Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Культура в постсоветское время

Тип: доклад
Категория: История
Скачать
Купить
88. Культурная и духовная жизнь в постсоветской России.Введение 26 декабря 1991 года произошел распад СССР. Он привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств. Разумеется, это событие отразилось не только во внешней политике России, но и во внутренней. В данной работе я хотел бы показать, как повлияла Эпоха Перестройки и распад СССР на культурную и духовную жизнь России. В чем ее особенности от культуры, бывшей в Советском союзе и что же положительного и отрицательного в ней.Кратко можно сказать, что Эпоха Перестройки(1985-1991 гг) относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С.Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли». Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений,установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину. Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, вкоторый впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путяхдальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью. «Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкомусоветскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев имемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаряэтому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них(«Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита ираспространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом. За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романыА. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»),Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»),М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака(«Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова(«Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»),А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведенияГ. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. Натеатральных подмостках определяющее значение получает публицистическаядрама. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров(Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывалипроизведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинскихрепрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но онипользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что«открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать былонельзя. Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шелинтенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств,находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновьувидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. Вмузыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича,на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы«Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д. Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющимнаправлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительныхпроизведений советской литературы был оценен современниками романЧ. Айтматова «Плаха» (.), для которого, как и для большинствапроизведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма страдициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью.Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразнымбестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (.), в которомэпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. Осудьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режимаповествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (.) иД. А. Гранина «Зубр» (.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшимслучайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с роднойземли чеченцев в ., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала ту...
Другие файлы:

Десталинизация в СССР
Исторические аспекты изучения влияния культа личности Сталина на общественную обстановку в СССР. Особенности отношения к Сталину в советском и совреме...

Рабочий класс в постсоветский период
Пролетариат в постсоветское время на рубеже веков: численность, уровень жизни; оценка социального положения. Коллективистские ориентации рабочих в сфе...

История нефтяной промышленности
Нефтяная промышленность - отрасль индустрии, включающая разведку нефтегазовых месторождений, добычу нефти и попутного газа, трубопроводы: история, гео...

Институт амнистии в отечественном праве
Практика массового освобождения преступников в Киевской Руси и царской России, в советское и постсоветское время. Правовое понятие амнистии как освобо...

Развитие нефтяной промышленности
История развития добычи и использования нефти. География нефтяной промышленности. Месторождения Западной Сибири, Волго-Уральского района. Развитие отр...