
  • 1. История создания Пакта
  • 1.1. Авторы Пакта
  • Автор идеи и инициатор этого международного договора — русский художник Николай Рерих. Официальный проект Пакта Рериха был подготовлен доктором Г.Г. Шклявером в 1928 году.
  • 1.2. Предыстория создания Пакта Рериха
  • Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.1903 — Н. К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершает путешествие по 40 древнерусским городам. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков и другие. Продолжив экспедицию в 1904 году, Н. К. Рерих побывал в Угличе, Калязине, Кашине, Твери.Во время путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.Подводя итог своему путешествию 1903 года, восхищаясь красотой памятников старины, художник в статье «По старине» (1903 г.) с болью пишет об отношении к их охране. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».1904 — Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.В течение ряда лет после своего путешествия 1903—1904 гг. Н. К. Рерих вновь и вновь обращается к состоянию памятников старины. Художник пишет несколько статей, посвященных плачевному состоянию храмов. Так в статье «Тихие погромы» (1911 г.) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».
  • 2. Пакт Рериха как международный договор
  • 2.1. Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей
  • Исследователи международного права, касающегося защиты культурных ценностей (в том числе во время войны), ведут его историю, начиная с середины 19 века[1][2][3][4][5]:
  • Пункты о защите объектов культурных ценностей в Декларациях 1874 года (Lieber code и Брюссельская конференция) и 1880 годов ([Oxford Manual], Art.52, 53).
  • Гаагские конвенции 1899 и 1907 имели конкретные пункты по защите культурных объектов, которые обязывали обозначать такие объекты отличительными знаками. Однако опыт Первой мировой войны показал недостаточность данных пунктов для предотвращения разрушений культурных объектов.
  • В 1935 году 21 страна Панамериканского союза подписывает Пакт Рериха, из них 10 стран его ратифицирует. Для объектов охраны предложен знак — Знамя Мира.
  • В 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны. Как и Пакт Рериха эти усилия Лиги Наций быстро сошли на нет с началом Второй мировой войны, в которой были изменены технологии, тактика и стратегия ведения войны и появилась новая концепция «тотальной войны».
  • Разрушения и мародерство Второй мировой войны побудило в 1948 году правительство Нидерландов вновь поднять в появившемся ЮНЕСКО вопрос о необходимости принятия Конвенции по защите культурных объектов. Генеральная Конференция ЮНЕСКО 1951 года приняла решение созвать комитет для составления проекта конвенции. Комитет собрался в 1952 году и впоследствии представил на рассмотрение проект Генеральной конвенции.
  • В мае 1954 года подписывается Гаагская конвенция, призванная устранить недоработки всех предшествующих международных договоров. Этой конвенцией установлен отличительный знак для идентификации объектов охраны — заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.
  • В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.
  • 2.2. Уникальность Пакта Рериха
  • Пакту Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости.
  • 3. Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры
  • 3.1. Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры
  • В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях.Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А. А. Леонов пишет:«Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».<...
    Другие файлы:

    Пакт Рериха. Знамя Мира
    В связи с празднованием юбилея подписания Пакта Рериха Государственный музей искусства народов Востока открывает художественную выставку «Пакт Рериха,...

    Культурологические идеи Н.К. Рериха
    Биография и труды Н.К. Рериха. Идея творческого синтеза разных культур и культурных форм, взаимодополняющих друг друга. Противопоставление культуры и...

    Пакт Рериха как основа новой Конвенции ООН о защите культурных ценностей
    Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памят...

    Пакт Рериха: 70 лет.
    Описание: Материалы Международной научно-практической конференции 15 апреля 2005 г. в Санкт-Петербургском Доме юриста.Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, а...

    Пакт Рериха, Знамя Мира
    Описание: Книга рассказывает о Пакте Рериха, первого международного Договора, специально посвящённого защите культурных ценностей человечества.Aвтop-с...