Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
ПланВведение 1 Основные положения Соглашения2 История вопроса3 Статус4 Экономический аспект соглашения5 Критика 5.1 Правомерность5.2 Экономические потери СССР и России6 Внешние ссылкиСписок литературы
  • Введение
  • Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств или USA/USSR Maritime Boundary Agreement [1] ( используются также наименования Соглашении о Линии Шеварднадзе-Бейкера или англ. Baker-Shevardnadze line agreement ) — соглашение между СССР и США о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США). При подписании Соглашения была достигнута и подтверждена нотами договоренность о временном его применении с 15 июня 1990 года (что предусмотрено статьей 25 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года).Соглашение было подписано 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером.
  • 1. Основные положения Соглашения
  • За основу разграничения взята линия, определенная русско-американской конвенцией 1867 года в связи с уступкой Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам.По условиям соглашения в Беринговом море к США отошли:
  • часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. квадратных километров, фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам в 1977 году;
  • часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. квадратных километров;
  • участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.
  • При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тыс. квадратных километров, что на 74 000 кв. км шельфа меньше, чем полагается при традиционном в таких случаях разграничении по срединной линии. [2]В отдельных местах исключительная экономическая зона США за счет неоправданно отданной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
  • 2. История вопроса
  • В Конвенции о продаже Аляски, подписаннной в 1867 году Александром II, не было никаких положений о делении морских пространств.В 1976 году возникла необходимость в «размежевании», когда прибрежные государства стали вводить 200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. В то же время в Беринговом и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль.Минрыбхоз СССР предлагал, с учетом интересов рыбаков, договориться с американцами и установить в Беринговом море срединную линию для разграничения накладывающихся участков. А в Чукотском море и Северном Ледовитом океане взять за основу линию Конвенции от 1867 года. Все эти предложения не противоречили нормам международного права. Американцы же настаивали на применении по всей акватории линии Конвенции 1867 года и не соглашались проводить разграничение по срединной линии.[3]
  • 3. Статус
  • Соглашение было ратифицировано Конгрессом США 18 сентября 1990 г. Однако, до настоящего времени Соглашение не ратифицировано российским парламентом и применяется на временной основе после обмена нотами между МИД СССР и Государственным департаментом США.В 1999 году в спор вмешался штат Аляска. В своей резолюции HJR–27 парламент штата взял под сомнение законность границ между США и Россией, так как 1 июня 1990 года госсекретарь США Джеймс Бейкер подписал соглашение «О морских границах» без участия представителей Аляски в переговорах и без согласия штата с условиями соглашения.Парламент Аляски считает, что «поскольку департамент США в настоящее время ведет переговоры с российским правительством по пересмотру морских границ с целью изъятия у американской стороны дополнительных 40 000 квадратных миль океана и морского дна, которые могут давать 300 миллонов фунтов улова без какого бы то ни было qui pro quo для США..., предлагаемый договор должен быть аннулирован, и новые переговоры должны быть проведены с участием штата Аляска, а условия нового соглашения, относящиеся к территории, суверенитету или собственности штата Аляска, должны приниматься только с согласия этого штата». Не согласна Аляска и с «передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана», хотя эти острова никогда и не были под юрисдикцией США.[4]
  • 4. Экономический аспект соглашения
  • Эксперты отмечают, что с самого начала переговоров, которые начались в 1977 году, одним из главных вопросов при разграничении был вопрос о нефти. По данным американской стороны, спорные районы богаты не только рыбными ресурсами, но и нефтью и газом. Об этом свидетельствует и распродажа правительством США участков в спорных районах американским компаниям, которая началась в 1982 году — задолго до подписания соглашения. Ресурсы проданных с тех пор участков, по данным американских экспертов, составляют около 200 млн тонн нефти и 200 млрд кубометров газа.[2]
  • 5. Критика
  • Соглашение часто подвергается критике в России, как с точки зрения правомерности, так и по вопросам несоответствия интересам государства.Шеварднадзе в Беринговом море отдал 34 тысячи квадратных миль нефтеносного района единоличным решением, а потом провёл его через Политбюро. Кстати, у Шеварднадзе была такая манера: принимать решения, ни с кем не считаясь, а затем оформлять это через Горбачёва. Это, в первую очередь, касалось вопросов разоружения. А если учесть, что у него были и остаются как личные, так и деловые отношения с Бейкером, то это многое объясняет в истории с Беринговым морем.— Леонид Шебаршин в журнале "Экономические стратегии" № 6 за 2000 год [1]
  • 5.1. Правомерность
  • Вопрос о правомерности соглашения Шеварднадзе-Бейкера поднимался в России много раз, при этом его инициаторы не приводят никаких весомых оснований и не находят поддержки у компетентных органов государственной власти:
  • Н. И. Рыжков, занимавший должность председателя Совета Министров СССР в тот период, утверждал, что ни Политбюро, ни Совет Министров СССР его не рассматривали, и он, глава правительства, никогда не подписывал подобных документов (при этом, г-н Рыжков забыл добавить, что проект Соглашения был одобрен Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1990 года № 532 «О разграничении морских пространств с США», конечно, возможно он и его не подписывал, и следует отметить, что подобные международные соглашения, как правило, входят именно в компетенцию министра иностранных дел).
  • В 1996 году в Госдуме состоялись парламентские слушания по вопросу разграничения морских пространств между Россией и США. Никаких решений по результатам не принято.
  • 4 сентября 2002 г. член Совета Федерации А. В. Назаров (председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов) направил в Генпрокуратуру РФ запрос, в котором просит оценить правомочность действий Эдуарда Шеварднадзе при подписании 12 лет назад договора с США о морской границе.
  • Другие файлы:

    Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель
    "Птицы открытых и околоводных пространств СССР" - вторая книга полевого определителя птиц нашей страны. В первой книге - "Птицы гор и лесов СССР" - ра...

    Советско-германское железнодорожное сообщение. Пограничное железнодорожное соглашение
    Описание:Полный текст соглашения между Народным Комиссариатом Путей Сообщения СССР и Министерством Путей Сообщения Германии о порядке обслуживания жел...

    Договоры между Россией и иностранными государствами о судоходстве
    Понятие международного морского права, его источники и принципы. Виды морских пространств Мирового океана, различающихся по правовому режиму. Ключевые...

    Правовое регулирование деятельности зарубежных правоохранительных органов по охране морских пространств
    Правовое регулирование деятельности Береговой охраны США и Канады как органа, обеспечивающего безопасность морских пространств. Правовые основы деятел...

    Правовые вопросы разграничения полномочий между уровнями власти
    Основные положения и конституционный способ разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местног...