Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Архитектура Средневековья

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
I. Архитектура средневековой АнглииРазвитие собственно английской архитектуры можно проследить с VII века. Англосаксы, сложившиеся в VII-IX века в народность, строили из дерева простые каркасные постройки. Жилищем в древностях служили примитивные хижины. Там, где хозяйство велось, целым родом, строился холл (hall) – большое продолговатое в плане помещение под высокой двускатной крышей, где собирались работавшие в хозяйстве. Посреди холла устраивали на земле открытый очаг, а для улавливания и отвода дыма сооружался «дымник» - козырек под кровлей. С христианизацией англосаксов началось строительство церквей силами мастеров с континента. Сложные из кирпича разрушенных римских построек первые церкви несут печать итало-галльских и восточно-христианских влияний. Образцы их сохранились в Брэдуэлле (Bradwell, Эссекс, около 654-660 гг.), Бриксуорте (Brixworth, Нортхемптоншир, около 670- 675 гг.), Бредфорд-он-Эйвон (Bredford on Avon, Уилтшир, около 675-709 гг. и начало X в.). Это – скромные сооружения с двухскатной кровлей на деревянных стропилах, к восточному торцу пристраивалось небольшое прямоугольное помещение с алтарной апсидой. В церквах периода датского владычества (IX- нач. XI вв.) акцентировался западный фасад, возводились западные трансепты и башни. Эти приемы вошли в традицию, возродившуюся в готический период. О связи каменной архитектуры с народным деревянным зодчеством свидетельствует деревянным зодчеством свидетельствует деревянная башнеобразная церковь в Гринстеде (Greenstead, Эссекс, около .) с каркасной конструкцией. Со временем такой каркас начали заполнять камнем, и когда стены стали достаточно прочными, чтобы нести башню, от каркаса отказались. В Бартоне-он-Хамбер (Barton on Humber, Линкольншир, конец X в.) и Эрлс-Бартоне (Earls Barton, Нортхемптоншир, около 980 – 1000 гг.) сохранились каменные прямоугольные в плане церковные башни, наружный декор которых указывает на происхождение их от деревянных каркасных построек. В этих постройках предвосхищались формы башен, типичные для английской средневековой архитектуры.Романский стиль. Развитие романской архитектуры Великобритании (XI –XII вв.) связано с вторжением в Англию в 1066 норманнов, положивших начало централизованному феодальному государству. Вильгельм Завоеватель начал обширное строительство замков и крупных церквей, чтобы утвердиться в покоренной стране. Первыми норманнскими укреплениями в Великобритании были рвы и палисады вокруг «бейли» - гарнизонных стоянок лучников. К ним примыкал насыпной холм с донжоном – укрепленным жилищем королевского вассала или его наместника. Деревянные донжоны постепенно сменялись каменными – кубическими по форме, а затем и башнеобразными. К концу XII века по стране было разбросано около 80 замков. Важнейшим был Тауэр – замок Вильгельма в Лондоне, остатки норманнских замков сохранились в Дувре, Ноттингеме, Норидже, Ньюкасле, Рочестре, Коллчестре (Colchester, Эссекс, около 1080 – XII в.), Конисбро (Conisbrough, Йоркшир, около 1180 -1190г.), Ричмонде (Richmond, Йоркшир, 1072 – 1146, донжон около 1171 – 1180г.). Однако в стране, защищенной морем, в условиях политической централизации фортификационная архитектура развивалась медленно.Города в земледельческой Англии были до второй половины XII века развиты слабее, чем на континенте. Как правило, они вырастали вокруг бывших римских поселений: в основу их планировки легла регулярная сетка римских лагерей, небольшая территория которых со временем окружалась беспорядочной и скученной средневековой застройкой. От римлян была унаследована схема пересекающихся под прямым углом осевых артерий, но центры не акцентировались; ратуши были исключением, а соборы нередко располагались в стороне от центра.Со второй половины XII века складывалась устойчивая композиция раннеанглийского усадебного дома – деревянного, фахверкового, реже каменного, со складом внизу и жильём на втором этаже, куда вела наружная каменная или деревянная лестница. С XIII века со стороны лестницы пристраивали деревянный холл.