Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Дворец Петра III

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
ПланВведение 1 История создания и архитектура дворца2 Судьба дворца после 1917 года3 Внутренняя отделка 3.1 Лепное убранство3.2 Отделка стен 3.2.1 Шпалерная развеска Картинного зала3.2.2 Лаковые росписи Федора Власова3.3 Паркет3.4 МебельСписок литературыДворец Петра III
  • Введение
  • Дворец Петра III — дворец, расположенный в юго-восточной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Был построен в 1758—1762 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди для наследника русского престола Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, и являлся главной постройкой в потешной крепости Петерштадт. Дворец сохранился до наших дней, и в настоящее время в нем располагается музей «Дворец Петра III».
  • 1. История создания и архитектура дворца
  • В 1743 году Ораниенбаум (бывшее имение А. Д. Меншикова) был пожалован наследнику престола Петру Федоровичу[L 1]. Здесь для него в 1759—1762 гг. строится потешная крепость на южном берегу Нижнего пруда и речки Каросты, получившая название Петерштадт (нем. город Петра). Одновременно со строительством крепости возводится дворец для Петра III, в документах того времени именовавшийся «каменный дом»[L 2].Дворец был единственным двухэтажным зданием в крепости и вместе с Почетными воротами крепости составлял единый ансамбль (архитектор А. Ринальди). Малые его размеры связаны прежде всего с тем, что для жилья дворец не предназначался[L 3]. Это был скорее павильон, в котором можно было отдохнуть после обеда.Объемно-пространственное решение дворца и его планировка необычны. Это небольшое, почти кубической формы двухэтажное здание, увенчанное балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания — плавный переход от одной стороны здания к другой — и играет роль главного фасада. Благодаря этоу дворец обозревается сразу с трех сторон. Этот прием придает неповторимое своеобразие облику дворца, миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, визуально кажется массивнее, значительнее.Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго, парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами. Он рустован сплошными горизонтальными полосами, что визуально делает его как бы ниже, приземленнее. Второй этаж решен параднее и производит впечатление большей легкости, ибо в нем преобладают вертикали. Окна, расположенные соответственно окнам первого этажа, по существу являются застекленными дверями. В своей нижней части они защищены кованными решетками с тонким орнаментом.Дворец является первой самостоятельной работой А. Ринальди в России и в архитектурном отношении несет в себе черты стиля рококо, развитие которого в России не получило широкого распространения — практически сразу его заменил зарождавшийся тогда классицизм[L 3]. Таким образом, помимо дворца Петра III памятниками рококо являются другие объекты дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума — Китайский дворец и павильон Катальной горки (автором которых также является Ринальди).При жизни Петра III внутренняя отделка была не до конца завершена (в Передней не успели закрепить плафон на потолке, а шпалерная развеска Картинного зала была закончена всего за 5 дней до переворота 28 июня 1762 года)[L 3]. После его смерти крепость Петерштадт и дворец приходят в запустение: вывозятся картины из Картинного зала, постепенно начинают разрушаться строения крепости и прилегающего итальянского сада. В начале XIX века сносятся одноэтажные деревянные строения крепости. От нее остаются лишь земляные укрепления, Почетные ворота и дворец.Лишь в конце XIX века (1885—1889 гг.) дворец ремонтируется и реставрируется[L 1]. Под началом архитектора Г. А. Прейса заменяется паркетный пол, снимается ветхий штоф и шелк со стен, а сам дворец становится охотничьим домиком. Остаткам крепости придается вид романтических руин.
  • 2. Судьба дворца после 1917 года
