Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Крестьянское право в дореволюционной России

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
СодержаниеСодержание1Введение21. «Русская правда»31.1. Источники древнерусского права31.2. Правовой статус населения52. Псковская судная грамота82.1. Возникновение Псковской Судной Грамоты.82.2. Сущность Судной грамоты Пскова.82.3. Правовой статус населения.93. Соборное уложение 1649 года.153.1. Исторические и экономические предпосылки создания Соборного Уложения 1649 года.153.2. Источники и основные положения Соборного Уложения 1649 года.163.3. Система преступлений183.4. Система наказаний19Заключение21Список литературы23ВведениеРусское крестьянское обычное право сделалось предметом внимательного изучения русских этнологов и юристов со времени освобождения крестьян от крепостной зависимости. Этнологи нашли в нем новый драгоценный материал для изучения древнейших ступеней общественного развития. Примешивая этнографическую сторону дела к юридической, исследователи часто под обычным правом понимают черты нравов и быта, которые носят название обычаев, но не составляют обычного права. К этим обычаям присоединяют иногда представления о крестьянских идеалах правового строя, образовавшихся у отдельных групп или личностей; наконец, не различают санкции норм обычного права в глазах крестьян от действительных причин их образования. Недостаточно изучена связь современного обычного права с историческим складом правоотношений, хотя отдельные сопоставления и указали на близкое сходство некоторых норм с древнейшими правилами русской жизни времен Русской Правды, Грамот, Судебников. С более широкой точки зрения исследованы семейные отношения, особенно брачное право. Содержание обычно-правовых норм крестьян в области гражданского права определяется совокупностью многих внешних и внутренних факторов, которые не могут быть сведены к одному неопределенному понятию "народной правды". Среди них главную роль играют влияния, под которыми складывается строй крестьянского землевладения. Право владения, основанное на труде ("трудовое начало"), является формой, приложимой лишь к такому общественному состоянию, при котором нет столкновений претендентов на обработку земли по причине ее обилия. Целью данной работы является изучение крестьянского права дореволюционной России. Подробно будут рассмотрено положение крестьянства при создании «Русской Правды», первого памятника русского права, Соборному Уложению 1649 года – единого свода всех существующих правовых норм, а также подробно рассмотреть сущность, предпосылки создания и функции Судной грамоты города Пскова, которая, как и Новгородская грамота, была создана вследствие кодификации судебных и прочих дел. Задача – наиболее подробно раскрыть смысл введения каждого из этих трех сводов правовых норм для дореволюционного общества России.Актуальность выражается в том, что понимание современной правовой системы неизбежно требует знания истории отечественного права, влияния рассматриваемых правовых сводов на развитие новой российской системы в целом. 1. «Русская правда»1.1. Источники древнерусского праваДревнейшим источником любого права, в том числе и русского, является обычай, то есть такое правило, которое исполнялось в силу многократного применения и вошло в привычку людей. Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы, и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права. В IX – X веках на Руси действовала как раз система норм устного, обычного права. В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают ее не официальным документом, а приватным юридическим сборником. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченной переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды. Одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Закон Русский был необходим для поведения княжеской политики, в присоединенных славянских и неславянских землях. Он представлял собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Известно, что он также частично отражен в договорах Руси с греками.Договоры с греками – ярчайший показатель высокого международного положения Древнерусского государства, они являются первыми документами истории Руси средних веков. Само их появление говорит о серьезности отношений между двумя государствами, о классовом обществе. Они были нужны не крестьянским массам, а князьям, боярам и купцам. В нашем распоряжении их четыре: 907, 911, 944, 972 годов. В них много внимания уделено регулированию торговых отношений, определению прав, которыми пользовались русские купцы в Византии, а так же норм уголовного права. Из договоров с греками, мы имеем частное имущество, которым его собственник вправе распоряжаться и между прочим передавать его по завещанию.Но особое влияние на развитие права древней Руси оказало принятие Русью христианства. В 988 году, во время княжения в Киеве князя Владимира, происходит так называемое "Крещение Руси". Процесс перехода Руси в новую веру протекает постепенно, сталкиваясь с определёнными трудностями, связанными с переломом старого, устоявшегося мировоззрения и нежеланием части населения переходить в новую веру.В конце X - начале XI века вместе с новой религией на языческую Русь приходят новые законодательные акты, преимущественно византийские и южнославянские, содержащие в себе фундаментальные основы церковного византийского права. В процессе укрепления позиций христианства и его распространения на территории Киевской Руси особое значение принимает ряд византийских юридических документов - номоканонов, т.е. объединений канонических сборников церковных правил христианской церкви и постановлений римских и византийских императоров о церкви. Со временем эти церковно-юридические документы, называвшиеся на Руси Кормчими Книгами, принимают силу полноправных законодательных актов, а вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, существующих наряду с княжескими.Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Во-первых, она судила всех христиан, как духовных лиц, так и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера. Второй...
Другие файлы:

Крестьянское самоуправление в России по реформе 1861 г.
Дискуссия о крестьянской общине в предреформенные годы. Крестьянское самоуправление по реформе 1861 года. Изменение правового статуса крестьян. Устрой...

Залоговое право дореволюционной России

Акционерное право дореволюционной России

Местное самоуправление в дореволюционной России
Земская и городская реформы Александра II. Децентрализация управления. Организация местного самоуправления по "Положению о земских учреждениях" 1864 г...

Социальная мысль в дореволюционной России
Своеобразие публицистичности русской социологической литературы. Основные концепции первых русских социологических теорий. Хронологические этапы стано...