Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Между аллилуйей и анафемой. Политическое сознание советского общества в годы хрущевской десталинизации

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Между аллилуйей и анафемой. Политическое сознание советского общества в годы хрущевской десталинизации.С. А. Гвоздев Чем дальше от нас бурная хрущевская оттепель, тем яснее, что ее главным содержанием стали не подковерные схватки за власть в Кремле и не суматошные перестройки и начинания эксцентричного реформатора, а перемены в образе жизни и инициированная разоблачениями Сталина "революция в умах. Вышедшие в 90-х годах книги и статьи очертили первые контуры грандиозной идейной смуты, вызванной свержением кумира.1 Извлекаемые ныне из многолетней паутины секретности документы бывших партийных архивов позволяют более полно и достоверно судить о драматических трансформациях массовых представлений о политике и власти в условиях кризиса тоталитарного сознания.Унаследованная из сталинской эпохи модель политической культуры в качестве одной из главных составляющих включала в себя культ вождя как феномен массового сознания. Об этом, в числе прочего, свидетельствуют многочисленные надписи на бюллетенях для голосования и записки, опущенные в избирательные урны в ходе выборов в Верховные Советы СССР и РСФСР и местные Советы в 1950-1953 годах. Выражения верноподданнической любви искренни, неподдельны, разнообразны, идут "от всей души", нередко облечены в стихотворную форму. В массовом сознании образ Сталина - это образ отца, строгого, порой сурового, но справедливого и заботливого, которому люди и обязаны всем - от очередного снижения цен до обещанного в недалеком будущем коммунистического рая. Восторг доходит до крайних пределов, когда вождь, например, "дает согласие" баллотироваться в депутаты Ярославского городского Совета в 1950 и 1953 годах. Нехитрым пропагандистским приемом достигается поразительный эффект:- Голосую за того, кто дал нам нашу счастливую жизнь - за товарища Сталина;- Я никогда еще не переживала такого счастья, как в настоящий момент, когда голосую за товарища Сталина;- За тебя, дорогого отца, отдадим мы свои сердца.2 Вера в вождя, доходившая до культового поклонения, вовсе не исключала критического отношения к власти и проводимой политике. Кризисное состояние общества к началу 50-х годов давало много оснований для массового недовольства. Наибольший протест вызывал низкий уровень жизни, высокие налоги, жестокое уголовное законодательство, колхозная система, недемократичность советских выборов и отсутствие реальных свобод. С учетом гораздо реже встречающихся выражений любви к власти ("Я не партийный, но у меня есть любимая мать - ВКП/б/"), равно как и брани и проклятий в ее адрес ("Долой кровопийц и бахвалов, не надо нам молочных рек с кисельными берегами и железного кулака"; "Дайте жизни, проклятые душегубы"), перед читателем предстает весь спектр высказываний о политике и власти, характерный для массового сознания позднего сталинизма.3 Поражает высокий протестный потенциал электората, готового выразить истинное отношение к власти даже в условиях тотального политического сыска. В то же время видно, что недовольство уживалось с завышенными ожиданиями от государства. Критике подлежала не сама система, а ее конкретные действия, отдельные ее стороны, привилегии начальства. Тогдашнее восприятие власти своим поколением удачно выразил писатель В. Кондратьев, вспоминавший: "Мы многого не принимали в системе, но не могли даже представить какой-либо другой" .4 В политической культуре преобладали эмоциональные ориентации, агрессивная склонность к поиску конкретного виновника всех зол. Последняя крупномасштабная сталинская провокация - "дело врачей" - наглядно показала, как легко массовое сознание усвоило сформированный пропагандой новый "образ врага". Всплеск антисемитской истерии в начале 1953 года превзошел все ожидания. Страдающее от жестокостей режима общество само готово было проявить неслыханную жестокость к "убийцам в белых халатах". "Расстрелять как врагов человечества"; "Сначала потерзать, посадить на кол и постепенно умерщвлять"; "Отрубить руки и ноги, по частям разрубить, чтобы знали, как народ оценивает их деятельность", - вот лишь отдельные из многочисленных "откликов трудящихся" на сообщение о "деле врачей", вызвавших растерянность даже партийных инстанций 5.Первые послесталинские годы не принесли значимых изменений в политическом сознании. Набор требований к власти, жалоб и проклятий на выборах 1954 и 1955 годах оставался примерно тем же, общество охотно включилось в "новую "охоту на ведьм"" в связи с "делом Берия". Существенный сдвиг обозначился после антисталинского доклада Хрущева XX съезду.