Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Методология Й. Хейзинги

Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать
Купить
СодержаниеВведение ………………………………………………………. 3Глава 1. Формирование взглядов и оформление основ методологии Й. Хейзинги ………………………………………………. 5Глава 2. Изучение исторической ментальности как основа методологии Й. Хейзинги ……………………………………………... 10Глава 3. Homo Ludens в игровой теории культуры ……….. 18Заключение ………………………………………………….. 28Список источников и литературы …………………………. 31ВведениеХейзинга Йохан (1827 – 1945) – нидерландский историк, философ, теоретик культуры, автор игровой концепции культуры. Й. Хейзинга и его гуманистические идеи были близки творчеству известных философов, культурологов, писателей, таких как Герман Гессе, Хосе Ортега-и-Гассет, Томас Манн, работавших в "черные годы Европы", в годы наступления фашистских режимов. Труды Й. Хейзинги пришли в Россию с большим опозданием, но сразу получили признание среди специалистов разных отраслей знания. В 1988 г. было издано в русском переводе фундаментальное исследование "Осень Средневековья", а в 1992 г. Homo Ludens ("Человек Играющий") и "В тени завтрашнего дня". Это только часть теоретического наследия, опубликованного в Европе в 9 томах. Но уже в 60-е и последующие годы к анализу его творчества обратились отечественные исследователи С. С. Аверинцев, Т. А. Кривко-Апинян, Л. С. Боткин, А В. Михайлов, Н. А Колодки, И. И. Розовская, Г. М. Тавризян. В их статьях и книгах очень бережно и доброжелательно представлена оригинальная концепция истории мировой культуры Й. Хейзинги.Но первоначально академические историки относились к философу с подозрением. «Роскошная вещь, - сказал об «Осени Средневековья» один из них, - только не думайте, что это похоже на историю». Другой отмечал, что Хейзинге «всегда не хватало солидной методологической базы». Так была ли у Хейзинги четкая методология? На этот вопрос мы попытаемся ответить в рамках данной работы, цель которой заключается в изучении методологических основ научного наследия Й. Хейзинги.Задачи таковы:1) проанализировать Формирование взглядов и оформление основ методологии Й. Хейзинги;2) исследовать понятие исторической ментальности как одну основ методологии ученого;3) рассмотреть игру как функцию формирования культуры в контексте опыта определения игрового элемента культуры.Работа состоит из трех глав, структурно соответствуя поставленным задачам.В данной работе мы опирались прежде всего на работы Йохана Хейзинги «Осень Средневековья» и «Homo ludens (Человек играющий. Первая работа посвящена анализу последнего этапа существования средневековой культуры, который изучен ученым с точки зрения ментальности эпохи. Второй труд, «Homo ludens», посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Эти труды отмечены высокой научной ценностью, ясностью и убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала, широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.Глава 1. Формирование взглядов и оформление основ методологии Й. ХейзингиЖизненный путь и судьба теоретического наследия Й. Хейзинги были полны драматическими событиями. С юности за Хейзингой закрепилась слава человека, который рано встает и все успевает. Хотя его любимым занятием были просто одинокие прогулки, во время которых так хорошо думается. Он ценил свои мысли и старался просто понять то, что парит в воздухе. Нидерланды конца ХХ века были относительно бедной страной. Остаток заокеанских колоний не приносил доходов развалившейся империи. Земля была худородной, а быт тех лет это быт, запечатленный в «Едоках картофеля» Ван-Гога. У семьи Хейзинги не хватило денег, чтобы послать сына в Лейденский университет, где он смог бы продолжить изучение семитских языков. Пришлось ограничиться университетом в Гронингене, где была специальность «Голландская филология». Почему-то в эту филологию было включено изучение санскрита. Юный Хейзинга был подчеркнуто аполитичен. Даже не читал никаких газет. Настоящая жизнь, полагал он, пребывает в душе человека. Искусство Хейзинга почитал выше жизни, точнее ее высшей ступенью. После Гронингена он продолжил обучение в Лейпциге, где изучал славянские языки, а также литовский и древнеирландский. Опять-таки, с точки зрения обывателя, занятия пустые. Его диссертация называлась: «О видушаке в индийской драме» (видушака шут), для чего ему понадобилось прочитать на санскрите большинство древнеиндийских пьес. В работе Хейзинга показал глубокое отличие восточного понимания смешного от европейского. После защиты диссертации он не нашел работы по специальности, и ему пришлось пойти обычным гимназическим учителем истории в Харлеме. Он по-настоящему занялся историей, лишь начав ее рассказывать. «О критическом фундаменте я не беспокоился. Более всего мне хотелось дать живой рассказ», - вспоминал он. Эту живость он перенес и в свои работы. Живость, а не беллетризованность. Не случайно академические историки всегда относились к нему с подозрением. Но после того как мир ознакомился с трудами Хейзинги, история как анализ ментальности сама стала методологией. Когда освободилось место на кафедре истории в Гронингене, он подал документы и был, вопреки сопротивлению университетской общ...
Другие файлы:

Методология и методика социологического исследования
Описание: В учебнике даны терминология и характеристики основ научного познания, теории социологической науки, ее статистические основы, методология и...

Культурология как наука
Основные категории культурологи. Понятие материальной и духовной культуры. Миф и религия как формы культуры. Официальная культура, контркультура, субк...

Изображение эпохи Средневековья в монографии И. Хейзинги Осень Средневековья
Эпоха Средневековья неоднозначна: с одной стороны – судебные процессы, преступления, преследования, бедствия дурного правления, алчность великих мира...

Методология. Основные методологические принципы
Сущность понятия "методология", его исследование учеными в области педагогики. Применение принципов методологии в теории и практической деятельности п...

Педагогическая методология
Методология педагогической науки и деятельности. Методы и особенности организации педагогического исследования. Главные особенности эмпирических и тео...