Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Таганрог - первый российский военный порт

Тип: статья
Категория: История
Скачать
Купить
Таганрог - первый российский военный портКандидат технических наук И. Павленко (г. Таганрог). Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие. А. С. Пушкин Таганрог расположен на мысу теплого и рыбного Азовского моря. Здесь с незапамятных времен были условия для жизни человека и главное из них - источники пресной воды, протекала небольшая речка. Недаром еще до Рождества Христова на северном берегу мыса обосновались практичные греки. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки у подножия Каменной лестницы - историки связывают их с легендарным городом Кремны, относящимся к I тысячелетию до н. э. К России мыс отошел в 1696 году, когда Петр I взял Азов. Для царя-реформатора Азовское море стало долгожданным выходом на широкие водные просторы, а мыс Таганий Рог - наилучшим местом для первой российской военно-морской базы, призванной этот выход беречь и охранять. Именно здесь Петр решил строить гавань, а для ее защиты с берега - крепость, названную Троицкой. По решению Боярской думы планировали приступить к строительству весной 1697 года, а закончить в апреле 1698-го. Однако с работами вышла задержка, и они начались лишь в 1698 году. Османская империя, владевшая Азовом сотни лет, конечно же не хотела мириться с потерей северного Приазовья, и потому в прочность мирного договора с Турцией не слишком верили. Особо опасались ее вассала, крымского хана (земли за Миусским лиманом в документах того времени именуются Крымской стороной). С 1701 года на строительстве укреплений и портовых сооружений постоянно трудилось несколько тысяч человек: мобилизованные крестьяне, заключенные, пленные шведы, солдаты гарнизона. Чтобы обезопасить гавань, кроме Троицкой крепости создавался мощный укрепленный район: весь Миусский полуостров отделили от материка непрерывным валом высотой в три метра и длиной около восьми километров. На концах этой линии возвели небольшие крепости - Павловскую у реки Миус (ее валы хорошо сохранились на окраине села Гаевка) и Черепахинскую на берегу моря (низовье балки Большая Черепаха, район современного Металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семеновскую крепость. В крепостях и укреплениях линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана, между Павловской и Семеновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Все новые крепости были земляными. Такими их строили не только из-за спешности дела и отсутствия на месте прочного камня. Земляные укрепления хорошо выдерживали артиллерийский огонь: их нельзя разбить, а повреждения гарнизон мог быстро исправить. По гребню валов проходила невысокая, сложенная из камня "стена загрудного боя" - защитники стреляли из-за нее, прикрытые по грудь. Однако главной огромной работой стало строительство гавани и охранявшего ее с моря форта "Черепашка". Петр писал: "Гавань это начало и конец флота, без ней, есть ли флот или нет его, - все равно". Конструкция молов и фундамента форта, устроенного на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой современной. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 кубометров камня. Материалы подвозили на телегах и лодках, а все строительные и земляные работы выполняли вручную. Труд был в полном смысле слова каторжным. Ежегодно объемы только земляных работ составляли сотни тысяч кубометров грунта. Люди болели и умирали, их заменяли новыми - дело двигалось, и это оправдывало все! Один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, Матвей Симонт сообщал в Москву: "Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена". Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих записках о России писал: "... Он (Петр. - И.П.) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы". Болевший за свое детище Петр I предостерегает губернатора И. А. Толстого: "Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог". Зимой и весной 1709 года царь находился на юге, в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где назревала решающая битва со шведами, Петр писал А. Д. Меншикову: "Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть". В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: "Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой - гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана". Построив Таганрог, Россия получила легкую водную дорогу на кубанский берег Азовского моря, крепкую опору в борьбе с Крымским ханством, много веков тревожившим Россию с юга, и перспективу в черноморской и средиземноморской торговле. На таганрогской верфи строились корабли. Помимо того воронежские, хоперские и донские верфи поставляли в Таганрог корпуса, которые здесь достраивались, оснащались и вооружались. Затем корабли, укомплектованные командами, несли боевую службу. В разные периоды создания Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов,Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф. Ф. Ушаков, тысячи офицеров и матросов. Победа под Полтавой показала, что стараниями царя и его народа Россия вышла в ряд самых могучих стран Европы. Однако Северная война (война со Швецией) на этом не закончилась. Вскоре оправдались тревоги и по поводу южного соседа. Подстрекаемая Англией, Францией и бежавшим в Стамбул шведским королем Карлом XII Турция 20 ноября 1710 года объявила России войну. Ситуация для нашей страны сложилась тяжелая, предстояла борьба на два фронта с великими державами. Троицкая крепость была полностью готова к встрече с врагом, на ее валах и бастионах стояли 238 пушек, да еще более 100 пушек - на молах гавани и в форте "Черепашка". В Таганрогской гавани базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный "Спящий лев", 60-пушечные "Гото-Предестинация" и "Шпага", 50-пушечные "Геркулес", "Скорпион", "Ласка" и "Уния", 30-40-пушечные "Вилькельчаг", "Дельфин", "Еж", "Меркурий" и "Соединение". В 1711 году турки направили в Азовское море флот, но все их морские и десантные операции оказались неудачными: русские превосходили противника силой и умением. К несчастью, решающие события этой войны произошли не здесь, а на берегах Дуная и Прута, куда двинулись две русские группировки под командованием самого царя и фельдмаршала Б. П. Шереметева. Валашский господарь переметнулся к туркам. Молдавский князь Кантемир не выполнил договоренности о подготовке запасов продовольствия и фуража (главным образом из-за нашествия саранчи, опустошившей край), и русские попали в отчаянное положение. Были допущены и военные просчеты. В конце концов армия оказалась прижатой к реке Прут превосходящими силами врага. Как пишет историк С. М. Соловьев, против 38 246 русских стояли 119 665 турок и 70 000 крымцев. Тем не менее русские отбили штурм благодаря отличной стрельбе своих артиллеристов. И янычары, понеся большие потери, отказались продолжать атаки. Мужество россиян и неуверенность турок сделали свое дело: предложение русских о переговорах противник принял. В ход пошла дипломатия, и вместо безоговорочной капитуляции, которую вначале потребовал великий визирь, был подписан так называемый Прутский договор, по которому турки снабжали русских провизией и фуражом и те уходили. Однако плата за такой исход оказалась чрезвычайно высокой. Пришлось отдать Азов, уничтожить флот, срыть все укрепления на берегах Азовского моря и плат...
Другие файлы:

Навигационный проект перехода судна типа "Сормовский" по маршруту порт Анапа – порт Порт-Саид
Этапы и правила проектирования проекта перехода судна по маршруту порт Анапа – порт Порт-Саид. Предварительная подготовка: подбор и хранение карт, опи...

Навигационный проект перехода судна типа Сормовский по маршруту порт Анапа порт Порт-Саид

Значение Порт-Артура в русско-японской войне
Основная база российского флота на Тихом океане. Порт-Артур накануне войны. Нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре. Начало военных...

Правда о Порт-Артуре (Часть 1-2)
45 Мб Автор книги - бывший военный корреспондент на театре военных действий квантунского укрепленного района и крепости "Порт-Артур", переживший нар...

Навигационный проект перехода судна типа "Буг" по маршруту порт Южный – порт Лимасол
Описание гидрометеорологических условий, навигационно-гидрографические условия. Сведения о портах, обоснование выбора пути на морских участках. Подгот...