  • После Октябрьской революции 1917 года парк Ораниенбаума переходят в ведение Лесного техникума, основанного в Ораниенбауме в 1918 году[L 4]. Дворец Петра III переходит в его распоряжение в 1929 году и техникум устраивает здесь целый зоопарк - в клетках содержались волк, медведь и пр. в 1935 году дворец арендует Отдел физкультуры и в долине реки Каросты сооружается трамплин. В 1940 году дворец удалось освободить от арендаторов[L 4].В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум, находящийся на территории так называемого Ораниенбаумского плацдарма, не был разрушен фашистами в отличие от других пригородов Ленинграда[L 2]. На территории парка располагалась 48-я Ордена Октябрьской Революции Краснознаменная Ропшинская Стрелковая дивизия им. М.И. Калинина под командованием генерала Сафонова, которая взяла на себя охрану всего дворцово-паркового ансамбля[L 5]. Во дворце Петра III хранились экспонаты из Китайского дворца, которые не успели вывезти в эвакуацию[L 5].Единственный снаряд, попавший во дрорец в военные годы, угодил в дымоход и разорвался там на уровне второго этажа[L 1]. Из-за этого в Спальне был уничтожен лепной камин, который после войны так и не был восстановлен. Также были повреждены лаковые росписи Федора Власова, расположенные на панелях стен.После войны дворец открывается как музей уже в 1953 году, однако первоначально используется как выставочный павильон[L 6]. В нем экпонировались предметы декоративно-прикладного искусства Китая с древности до современности[L 7]. После восстановления отделки XVIII века в Картинном залe в 1961-1962 гг. дворец открывается как самостоятельный историко-бытовой музей[L 6], действующий до сих пор.Район Петерштадта был реставрирован в 1953-1955 гг. С целью сделать дворец обозреваемым со всех сторон (на что его создатель Ринальди не рассчитывал), а также устроить площадки-накопители для экскурсионных групп, были срыты земляные валы крепости, как подлинные, так и восстановленные в XIX веке. Были устроены три цветника вокруг дворца и поставлено несколько статуй[L 4].. В таком виде все находится и в настоящее время.В 1980-е годы на территории разрушенной крепости Петерштадт проводятся археологические раскопки под началом В.А. Коренцвита. В ходе раскопок были выявлены фундаменты зданий крепости и найдены многочисленные предметы бытового обихода. Часть находок представлена в экспозиции музея в настоящее время.
  • 3. Внутренняя отделка
  • Парадные залы располагаются на втором этаже дворца. Помещений всего шесть (это Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар) и все они, кроме Картинного зала, очень небольшие по размеру. Комнаты расположены по периметру дворца, при этом анфиладная система, столь характерная для XVIII века, отсутствует. Главная лестница круглая в плане и не находится на главной оси дворца. Такое расположение залов и лестницы подчинено прежде всего идее комфорта и уюта — дворец создавался для отдыха, а не для официальных приемов и увеселений[L 3]. Комнаты распределены очень логично — Спальня и Будуар обособлены, в то время как остальные помещения тесно связаны с главным Картинным залом.Декоратором помещений был архитектор дворца Антонио Ринальди. По его проекту в каждой из комнат, несмотря на небольшой размер, разнообразной и утонченной отделкой должен быть подчеркнут их дворцовый характер.
  • 3.1. Лепное убранство
  • Во всех залах второго этажа полностью сохранилось лепное убранство перекрытий середины XVIII века, выполненное в технике намазной лепки . В декоре потолка чаще всего встречается цветочный орнамент, характерный для стиля рококо, а также картуши и рокайли[L 3]. Примечательно, что именно во дворце Петра III на потолочном перекрытии Спальни впервые встречается так называемый «цветок Ринальди»[L 3] — две скрещенные цветущие ветви, перевязанные бантом, который позже архитектор будет использовать в декоре всех своих построек (Китайский дворец, павильон Катальной горки, Мраморный дворец, костел св. Екатерины).Уникальной является сюжетна...
    Другие файлы:

    Антонио Ринальди
    Наследие зодчего Антонио Ринальди в нашем городе значительно. Он создал великолепный Мраморный дворец, где ныне находится Ленинградский филиал Централ...

    Дворец Петра I

    Летний дворец Петра I

    Генеральный план Еропкина. 6 Генеральные планы развития Ленинграда. Памятники архитектуры петровского времени. 1 Летний дворец Петра I

    Летний сад и летний дворец Петра I
    Очерк рассказывает об истории создания выдающегося архитектурного ансамбля Ленинграда — Летнего сада и Летнего дворца Петра I, о его роли в жизни наше...