В последнее время становится ощутимой тенденция свести XX съезд к заурядному явлению "коммунистической истории" и даже изобразить его роковым для страны событием - окончательным утверждением безраздельного господства партократии со всеми вытекающими последствиями. Критика Сталина преподносится как некая "дымовая завеса", призванная скрыть от общественного внимания поворот во внутренней и внешней политике 6. Появившиеся публикации об общественном резонансе, вызванном докладом Хрущева, основаны на информациях региональных партийных комитетов в ЦК КПСС о послесъездовских пленумах и партийных активах, отражающих растерянность номенклатуры, а не реакцию "широких кругов общества", как полагают авторы 7. Влияние антисталинских разоблачений на массовое сознание можно адекватно представить лишь изучив весь комплекс источников в более широких хронологических рамках, чем весенние месяцы 1956 года. В памяти поколения весна 1956 года навсегда осталась рубежной датой, что само по себе свидетельствует об интенсивности общественной реакции. Нужно представлять всю степень веры в Сталина, чтобы оценить масштабы потрясения, вызванного приведенными в докладе Хрущева фактами. "Ужасный месяц после доклада о культе - голова не вмещала всего", - записывал в дневнике А. Т. Твардовский, и как истинный коммунист, несколькими строчками ниже пытался успокоить сам себя: "Нет, все хорошо, нужно жить и исполнять свои обязанности" 8. Многочисленные вопросы, заданные в ходе ознакомления с текстом "закрытого" доклада, и представлявшие единственную официально допущенную форму выражения мнений коммунистов и беспартийных, позволяют судить о содержании и диапазоне настроений, вызванных критикой "культа". Вопросы, волновавшие партийных функционеров и заданные на разного уровня активах и пленумах партийных комитетов, определялись неясностью ситуации, боязнью не угадать желания начальства, и сводились к одному - что делать, какой набор ритуальных действий предпринять? Как быть с работами Сталина, его статуями, бюстами и портретами, медалями о его изображением, песнями, прославляющими покойного вождя, государственным гимном с известной строчкой: "Нас вырастил Сталин..."? Что будет со сталинскими премиями? Вынесут ли тело Сталина из Мавзолея? Будут ли переименовывать города, улицы, предприятия и учреждения? К этим вопросам примыкали другие, исходившие от интеллигенции, вовлеченной в образовательный и пропагандистский процесс. Как преподавать историю в школе? Что говорить о Сталине учащимся и студентам? Кем считать теперь Рыкова, Бухарина, Зиновьева и Каменева? Можно ли называть Сталина марксистом?9 Вопросы, заданные на собраниях в первичных партийных организациях, где и знакомили с текстом доклада основную массу коммунистов и беспартийных, отражали желание разобраться в сути происходившего и во многом настораживали вышестоящие партийные инстанции. В них явно просматривалось недовольство тем ореолом тайны, в которую были окутаны разоблачения преступлений и ошибок Сталина. Почему доклад Хрущева не опубликован? Почему он не обсуждался на съезде, а текст его разослан в виде "закрытого письма" ЦК КПСС? Не удовлетворяло и объяснение "культа" только дурными качествами Сталина, явное стремление снять ответственность с его наследников:- Почему руководители партии и государства, являясь делегатами ХVIII и XIX съездов, закрытым голосованием избирали Сталина в ЦК и Политбюро единогласно? Закрытое голосование позволяло если не забаллотировать его, то по крайней мере обить деспотическую спесь... По моему, моральную и историческую ответственность перед партией и народом за все случившееся не могут не нести члены ЦК и другие делегаты, которые чувствовали произвол, однако при тайном голосовании не выражали своего протеста.- Почему Сталину все прощалось, ждали его смерти, разве нельзя было членам ЦК и Политбюро поднять вопрос об отставке Сталина до войны?- Есть ли наша вина в том, что возвеличивали Сталина все и на каждом шагу: письма, доклады и т. п.? 10;Информационные записки партийных комитетов зафиксировали и такие "вопросы", в которых выражалось требование довести критику Сталина до конца: - Когда человек убивает человека - ему выносят смертный приговор. Спрашивается, стоит ли чтить память человека, из-за которого пролиты реки крови невинных людей? Я о Сталине спрашиваю....
Другие файлы:

Политическое сознание. Влияние СМИ на политическое сознание граждан России
СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. Влияние СМИ на политическое сознание: возможности и ограничения. Влияние СМИ...

Политическое сознание молодёжи
Политическое сознание - естественный компонент духовной жизни индивида и общества. Молодёжь как особая социально-демографическая категория, ее психоло...

Политическое сознание
Понятие, структура и формирование политического сознания. Уровни политического сознания. Политическое сознание является естественным компонентом духов...

Право Украины в период десталинизации (1954 - середина 1960-х годов)
Кодификация общесоюзного и республиканского законодательства. Жилищная политика государства, развитие имущественных отношений в годы десталинизации. Д...

Политическое сознание Влияние СМИ на политическое сознание граждан России