Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Византийская цивилизация

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Византийская цивилизацияВведениеТермин «цивилизация» введен сравнительно недавно - около двух столетий назад - французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно различное значение. Так, американский антрополог Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за дикостью и варварством и характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности. О. Шпенглер понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употреблял этот термин в негативном смысле. А. Тойнби писал о локальных цивилизациях, которые выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Наиболее полная каталогизация локальных цивилизаций проведена А. Тойнби в его многотомном труде «A study of history» (1934 - 1961 гг.), основное содержание которого издано на русском языке в . под названием «Постижение истории». Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил пять живых цивилизаций: западное общество, объединяемое западным христианством; православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России; исламское общество - от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены; индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии; дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.Цивилизации постоянно развиваются, имеют свой жизненный, цикл; они представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа. Каждая из них проходит в своем развитии фазы - возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. А. Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, что имеет важное значение для понимания содержания переходного периода. Он отмечает, что «по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад. Нарастают социальные трещины, начинается раскол общества - вертикальный, когда общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной междоусобной войны и горизонтальный, когда общество распадается на группы, в борьбе между этими тремя силами происходит распад цивилизации. Все сферы духовной жизни цивилизации тесно связаны между собой, взаимно переплетены, выражают определенную ступень в поступательном движении общественного сознания. В переходные периоды происходит радикальная «расчистка» духовной сферы: терпят крушение устаревшие научные парадигмы и утверждаются новые, меняются художественные стили, содержание, методы и организационные формы образования, обновляются этические нормы, вытесняются старые и формируются новые идеологические течения, религии и т.п. Хаос на время охватывает духовный мир, возрождаются некогда отброшенные заблуждения и суеверия, вспыхивает яростная борьба за то, чем заполнить внезапно возникший вакуум в общественном сознании. Затем кризис духовной сферы преодолевается; утверждается, распространяется и совершенствуется новое содержание общественного сознания, пока не пробьет его час и оно не окажется под ударами очередного кризиса.В данной работе рассматривается византийская цивилизация, как наиболее яркий пример проявления всех стадий жизненного цикла цивилизации.Византийское тысячелетиеПоявление и распространение христианства (одной из мировых религий наряду с буддизмом и исламом) породили ряд интереснейших цивилизаций. Христианство возникло в начале 1-го в. н.э. в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идеи ряда мессианских сект Восточного Средиземноморья. Первоначально оно отражало протест наиболее угнетенных слоев общества против нарастающей социально-классовой дифференциации, их веру в лучшее будущее. Римские завоевания оказали влияние на судьбу многих народов. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, бесправие привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у широких масс. Не видя возможности получить избавление от гнета на земле, люди вынуждены были мечтать о спасении и избавлении на небе. Появилась новая система духовных ценностей, которая привлекла многие народы, завоеванные Римской империей [7, с. 104-110].По сравнению с уже существовавшими религиями в христианстве центральной стала идея греховности человека и ее другая сторона - идея спасения. Люди грешны перед богом и именно это уравнивает всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных. Первородный грех Адама и Евы тяжким камнем висит на всем человечестве, но люди могут от него очиститься. Это произойдет в том случае, если они осознают, что грешны, и направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, поверят в божественного Спасителя, который был послан на землю Богом и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь - вера в великого и единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царствие небесное после смерти. Возникнув как протест против римского господства, христианство вызвало враждебное отношение со стороны правящих кругов Рима. В IV в. н.э. император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать их в интересах государства. Принято считать, что особый законодательный акт - Миланский эдикт . - положил конец гонениям, и христианство было узаконено как государственная религия. К X в. почти вся Евро
Другие файлы:

Средневековые цивилизации
Термин средние века был впервые введен в научный оборот итальянскими гуманистами в 15 веке, в начале эпохи возрождения. Под термином средние века подр...

Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке
новость восстановлена...

Социология мировых цивилизаций. Серия изданий в 6 книгах
Серия изданий «СОЦИОЛОГИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» впервые в отечественной социологической литературе поднимает актуальнейшую тему современности — изучени...

Византийская цивилизация
Книга Андре Гийу, историка школы "Анналов", всесторонне рассматривает тысячелетнюю историю Византии - теократической империи, которая объединила насле...

Византийская империя. Феодальное государство и право
Высшие органы власти и управления. Местное управление. Судебная система. Право Византии. Византийская империя была централизованным государством. Во г...