Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Изменения в местном управлении в первой половине XIX в.

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Изменения в местном управлении в первой половине XIX в.В.М. Марасанова В 1801 – 1811 гг. Александр I занялся преобразованиями государственного аппарата. Реформы начала XIX в. коснулись, прежде всего, центральных органов управления. Одновременно было необходимо оживить деятельность местной администрации и укрепить ее связи с центром. 1 января 1810 г. был учрежден законосовещательный Государственный Совет [1]. Важное значение имел Комитет Министров – высший административный орган, созданный одновременно с министерствами. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России учреждалось «Министерство, разделенное на восемь отделений: Военное, Морское, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения, Юстиции» [2], а также Государственное казначейство на правах министерства. Во главе каждого отделения был поставлен министр, и сами отделения после их создания стали официально именоваться министерствами. Учреждение министерств сужало компетенцию Сената и уменьшало его значение для губернских учреждений.Проблемами управления по роду своей деятельности занималось МВД.Фактически министерство ведало всем народным хозяйством. Когда в 1819 г. эти вопросы частично были переданы в Министерство финансов, МВД осталось полицейско-хозяйственным органом с весьма разнообразными функциями. В сфере компетенции министерства находились сословные дела, проблемы городского строительства, вопросы медицинской помощи населению, дела иностранных вероисповеданий (с 1832 г.) и статистическая часть (с 1834 г.). Из МВД в качестве самостоятельных ведомств были выделены Министерство полиции (1811 – 1819 гг.) [3] и Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий. МВД передало Министерству государственных имуществ, созданному в 1837 г., дела о попечении над иностранными выходцами, о переселении евреев и ссыльных, дела по поощрению сельского хозяйства и управлению калмыцким народом. Строительная часть перешла в ведение Главного Управления путей сообщения.При Николае I важнейшие вопросы государственного управления сосредоточила Собственная Е. И. В. канцелярия. В связи с созданием в 1826 г. III отделения из компетенции МВД был изъят политический сыск. С середины 1840-х гг. монархия уже не проявляла даже слабых попыток реформаторской деятельности.Многие распорядительные и даже исполнительные функции сосредоточили высшие и центральные учреждения. Количество дел МВД постоянно увеличивалось.В 1803 г. в министерстве рассматривалось 24.921 дело, а в 1827 – 35 тыс. дел, то есть на 10 тыс. больше. Правительство неоднократно принимало меры по сокращению переписки. Если в 1827 г. в МВД рассматривалось 35 тыс. дел, то в 1833 г. – только 17.052, причем это не означало снижения интенсивности работы министерства. В 1834 г. по министерству числилось 19.510 дел [4].Каждое губернское правление регулярно получало многочисленные указы высших и центральных учреждений, а также вело переписку с правительственными учреждениями других губерний [5]. В циркуляре комитета о сокращении переписки от 14 мая 1856 г., присланном в Костромское губернское правление, говорилось: «Умножение переписки не столько принадлежит основаниям нашего делопроизводства или причинам случайным, сколько происходит от ошибочного направления служебных занятий мест и лиц, особенно в низших инстанциях» [6].В 1804 г. ярославский гражданский губернатор М.Н. Голицын получил указ Сената с предписанием не обременять Ярославское губернское правление излишней перепиской. В 1838 г. костромской губернатор Н.И. Жуков издал распоряжение о скорейшем рассмотрении казенных дел в губернии [7]. В результате число дел в губернских учреждениях стало несколько меньше. В 1827 г. по стране в губернских учреждениях числилось 3.162.292 дела, а в 1834 г. – 870.952.Значительный вклад в сокращение переписки внесло создание новых органов периодической печати. С 1830 г. начали выходить «Журнал Министерства внутренних дел» и «Губернские ведомости». «Журнал МВД» публиковал распоряжения министерства, статистические сведения, всеподданейшие отчеты министров, а с 1834 г. выписки из отчетов губернаторов. 