Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Вузовские учебники о начальном периоде Второй мировой войны

Тип: статья
Категория: История
Скачать
Купить
Вузовские учебники о начальном периоде Второй мировой войныЧураков Д. О.В год 65-летнего юбилея вопросы, связанные с освещением Великой Отечественной войны в школьном и вузовских курсах истории приобретают особую актуальность. Среди них, в силу объективных причин, на первое место выдвигается вопрос освещения истории Великой Отечественной войны в вузовских учебниках по истории. В коротком выступлении все его аспекты осветить, конечно, невозможно. Поэтому сосредоточим внимание лишь на одной проблеме, имеющей особый общественный резонанс и значимость. Речь идёт о правдивости учебников истории в контексте современных усилий научного сообщества, общественности и государства по исправлению непреднамеренных неточностей и по нейтрализации попыток сознательной фальсификацией истории. Именно учебник призван сформировать у молодого человека не только базовый комплекс представлений о прошлом нашей страны, но и базовые нравственные ориентиры.К сожалению, современная ситуация с учебником истории далека от желаемого. После крушения СССР и его официальной идеологии учёным сообществом не было предложено непротиворечивой, опирающейся на весь комплекс достоверных источников картины участия СССР во Второй Мировой войне. В результате образовался вакуум, который тут же попытались заполнить разного рода историческими мифами. Поскольку отечественная историческая наука оказалась дискредитирована, дискредитированными оказались и существовавшие на тот момент учебники истории. Ещё на заключительном этапе «горбачёвской перестройки» возник такой феномен, как “альтернативный учебник истории”, в основе которого лежала неолиберальная идеология. Поначалу книги, претендовавшие на эту роль, выходили не как учебники, а как пособия или даже просто сборники авторских материалов. Но по сути они претендовали именно на роль учебника, который, в отличие от прежних, “научит правде” (Одним из первых подобного рода изданий становится двухтомник частного издательства «Терра» во главе которого стоял американский издатель русского происхождения Ю. Фельштинский).Другим характерным явлением становится выпуск в качестве “альтернативных учебников” курсов лекций, книг и собственно учебников, написанных иностранцами. Главной отличительной чертой этих изданий являлось то, что они могли решать какие угодно задачи кроме главной задачи национального учебника по истории — задачи патриотического воспитания молодёжи. Особенно большое распространение приобрёл учебник француза Николя Верта. Несмотря на крайне негативные оценки со стороны многих отечественных профессионалов, в первой половине 1990-х гг., учебник Верта неоднократно переиздавался и часто служил чуть ли не в качестве основного при обучении школьников, абитуриентов и студентов. Период, непосредственно предшествующей Второй Мировой войне и её начального периода получили в этом учебники освещение, весьма далёкое от объективности. Это нашло отражение, например, при освещении таких вопросов, как советско-германские предвоенные отношения, количество погибших в СССР польских военнопленных оценивается в 148 тыс., столь же предвзято трактуются вопросы, связанные с продвижением советской границы на Запад. Наконец, довольно произвольно трактуются Вертом события первых неудач СССР в Великой Отечественной войне. В учебнике Верта можно встретить многие расхожие либеральные мифы об этом времени, которые давно поставлены под сомнение и опровергнуты современными российскими и западными авторами. К сожалению, в оценке этих событий французский историк опирался на некоторые материалы, в частности на доклад Н.С. Хрущёва на закрытом заседании XX съезда, работы таких советских историков, как А. Некрич и др.В 1990-е гг. прежде “альтернативные учебники” стали во истину безальтернативными. Доступ в вузовскую аудиторию любых учебников написанных с патриотических позиций был резко ограничен. Зато хлынул поток литературы, якобы критического плана, в которых, в действительности, реальные факты подменялись чёрными мифами и прямыми домыслами самих авторов. Замена прежней, глянцевой советской мифологии на новую — чёрную — является характерной черной практически всей учебной литературы, появившейся в те годы. К такого рода изданием может быть отнесён, например, учебное пособие В.А. Поцелуева. Многие вопросы в этом нём трактуются здраво, уравновешено. Но общая атмосфера, царившая в те годы в исторической науке и стране в целом, отразились на освещении значительного числа эпизодов периода Великой Отечественной войны.