Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

История средних веков

Тип: сочинение
Категория: История
Скачать
Купить
1. Развитие естествознанияВ конце XV — первой трети XVI в. гуманизм приобрел характер широкого общественного движения, охватившего большую часть Западной и Центральной Европы. Вслед за Италией его успехи четко проявились в Нидерландах, Германии, Венгрии, во Франции, его идеи проникли в ученые круги Англии, Испании и Португалии, постепенно утверждались в Польше, отчасти затронули Скандинавские страны. В гуманизме всегда присутствовали натурфи ло-софские тенденции. Человек и природа — предметы постоянного осмысления в эпоху Возрождения. Но наивысший расцвет ренессансной натурфилософии пришелся на вторую половину XVI — начало.XVII в. Главное внимание натурфилософов привлекал вопрос о соотношении природы и бога. понимали мир как единство материи и духа, наделяли материю способностью воспроизводить самое себя, а вместе с тем одушевляли ее, создав учение о «живом космосе». Уже в пер. пол. XVI натур.ф. получила достаточно большое распространение. Особенностью фил. Мысли того времени было отсутствие еще не вполне сложившихся теорет. сис-тем. понимали мир как единство материи и духа, наделяли материю способностью воспроизводить самое себя, а вместе с тем одушевляли ее, создав учение о «живом космосе». асширялись географические представления, происходило изучение климата, ветров, морских течений в разных регионах земного шара. Возникла океанография, совершенствовалась картогра фия. Выдающийся картограф из Фландрии Г. Кремер (1512— 1594), прозванный Меркатором, изобрел технику проектировании географической долготы и широты. Важнейшее значение для возникновения новой картины мироздания имело развитие астрономии. Подлинно революционную роль здесь сыграл великий польский мыслитель Николай Коперник (1473—1543). 40 лет жизни служебным обязанностям каноника и неутомимым наблюдениям небесных светил. Их итоги Коперник" изложил в книге «О вращении небесных сфел», опубликованной лишь в самом конце его жизни. Земля не является центром мира и не стоит на месте (вопреки тому, что сказано в Библии, а также в трудах Аристотеля-Птолемея). Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами — вокруг Солнца, центрального тела планетной системы. Учение Коперника обозначило важную историческую веху — начало новой астрономии и научного 'познания"мира жордано Бруно^ Не будучи математиком, он чисто умозрительно расширил мир (ограниченный у Коперника Солнечной системой), высказав догадку о существовании в бескрайней Вселенной бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Решающую роль в обосновании гелиоцентризма сыграли труды Галилео Галилея (1564—1642). Великий ученый, человек широких интересов и многих талантов, Галилей внес бесценный вклад в познание реального мира. С помошью сконструированного им телескопа он наблюдал"небесные тела, .увеличенные в 32 раза. Открывшаяся картина оказалась ошеломляющей: на Солнце обнаружились пятна, можно было заключить, что оно вращается; открылись новые звезды, удаленные от Земли, Млечный путь распался на множество светил; на Луне отчетливо вырисовывались горы, Юпитер имел четыре «луны", Сатурн был окружен кольцами, менялись фазы Венеры. Эти открытия означали подлинный переворот в представлениях о Вселенной. Ученик Галилея Торичелли изучал атмосферное давление и создал ртутный термометр. В конце XVI — первой половине XVII в. были изобретены телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствованы компас, часы. Дальнейшее развитие получила математика, Кардано и его последователи решали алгебраические уравнения третьей и четвертой степеней. По инициативе французского математика" Франсуа Виета в алгебре стали употребляться буквенные обозначения, закладывались основы теории уравнений. Появились новые отрасли математики, были изобретены логарифмы, разрабатывалась тригонометрия, немалый вклад в которую внес Коперник.. Французскими учеными Пьером Ферма и Рене Декартом была основана аналитическая геометрия. Итальянец Бонавентура Кавальери, Ферма, Декарт, Кеплер, а затем Паскаль работали над анализом бесконечно малых величин. Важная заслуга Декарта — введение понятия «переменной величины», благодаря чему в математику «вошли движение и диалектика», подготовившие воз-никновение дифференциального и интегрального вычислений. Происходило накопление знаний в химии, делали успехи биология, зоология, геология и минералогия. В начале XVII в. возникло механистически-математическое направление философии. Видным представителем нового направления стал Рене Декарт (Картезий). Согласно его учению, мир состоит из материальных частиц, находящихся в постоянном движении — перемещении в пространстве - и подчиненных чаконам механики. Их действие он переносил на живые организмы и называл животных машинами. формула Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».2. Анализ возникновения капиталистических отношений.