В XI – XII веках норманны повсеместно строили крупные соборы и монастыри (их насчитывается 95), причем грань между теми и другими стерлась: монастырские церкви обслуживали также и мирян, а соборы – монахов. Хотя эти храмы (трёхнефные базилики) строились по образцам нормандской школы, пропорции плана изменились: монастыри – соборы Англии имели чрезвычайно длинные, узкие неф и хор (длина собора в Уинчестере свыше .), протяженность которых к началу готического периода стала примерно ровной; сильно выступающий трансепт оказывался в центре собора. В пасмурной Англии ярус верхних окон был обязательным, поэтому цилиндрические своды не возводились и перекрытия чаще всего были стропильными. Церкви, возведенные нормандскими мастерами с помощью сгонявшегося окрестного населения, поражают своими масштабами, мощью грузных, массивных стен. Растянутые, прямоугольные по очертаниям романские храмы Англии производят впечатление тяжеловесного и несколько мрачного величия, внутренней энергии, как бы сконцентрированной в могучей квадратной башне, которая возвышается в центре над средокрестием и связывает воедино массы собора. Плоскости стен подчеркивались в интерьерах богатым, некогда полихромным, резным геометрическим узором, который вместе с мерцавшей в сумраке позолотой придавал оттенок торжественности суровой атмосфере, господствовавшей в храме. В вытянутых узких нефах, разделенных по высоте на три яруса (аркады, трифорий, окна), сильный пространственный эффект создавала перспектива аркад, устремляющихся навстречу хору.Несмотря на перестройки, многие соборы сохранили свой романский характер. В романской архитектуре Англии при её несомненном единообразии различаются три местные школы. На юге-востоке (Норидж, Сенат-Олбанс, Или, Питерборо) строились нефы огромной длины с примерно равной высотой в интерьере всех трех ярусов и сложными опорами. На западе (Глостер) нефы короче, высота трифориев незначительна, господствуют массивные опоры круглого сечения, широко применён геометрический узор. Северной школой, наиболее самостоятельной и творческой, были введены чередование опор и стрельчатая арка; в Дареме около 1130 -1133 центральный неф огромного собора был впервые в Европе перекрыт нервюрным крестовым сводом. Этим предвосхищался принцип готической архитектуры, но её развитие в Великобританию задержали двадцатилетние усобицы. Англия восприняла готику уже во второй половине XII века и притом из Франции.Готика. Новая династия Плантагенетов (1154 – 1399), связанная с Францией и покровительствовавшая больше городам, чем монастырям, способствовала утверждению готики, наталкивавшейся, однако, на стойкую романскую традицию. Построенный французским мастером хор собора в Кентербери не вызвал подражаний. Даже в конце XII века строились романские соборы, притом с деревянным перекрытием (Питерборо). К тому же потребность в новых соборах была невелика, поскольку прежние были достаточно крупными. В результате готические оде...
Другие файлы:

Архитектура Индии раннего средневековья
Исследование форм древнеиндийской архитектуры от древнейших построек Мохенджо-Даро до индуистских храмов средневековья. Материал разбит на тематически...

Особенности художественной культуры Средневековья
Художественная культура средневековой Европы. Архитектура. Скульптура. Живопись. Декоративное искусство. Обработка металлов. Готческое искусство и арх...

Русская архитектура
Архитектура Киевской Руси (X век — начало XII века)Владимиро-Суздальская архитектура (XII — XIII века)Новгородско-Псковская архитектура (Конец XII век...

Архитектура компьютера
Происхождение термина "архитектура ЭВМ", его содержание. Классическая архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана, направления и перспективы ее совершенств...

Архитектура ЭВМ
Понятие "архитектура ЭВМ". Принципы построения ЭВМ, которые относятся к архитектуре. Архитектура электронной вычислительной машины, построенной на при...