Имеющиеся в пособии следы мифотворчества разных лет можно перечислять долго. Так, в нём говорится о разрушении в самый канун войны старого приграничного рубежа обороны и неготовности нового. Факты говорят о другом. Хотя реализация планов строительства оборонительные сооружения на 1940—1941 гг. была реализована не более, чем на 25%, тем не менее была проделана колоссальная работа, выполнение которой было под силу только мощному государству со здоровой экономикой и эффективной системой управления. В целом к началу Великой Отечественной войны оборонительные сооружения СССР представляли собой реальную угрозу врагу. Другое дело, что в условиях современной мобильной войны их роль была уже иной по сравнению с I Мировой войной. Достаточно напомнить, что ни одна из существовавших в те годы в Европе линий обороны так и не смогла сыграть решающей роли в начавшейся мировой войне — это касается и таких известных сооружений, как «Линяния Маннергейма» и «Линия Мажино». Что же касается совершенствования оборонительных сооружений, то этот процесс в принципе не мог быть реализован окончательно, хотя и шёл он ещё с 1920-х гг., поскольку постоянно приходилось учитывать появление новых направлений военной теоретической мысли, видов наступательных и оборонительных вооружений, средств коммуникации, медов строительства, строительных материалов и т.д.Следует дополнительно сказать и о “разрушении” укреплений на старой советской границе. Говорящие и пишущие это люди, как правило, слабо разбираются в вопросе. Им видится сплошная линия защитных сооружений, которые тянулись вдоль всей западной границы СССР — своего рода оборудованная по последнему слову военной науки советская “китайская стена”. В действительности перед началом Второй Мировой войны СССР оборудовал несколько самостоятельных укрепрайонов, призванных задержать врага на западных рубежах. С переносом границы, по директиве Начальника Генштаба 1940 года, старые УР не только не разрушались, но даже первоначально не консервировались. Только в дальнейшем, по мере строительства новых УР, старые было приказано законсервировать, организовав их охрану. Вооружения и боеприпасы следовало хранить на специальных складах “в полной боевой готовности к выброске на рубеж”. Другое дело, что в некоторых военных округах эта работа была налажена из рук во плохо. Изъятое оружие не охранялось, сами сооружения ветшали и приходили в запустение. Так обстояло дело, например, в Минском укрепрайоне. Одновременно с этим специальные наблюдатели из центра неоднократно фиксировали провалы в осуществлении планов строительства Гродненского укрепрайона. Не лучше обстояли дела с Полоцким укрепрайоном. При их строительстве, кроме всего прочего, не соблюдались меры секретности. Стоит ли удивляться, что на этом направлении командующий Западным фронтом Д.Г. Павлов в . не смог организовать достойный отпор врагу?В пособии Поцелуева можно в встретить и другие мифы о начальном периоде II Мировой и Великой Отечественной войн. Так, подробно излагается ещё один миф, рождённый ветрами XX съезда, о том, что Сталин не верил в возможность нападения фашистской Германии и бездействовал. Для подтверждения этого мифа в хрущёвские времена пошли на прямой подлог: были сфабрикованы донесения советского разведчика Рамзая (Р. Зорге), который, якобы, сообщал в Москву точную дату начала войны. Поцелуев воспроизводит в своей книге всю эту легенду. Сегодня, когда исследователи получили доступ к подлинным архивам Зорге, стало ясно, что ключевое доказательство мифа о “нежелании” советского руководства верить “безошибочным сообщениям разведки” — вульгарная фальшивка. Стали известны и другие ранее засекреченные документы: данные разведки, принимаемые высшим руководством СССР решения по вопросам обороны и т.д. это позволило исторической науке убедительно опровергнуть и другие мифы, разоблачить фальсификации, связанные с предвоенным периодом.Не только учебные пособия, но и учебники, родившиеся в “лихие девяностые”, не избежали влияния политической конъюнктуры. Взять, например, самый распространённый в наше время учебник А.С. Орлова, который готовился как раз на излёте ельцинской эпохи и неоднократно переиздавался уже в наше десятилетие. Если учебное пособие Поцелуева было издано уже сравнительно давно, когда многие факты ещё не были известны, то к учебнику Орлова оправдания подобного уже рода не применимы. В частности, в учебнике Орлова, расширение советской территории однозначно трактуется как реализация советско-германского сговора, нарушавшего суверенитет третьих стран. Тем самым, прямо или косвенно, авторы уравнивают моральную ответственность Советского Союза и нацистской Германии за начало Второй мировой войны. Несколькими страницами ниже приведены мифы о состоянии советских оборонительных сооружений пере...
Другие файлы:

Причины Второй мировой войны
Итоги Первой мировой войны 1914-1918 гг. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. Международная обстановка накануне Второй мировой войны. Предпосылки...

Энциклопедия Второй Мировой Войны. Книга 1. Европа в огне 1939-1940
Первая книга серии «Энциклопедия Второй мировой войны» — «Европа в огне» — посвящена событиям в Европе накануне войны, когда к власти в Германии и Ита...

Внешние границы СССР в период перед началом Второй мировой войны
Международная обстановка накануне второй мировой войны. Участие СССР в международных событиях, предшествовавших второй мировой войне. Борьба СССР за п...

Произведения Константина Симонова о самом трудном периоде второй мировой войны

Проблемы истории Второй мировой войны
Сборник, в основном, посвящен историографическим аспектам истории Второй мировой войны: "разоблаченииям" восточногерманских и советских историков "фал...