М. Вебер, подобно К. Марксу, считает капитализм уникальным историческим явлением, принципиально новой ступенью развития.В «Протестантской этике» М. Вебер обосновывал противоположность капитализма и всех некапиталистических, или, как он их называл, традиционных обществ и систем ценностных ориентации. Он писал: «Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом».Под традиционализмом немецкий социолог понимает такой строй мышления и образ действия, при котором человек ориентирован на воспроизводство своего устоявшегося образа жизни и не стремится его изменить; работает лишь для того, чтобы удовлетворить свои привычные потребности, и не стремится заработать сверх необходимого для этого. Подобные установки прямо противоположны бесконечному, имеющему цель лишь в себе самом, стремлению к наживе капиталистического предпринимателя. Его стремление к прибыли не ограничено естественными потребностями человека и далеко превосходит пределы не только обычного, но и престижного потребления. Он ориентирован на производство ради прибыли, а не ради удовлетворения потребностей, и эта ориентация и составляет, по Веберу, суть «духа капитализма».В концепции М. Вебера традиционализм является не только ценностным антиподом «духа капитализма», но и одной из основных помех для его развития: «Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось необычайно упорное сопротивление; на это сопротивление капитализм продолжает наталкиваться и по сей день тем сильнее, чем более отсталыми (с капиталистической точки зрения) являются рабочие, с которыми ему приходится иметь дело». Капиталистическое предприятие, в понимании М. Вебера, – это предприятие, основанное на «рациональной организации свободного труда». То есть существуют не внешние по отношению к индивиду, а внутренние - нравственные, духовные - мотивы, побуждающие его к занятиям рациональной хозяйственной деятельностью, ориентированной не на удовлетворение непосредственных потребностей, а на саморазвитие.3. Процесс первоначального накопления.Историческая необходимость первоначального накопления определялась теми чертами, которые отличали капиталистический способ производства от феодального способа.Собственнику земли — феодалу для получения феодальной ренты необходим владеющий собственными орудиями труда и «привязанный» к земле крестьянин. Капиталистический способ производства зиждется на эксплуатации лишенных средств производства и средств существования наемных рабочих — пролетариев — классом капиталистов, сосредоточившим в своих руках денежные богатства и средства производства.. собственник средств производства присваивает без оплаты произведенный ими прибавочный труд. Исторические предпосылки капиталистического способа производства были значительно ускорены в процессе так называемого первоначального накопления, являвшегося не результатом, а "преддверием" капиталистического способа производства. Все элементы, из которых складывалось первоначальное накопление, исторически распределялись более или менее последовательно между различными странами. Основу этого процесса повсеместно составляло обезземеливание крестьянина. В наиболее завершенном виде оно проходило в Англии. Одновременно с этим шла экспроприация мелких городских и сельских ремесленников, которых купцы, скупщики, раздатчики и
Другие файлы:

История средних веков (в двух томах)
История средних веков. Том 1. До XIII столетия. С приложением очерка средневековой историографии. 1888.История средних веков. Том 2. XIII-ое, XIV-ое и...

История древнего мира. История средних веков (Полная версия)
Учебники русских ученых ("История древнего мира" Р.Ю. Виппера и "История средних веков" А.А. Васильева) неоднократно издавалась в России до 1917 года...

История средних веков. 6 класс
Пос обие создано к переработанному изданию учебника В.А. Ведюшкина "История Средних веков. 6 класс", вышедшему в свет в 2006 г. В книгу включены автор...

История Средних веков.
М.: Владос, 1996.– 363 с. История, поданная как роман. Современный учебник для школьников и студентов. Увлекательное чтение для всех любителе...

История государства и права средних веков
К. Е. ЛиванцевИстория государства и права средних вековСерия: Учебное пособие...