Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Распад СССР: ностальгия, преступление, подвиг

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Распад СССР: ностальгия, преступление, подвиг... (по материалам интервью и воспоминаний участников Беловежской встречи).Причины распада СССР.8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич — заключили договор о прекращении существования СССР и создании СНГ. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, на политической карте мира появился новый межгосударственный союз — Содружество Независимых Государств.С тех пор оценка этого соглашения остается противоречивой: стоящие у власти в то время политики считают его неизбежным, их противники называют произошедшее «преступлением». В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик, на его территории проживало свыше 270 миллионов человек - представители свыше ста наций и народностей. К 1991 году, после "парада суверенитетов", единый ранее СССР представлял собой разрозненный "набор" бывших республик, объявивших о своей независимости. Пиком политического кризиса стало совещание руководителей трех суверенных государств - России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Беларуси (Станислав Шушкевич), прошедшее в Беловежской пуще в декабре 1991 года. 8 декабря было заявлено о прекращении действия союзного договора 1922 года и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. "Перестройка" завершилась распадом когда-то могучего многонационального государства. Завершился советский период развития в истории российского государства.В конституциях СССР союзные республики были наделены государственным суверенитетом и правом выхода из состава Советского Союза. Данные декларативные и, можно сказать, декоративные конституционные положения стали в дальнейшем успешно использоваться региональными сепаратистами. В отличие от союзных, входящие в их состав автономные республики обладали менее привилегированным статусом. Достаточно произвольные основания ранжирования республик порождали напряженность в федеративных отношениях и стимулировали власти наиболее экономические развитых и крупных по численности автономий требовать более высокий статус в рамках Союза. Такие попытки предпринимали Татарская АССР, Башкирская АССР, Абхазская АССР. РСФСР, являясь политическим ядром Советского Союза, основным и почти единственным из республик донором союзного бюджета, не обладала рядом признаков союзной республики (собственные коммунистическая партия, Академия наук, МВД). Проводившаяся десятилетиями пагубная практика выкачивания финансовых, материально-технических и людских ресурсов из РСФСР обосновывалась необходимостью развития национальных окраин, уступавших в социально-экономическом развитии. В итоге, данная политика привела к деградации целых сфер жизнедеятельности России. Разрушенная русская деревня с заколоченными окнами пустых домов стала символом недальновидной бюджетной политики союзного центра. Несменяемость первых секретарей ЦК компартий союзных республик, их незыблемый статус в Политбюро Центрального Комитета и безраздельная власть в собственных республиках вели к постепенной утрате контроля со стороны центральных органов власти. Развитие товарно-денежных отношений в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии в 1950-70 гг. привело к появлению полулегального слоя коммерсантов, стремившихся найти поддержку со стороны властей республик. Региональные власти также стремились контролировать ресурсы своих республик без участия теряющего власть Кремля. В итоге, уже в середине 1970-х гг. начинает складываться альянс части партийно-хозяйственной элиты, националистически настроенной интеллигенции и нарождающегося класса предпринимателей.После короткого периода правления Ю. Андропова и некоторого усиления контроля над партийной вертикалью, новое политическое руководство СССР в 1987-88 гг. взяло курс на укрепление экономической самостоятельности союзных республик. Реформа представительных органов власти привела к их существенному усилению. Трибуны съездов и верховных советов в 1989-90 гг. использовались представителями национально-демократических организаций для борьбы с КПСС и, таким образом, для ослабления всей управленческой вертикали. С момента избрания в мае 1990г. высшим должностным лицом крупнейшей республики Союза ССР политического оппонента М. Горбачева Б. Ельцина и принятия Декларации о государственном суверенитете России начался период стремительной экономической и политической дезинтеграции союзного государства. Пытаясь заручиться поддержкой автономных республик в борьбе против Б. Ельцина, Президент СССР М. Горбачев инициировал принятие в апреле 1990г. Верховным Советом Советского Союза закона, позволяющего автономным республикам считаться субъектами Союза ССР. Данный закон носил двойственный характер, так как эти республики продолжали оставаться в составе союзных, но отношения между ними должны были строиться на основе договоров. Б. Ельцин и российские власти также шли на уступки автономиям, входившим в состав России, что поощряло центробежные тенденции внутри российского государства. Начавшаяся «война законов» между Россией и Союзом, рост межнациональных конфликтов и шаткость собственного положения заставила М. Горбачева искать выход из сложившейся кризисной ситуации в подписании нового Союзного договора. Вопреки распространенному мнению подписание данного договора, проект которого был опубликован 23 июля 1991г., не позволил бы сохранить единство страны, так как, во-первых, власти прибалтийских республик, и, вероятно, Азербайджана и Грузии отказались бы подписывать данный документ, а, во-вторых, в результате переговоров в Ново-Огареве между М. Горбачевым, Б. Ельциным и Н. Назарбаевым из договора была выхолощена федеративная суть. Таким образом, к концу переговоров стороны пришли к созданию недееспособной конфедерации, существующей на взносы республик. По мнению бывшего спикера Верховного Совета СССР А. Лукьянова, такой проект не получил бы поддержки депутатов. В-третьих, договор, учреждающий новую федерацию (Союз Суверенных Государств) стремились подписать большинство автономий, входящих в состав Российской Федерации. Это поставило бы под угрозу территориальную целостность России. Представители этих автономных республик готовы были также подписать Федеративный договор, учреждающий «новую Россию» с Президентом Б. Ельциным. В-четвертых, учитывая стремительное развитие договорного процесса, изменение территориального устройства союзных республик, работа по внесению изменений и дополнений в Конституции СССР и РСФСР нуждалась в кропотливой работе по согласованию позиций различных политических сил. Учитывая непримиримость двух центров власти – союзного и российского – данная работа была бы вряд ли осуществима.Согласно мировой практике, конфедерации, договорные союзы и иные нефедеративные образования эволюционируют либо в сторону конституционных федераций, либо распадаются. Таким образом, среди основных причин распада Советского Союза можно выделить следующие: 1) ослабление влияния властной вертикали КПСС; 2) суверенитет республик, их конституционное право на выход из состава СССР; 3) экономический и политический сепаратизм крупнейшей союзной республики – РСФСР; 4) стремление элит союзных и ряда автономных республик контролировать ресурсы своих территорий без участия союзных органов власти; 5) потребность восстановить утраченную национальную государственность, освободиться от «имперского прошлого»; 6) ориентация на вхождение в состав соседних государств; 7) кризис официальной идеологии и провал проекта по созданию гражданской общности - советский народ. Беловежские соглашения и их оценка.8 декабря 1991г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии (а когда-то - Никиты Хрущева)...
Другие файлы:

Противоборство двух мировых систем. Распад СССР
Подъем Антироссийского национализма в годы первых российских революций. Поддержка сепаратизма коммунистами. Холодная война и давление Запада. Распад С...

Распад СССР
Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Ра...

Распад СССР
Демократизация общества, обострение национального вопроса и межнациональные конфликты. Выборы 1990 г. в союзных республиках. Разработка Союзного догов...

Ностальгия по СССР

Кризис государственного управления и распад Советского Союза
Государственное устройство по Конституции 1977 г. Нарастание кризиса государственного управления СССР на рубеже 90-х годов. Попытки реанимирования сов...