Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Внешняя политика СССР в 65 -85 годах

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
В октябре 1964 г., когда новое руководство взяло власть в свои руки, впассиве внешней политики Хрущёва были: нарушенное единство социалистическоголагеря из-за раскола с Китаем и трений с Румынией, натянутые отношения сЗападом вследствие Карибского кризиса, отсутствие ощутимых результатов вотношениях со странами «третьего мира».Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешнейполитики: устранить угрозу распада социалистического лагеря и ещё теснеесплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях;нормализовать отношения между Востоком и Западом (политика «мирногососуществования»); продолжать политику последовательной поддержки«прогрессивных» движений и режимов во всём мире. Эта политика была особенноактивна в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влиянияСССР.Важнейшими событиями советской внешней политики, отразившими её особенности впериод 1965-1984 гг., были: интервенция в Чехословакию, подписание двухпервых соглашений об ограничении стратегических вооружений во время визита Р.Никсона в Москву в мае 1972 г., вторжение Советского Союза в Афганистан.Отношения с социалистическими странами.Укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и средикомпартий «третьего мира» было первой внешнеполитической задачей Хрущёва. Вотношении социалистических стран Восточной Европы политика советскогоруководства ориентировалась на предоставление несколько большей экономическойи политической свободы, чем ранее. К власти во многих странах стали приходитьболее либерально настроенные коммунистические лидеры, проводилисьэкономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям осоциализме.В результате в Восточной Европе советскому руководству удалосьстабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия венгерских событий 1956г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» вВенгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала находиться подпартийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущеназначительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всейВосточной Европы условия жизни в Венгрии.В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор сталделаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политическиеконсультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности СоветаЭкономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнитьполитическое сотрудничество экономической интеграцией.Несмотря на незначительное увеличение политической и экономическойсамостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами былидалеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», которыйопределял основные направления деятельности своих союзников. Это находиловыражение в общих коллективных декларациях по различным международнымвопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях,как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советскимруководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых(так называемые «крымские встречи»).В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничествесоциалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углублениясотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет,с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских страндешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическимипроектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз»,космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий вразных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. – около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. – 508млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой.Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитическиепроблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации,не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы,следовали карательные меры. Так, правительство Дубчека в Чехословакии слишкомшироко открыло ворота частному предпринимательству и попыталось сократитьзависимость от СССР путём сближения с западными странами. Ответом был вводсоветских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 г. и подавление«контрреволюции».Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг.польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг.антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаряэкономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководствуудалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. встране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочейпартии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастаниесоциальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленныйуже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка».Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,существовали социалистические государства, проводившие независимыйвнешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения,с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией....
Другие файлы:

Внешняя политика СССР в 20-х - 30-х годах ХХ века
Внешняя политика государства отличается активностью, но бессистемностью. Дипломатические отношения с Англией, Францией, Китаем. Нарастание противоречи...

Внешняя политика СССР в 20 х 30 х годах ХХ века

Внешняя политика СССР в 1922-1941 годах

Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг.
Положение экономики СССР в 1960-х гг. Внешняя политика СССР в годы конфликта во Вьетнаме. Влияние на Советский Союз конфликта с Китаем. Вмешательство...

Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1960 годах