Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Теория происхождения славян 2

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Мифологическая версияЕсть несколько версий прародины славян и их этногенеза, которые предлагались и предлагаются разными учеными. Но все они за основу берут древнейший русский письменный памятник – летопись «Повесть временных лет», авторство которой приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (начало XII в.). Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя-Иафету, который после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик. Оттуда, теснимые волохами (подразумеваются римляне), славяне вынуждены были переселиться на новые места на Вислу и Днепр.Античные авторы о славянах.Сведения о славянах (именовавшихся сколотами) появляются уже в V в. до н.э. у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы – Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливии (I в. до н.э. – I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.), Тацит (ок. 58 – ок. 117), римский писатель Плиний Старший, историк Тацит (I в. н. э.); географ Птолемей Клавдий (II в. н. э.) приводят сведения о славянах под названием венедов (венетов), которые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. К концу I в. н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венеды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала, но точное место локализации венедов указать не представляется возможным. Арабские авторы о славянах.Информацию о жизни и быте восточных славян дают нам не только византийские авторы, но и крупнейшие арабские географы 2-й половины IX - X вв.: Ибн-Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Русте.Ибн - Русте. Славяне В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Они пасут свиней наподобие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. На следующий день по сжигании покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Хмельной напиток приготовляют из меду. Рабочего скота у них мало. Вооружение их состоит из дротиков, щитов, и копий.Византийские авторы о славянах.Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжениями славян в пределы Восточно-Римской империи (VI-VII вв.). В сочинениях византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.Прокопий Кесарийский о славянахПрокопий Кесарийский—византийский историк VI века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами»....Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Образ жизни у них грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью.Маврикий - Стратег о славянах и антахВизантийский писатель VI века Маврикий пишет о славянах в книге «Стратегия», откуда и взят приводимый ниже отрывок.Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина, по его нерадивости,— тот, кто ему доверил гостя, поднимает против него войну.Женщины их разумны больше, чем свойственно человеческой природе: многие из них признают смерть своих мужей как бы концом собственной жизни и сами, по доброй воле, дают себя удавить, не считая жизнью пребывание во вдовстве.Все, что им необходимо для жизни, закапывают они в землю в потайных местах, скрывая от глаз все, что только приобретают, и жизнь ведут разбойническую. Отлично умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде. В случае опасности они покидают свои жилища и погружаются в глубину воды, держа во рту длинные полые внутри стволы тростника, приготовленные нарочно для этой цели. Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того—прекрасные щиты, только чересчур тяжелые. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом. У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом. ИорданБолее существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского историка Иордана. Иордан — готский историк VI века, остгот по происхождению - принадлежал к духовному сословию.Одно из его сочинений, посвящённое некоему Вергилию, может быть, римскому папе того времени: «Сокращение хроник» — конспект всеобщей истории до его современника императора Юстиниана.Главное сочинение Иордана «О происхождении и деяниях гетов» (доведено до 551) — один из важнейших источников по истории племени готов, народов Северного Причерноморья и всего периода Великого переселения народов; содержит также краткие, но ценные данные о древнейших славянах. Его труд позволяет установить связь между славянами и венедами античных писателей. По Иордану, венеды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. Иордан впервые описывает славян под собственными племенными именами венедов, антов и склавенов, как происходящих «от одного корня». По его сведениям, венеды – предки западных славян, обитали на северо-западе до Вислы и на юго-востоке до Днестра. Предки восточных славян – анты, «самые могущественные среди славян», по словам Иордана, жили на юге по побережью Черного моря, в низовьях Днепра и Дуная. Вообще славяне жили на севере, в Приладожье и Приозерье.К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития...
Другие файлы:

История происхождения славян
Историческая наука о происхождении славян. Колонизация славянами восточно-европейской равнины. Общественный строй, характер хозяйственной жизни, быт,...

Государственность восточных славян
Восточные славяне и становление их государственности, теории происхождения термина "Русь", сведения об общественном и политическом строе восточных сла...

Жизнь славян
Славяне в эпоху великого переселения народов. Анализ племен славян: бужане, волыняне, радимичи. Сущность религиозных верований славян, анализ быта в К...

Первые славяне. Славяногенез
Тайна происхождения славян на протяжении веков волнует многие умы. В рамках данной работы доктора исторических наук Рассадина С.Е. учтены и рассмотрен...

Сказания иностранцев о быте и нравах славян
В.В. Макушев (1837—1883) блестящий знаток славянских материалов в европейских архивах, где он многие годы вел изыскания, изучая свидетельства по истор...