Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Реформаторская деятельность Петра I и складывание российского абсолютизма.

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
«Зерцало» - ежедневное напоминание члену присутствия о том, что он, преступив порог палаты, оказывался во власти строгих норм петровских указов.Указы, даже самые разумные и актуальные, останутся пустым звуком, продуктом бумаготворчества, если государство не располагает четко отлаженным механизмом для их реализации, претворения в жизнь. Именно поэтому Петр уделял такое же пристальное внимание административным реформам, как и законодательству, и десятилетиями занимался совершенствованием аппарата управления.Областная реформа. К первому этапу относится областная реформа 1708 – 1710гг. Ее проведение было продиктовано множеством изъянов, обнаруженных событиями первого десятилетия XVIII в. Движения в Астрахани, на Дону и в Башкирии обнаружили неспособность власти на местах подавить очаги недовольства в самом зародыше. Не справлялась местная администрация и со своевременным набором рекрутов. Малоэффективной оказалось деятельность Ратуши и земских изб со сбором налогов.Суть областной реформы состояла в введении промежуточной инстанции между уездами и приказами – появились губернии и провинции. Страна была разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская) во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. Не случайно губернаторами царь назначил самых надежных соратников: А.Д. Меньшикова, Ф.М. Апраксина, Д.М. Голицына, Т.Н. Стрешнева и др. В подчинении губернаторов находилось 4 помощника: обер-комендант возглавлял военное ведомство, обер-комиссар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы, ландрихтер управлял судебными делами. Губернии делились на провинции, а последние – на уезды.Областная реформа имела два следствия: первое состояло в значительном увеличении штрафа чиновников, которые, подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода узаконенными сборами, а также поборами в свою пользу. Другое следствие областной реформы – ломка существовавшего аппарата: прекратили существование областные приказы – Казанского дворца, Сибирский, Смоленский; прекратила существование Ратуша и ее местные органы – земские избы, поскольку сбором налогов стала ведать областная администрация. Вслед за организацией губерний 22 февраля . был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не производилось, в думу проникали лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя.Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил Сенат. По первоначальному замыслу царя Сенату отводилась роль временного учреждения («для всегдашних наших в сих войнах отлучек»), но он превратился в самое долговременное детище Петра, просуществовав до . Содержание учредительного указа дает основание полагать, что на Сенат возлагался в спешке составленный перечень поручений, среди которых крупномасштабные, значимые перемежались с временными, текущими. К первым относится повеление «суд иметь нелицеприятный», «деньги как возможно сбирать, понеже деньги суть артериею войны». В ведение Сената были переданы дела Разрядного приказа. Сам приказ, ведавший служилыми людьми по отечеству, был упразднен, а в канцелярии Сената создали особый разрядный стол, который вел списки служилых людей, устраивал смотры дворян, вел борьбу с уклоняющимися от службы. К мелочным поручениям относится повеление отдать на откуп продажу соли, расширить торговлю с Ираном, организовать компанию для торговли с Китаем и др.Если боярская дума являлась учреждением аристократическим, то Сенат – бюрократическим. Из 9 членов Сената только 3 представляли титулованную знать, а остальные принадлежали к незнатным дворянам и даже приказным дельцам. Боярин – чин, отнимаемый довольно редко только при опале; сенатор – должность, которой он лишался, как только переставал быть членом Сената.Из всех административных реформ наиболее тщательная подготовка велась к созданию коллегий. К ., когда началась подготовка к реформе центральных учреждений, позади остались и блистательная победа под Полтавой, и кошмар Прутского похода. Тем не менее целиком отдаться гражданским делам царь не мог, занимался ими урывками, о чем свидетельствуют его торопливые заметки то с перечнем коллегий, то о повелении своим послам при иностранных дворах прислать уставы и регламенты действовавших там учреждений, то о намерении нанять за рубежом компетентных юристов. Однако заимствование иностранного опыта вовсе не означало механического перенесения западноевропейских учреждений на русскую почву. Обращаясь к составителям регламентов, Петр предупреждал против слепого копирования и призывал учитывать национальные особенности страны.Указ об учреждении коллегий царь издал в конце . На «сочинение коллегий» отводился год, с тем чтобы они, укомплектовав штаты и вооружившись регламентами, приступили к выполнению своих обязанностей с . Фактически одни коллегии развернули работу с ., другие – на год-два позже.Проще всего обстояло дело с созданием коллегий, оказавшихся преемницами приказов. К ним относились три первейшие коллегии (Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская), а также Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ. Остальные коллегии были новыми: три торговопромышленные коллеги (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия); три финансовые коллегии (Камер-коллегия ведала доходами, Штатс-контор-коллегия - расходами, Ревизион- коллегия осуществляла контроль над доходами и расходами). Местными судебными учреждениями руководила Юстиц-коллегия.В конце XVII в. в стране действовало 44 приказа. Реформа упорядочила центральный аппарат, оставив 12 коллегий, власть каждой из которых распространялась на всю страну. Уменьшение численности центральных учреждений было достигнуто за счет сосредоточения однородных дел в одной коллегии. вооруженными силами, например, раньше ведали 5 приказов (Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и др.). Доходами государства ведало множество приказов: среди них – приказ Большого прихода (распоряжался таможенными доходами), приказ Большой казны (распоряжался доходами с казенной промышленности и продажи казенных товаров) и др.Вся эта громоздкая система, в лабиринтах которой могли запутаться даже опытные дельцы того времени, не отвечала требованию характерной для абсолютизма унификации аппарата.Реформа сената. Первоначально все президенты коллегий входили в состав Сената. Но Петр признал, что «сие сначала не осмотря учинено», ибо «члены сенатские почитай все свои коллегии имеют», а Сенат как высшее учреждение требует самостоятельных «непрестанных трудов».Реформа Сената . состояла в изменении его состава: только президенты трех первейших коллегий оставлены в Сенате, а остальные были выведены из его состава. Петр ставил под сомнение эффективность надзора за работой центральных учреждений людьми, возглавлявшими эти учреждения. Но главный смысл реформы состоял в усилении контроля за деятельностью всей системы государственных учреждений.Царь много раз убеждался в том, что самые разумные законы не соблюдались, что можно изыскать множество способов, чтобы обойти закон. Возникла задача организации контроля за деятельностью учреждений и должностных лиц. Первую такую попытку Петр предпринял в ., когда одновременно с учреждением Сената был создан институт фискалов. Во главе этого института стоял обер-фискал, подчинявшийся непосредственно Сенату. Обер-фискалу были подведомственны губернские фискалы, а также фискалы в городах.Фискалы осуществляли тайный надзор за деятельностью всей администрации. Они не вмешивались в решение вопроса, молчаливо следили за ходом дел и затем доносили обо всем, что, по их мнению, нарушало законность: о казнокрадстве, взяточничестве...
Другие файлы:

Реформаторская деятельность при Петре I
Реформы государственного устройства Петра I, основные этапы их проведения и историческая значимость. Социальные предпосылки абсолютизма в России. Уста...

Абсолютная монархия как одна из форм правления в России XVI–XVIII в.
Складывание условий для создания абсолютной монархии в XVI–XVII в. Становление абсолютизма в эпоху Петра Великого, Екатерины II. Идеология феодальных...

Реформаторская деятельность Петра 1

История государственного и муниципального управления в России
Возникновение Древнерусского государства. Складывание единого централизованного Российского государства XIV-XVI вв. Государственный аппарат сословно-п...

Проблема формирования российского абсолютизма в историографии
Особенности становления абсолютизма в России в дореволюционной историографии. Советские исследователи о формировании абсолютной монархии в России. Фор...