Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Культура древней Руси

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Культура древней РусиВведение.Геополитические условия формирования русского этноса.Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации является сложной и отчасти нерешённой проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако учёные сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет».Геополитическое пространство Древней Руси—Восточно-Европейская равнина —находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса и его самобытной культуры происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов. С одной стороны, мощное влияние оказывала древнегреческая и древнеримская культура, которая распространялась на северном побережье Чёрного моря и в Приазовье благодаря колонизации этих земель и созданию там городов-крепостей. С другой стороны, со стороны Востока, Великой степи на территорию, занятую славянами, переодически накатывались волны кочевников: хазар, скифов, сарматов, половцев, печенегов и.т.д.Прародителями русского этноса являются восточные славяне анты (поляне). Исторические источники говорят о том, что уже в XV в.н.э. восточные славяне имели заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия.Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они были «изначала»: Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских странах IX в. Древняя Русь называлась страной городов— «Гардарикой».Образованию государств у восточных славян способствовали следующие предпосылки: во-первых, разложение первобытнообщинного строя вело к дальнейшему росту частной собственности и имущественному неравенству; во-вторых, формирование публичной власти (князь, дружина) и отстранения большинства населения от управления общественными делами; в-третьих, становление территориального единства в результате объединения славянских племён; в-четвёртых, необходимость совместными усилиями племён защитить славян от внешней опасности со стороны враждебной Степи. Эти факторы и подготовили создание государства. Восточнославянское общество VIII-IX вв.н.э. вплотную подошло к образованию государства.1В начале IX века идёт процесс складывания государства. Историки отмечают существование в 30-е годы IX века двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат руссов, поскольку глава этого государства по аналогии с соседним хазарским носил титул Кагана.Второе государство складывается далеко на Севере—Северное княжество с центром в Ладоге, затем—Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х гг. 9в. известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».Современные историки и лингвисты считают, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское «русь»-- это вооружённые люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов-викингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норманнских племён, представителем которого является Рюрик.Таким образом, в соответствии с «Повестью временных лет» представитель племени руссов с семьёй и дружиной был приглашён для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространён в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трёх хозяйственно-технологических регионов—земледельческого, скотоводческого и промыслового, а, следовательно, и трёх образов жизни—оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси, без сомнения, имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов.2I. Культура языческой Руси.а) Образ жизни и быт восточных славян.На основании византийских и арабских авторов можно судить об образе жизни древних славян. С ранней молодости они учились переносить жару, холод и недостаток пищи, они были нрава доброго и гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай если зайдёт странник. Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием—мечами, дротиками, стрелами, намазанными ядом. Весьма характерно отношение в славянских племенах к женщине. Женщина, как и у многих древних народов, почиталась, как хранительница очага. Именно женщина занималась обустройством жилища и приготовлением пищи. И в то же время, как отмечает Н.М.Карамзин, женщину считали безответной рабыней. В случае смерти мужа женщина должна была следовать за ним и служить ему на том свете. У славян существовал обычай, по которому невесту похищали и потом платили за неё «вено» (плата родным невесты). Существовал также обычай многожёнства, по этому обычаю славянин мог держать по две, по три жены и больше. Но за каждую жену приходилось платить «вено», поэтому больше одной жены держали только люди богатые. Надо заметить, что с принятием христианства этот обычай был утрачен.Основой питания у древних славян был хлеб. Это подтверждают и археологические находки—дома с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерки. Хлебом называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зёрен, либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу.Раскопки позволяют представить облик древнего славянского жилища. Славяне жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами, крыша была обмазана глиной, её скаты почти касались земли. Внутри—глинобитная или каменная печь, которая топилась по-чёрному, т.е. без дымохода. Площадь жилья составляла от 10 до 20м2.Славянам не было чуждо чувство прекрасного: они украшали резьбой и яркими красками свои жилища. Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных изделий. Подвески, серьги, фибулы, височные кольца были в виде спиралей, перстней и.т.д. Именно навыки славянских художников-ювелиров этого периода были восприняты в первую очередь ювелирами Киевского государства, прославившимися на весь мир своим высоким мастерством.Широко и ярко было развито у славян устное народное творчество. В нём можно выделить два жанра: предания и легенды. В древнерусском фольклоре были наиболее распространены исторические предания. Так, именно по устным преданиям мы знаем о ранней истории Руси—вплоть до первой половины правления Владимира Святого. Большинство преданий исторического характера сохранилось до наших дней благодаря летописным источникам «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве». Легенда—созданный устно рассказ, воспринимающийся как достоверный. В отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное.Нужно заметить, что наряду с устным народным творчеством у древнеславянских народов существовали зачатки письменности, сохранились упоминания о «Чертах и резах» до сих пор непонятной и даже не идентифицируемой точно системе записи. Существует упоминание иностранцев о «русских письменах». Как правило, эти письмена делались на языческих идолах и надгробиях и носили...
Другие файлы:

Культура Древней Руси IX-XI веков
Cтановление государства у древних восточных славян и зарождения русской культуры. Образ жизни народов Древней Руси, фольклор, литература и письменност...

Смеховая культура Древней Руси
Характеристика и функции смеха в Древней Руси. Смех как зрелище: святочный и масленичный смех, юродство. Средневековые праздники дураков. Происхождени...

Культура Киевской и Новгородской Руси
Материальная культура славян. Гончарное дело. Создание русскими мастерами кольчуги из переплетенных железных колец. Орудия для производства нити. Икон...

Культура Киевской Руси
Происхождение и нравы варягов. Первые русские князья: Вещий Олег, Князь Игорь, Ярослав Мудрый, Князь Владимир, особенности правления. Культура и быт д...

Города Древней Руси
История появление городов в Древней Руси, их внутреннее устройство, управление, а также влияния местоположения городов на род занятий населения. Роль...