10 июня 1856 г. костромскому губернатору А.Ф. Войцеху был направлен циркуляр министра внутренних дел С.С. Ланского, в котором отмечалось, что журнал заменяет сами циркуляры и опубликованные в нем распоряжения также обязательны к исполнению, как и рассылаемые по губерниям [8].Важным событием в деятельности местных учреждений были личные посещения губерний Верхнего Поволжья императорами, представителями царской семьи и высшими государственными чиновниками. Такие посещения зачастую носили характер ревизий и заметно стимулировали деятельность губернских учреждений во всех отношениях. К примеру, на протяжении первой половины XIX в. Кострому пять раз посещали особы царствующего дома [9]. В Ярославской губернии побывали императоры Александр I (август 1823 г.), Николай I (ноябрь 1831, октябрь 1834, май 1848 г.) и другие представители правящей династии. Весной 1837 г. цесаревич Александр со своим наставником поэтом В.А. Жуковским начал большое путешествие по России, маршрут которого прошел по некоторым населенным пунктам Верхневолжья. Через Новгород и Тверь наследник престола проехал в Углич, Рыбинск, Ярославль и Кострому. В Костромской губернии цесаревич посетил также уездные города Макарьев и Нерехту. Далее Александр Николаевич отправился в Вятку, Пермь и Оренбург, посетил горные заводы на Урале и проехал до Тобольска. На обратном пути он посетил другие поволжские города, побывал на азовском и черноморском побережье, а также в Крыму [10].Весьма строго подходили к деятельности местных учреждений при проверках сенаторы и министры. В начале XIX в. проведение сенаторских ревизий основывалось на инструкции от 6 октября 1799 года. Новая инструкция для сенаторов, состоявшая из 29 параграфов, была утверждена 17 марта 1819 года. Сенаторы проверяли канцелярское делопроизводство губернских присутственных мест; осматривали школы, больницы, тюрьмы; принимали жалобы от населения. Обычно при сенаторе местные правительственные учреждения успевали решить в два раза больше дел, чем в обычное время. В 1820 г. к обязанностям ревизующих губернии сенаторов было добавлено также взимание недоимок. В таком виде инструкция осталась неизменной в своде законов 1832 г. и последующих изданий.За период правления Александра I состоялась 52 сенаторских ревизии, в среднем по две в год. В 1810 г. сенатор П.А. Обресков ревизовал Владимирскую, Нижегородскую и Казанскую губернии.После Отечественной войны 1812 г. сенаторские ревизии долгое время не отправлялись в верхневолжские губернии.По просьбе местного дворянства, недовольного злоупотреблениями губернатора Н.Ф. Пасынкова, в 1815 г. ревизия сенатора А.В. Алябьева проверяла Костромскую губернию. В следующем году сенатор Ф.П. Ключарев ревизовал Тверскую губернию, в 1818 г. сенатор Д.Б. Мертваго – Владимирскую. Таким образом, за первую четверть XIX в. в регионе ревизии коснулись трех губерний. Только в Ярославской губернии сенаторские ревизии не проводились на протяжении всего столетия. При Николае I в России состоялось 33 сенаторских ревизии. Из них по верхневолжскому региону прошло две ревизии в Костромской губернии: ревизия сенатора Е.А. Дурасова (1827 г.) и ревизия князя И.А. ЛобановаРостовского (1844 г.). Если при Александре I продолжительность сенаторских ревизий в среднем составляла 2 – 4 месяца, то при Николае I их длительность увеличилась до года [11].Первая половина XIX в. не внесла существенных перемен в административно-территориальное устройство империи.«Учреждение для управления губерний», измененное при Павле I, указом 9 сентября 1801 г. было восстановлено по екатерининскому образцу. В некоторых губерниях перешли от «павловского» к «екатерининскому» разделению на уезды. По докладу Сената 24 мая 1803 г. были восстановлены 3 из 4 упраздненных при Павле I уездов Владимирской губернии – Александровский, Ковровский и Судогодский. Город Киржач остался безуездным в составе Покровского уезда [12]. В Тверской губернии в 1803 г. были восстановлены Весьегонский и Калязинский уезды. В составе Весьегонского уезда находился заштатный город Красный Холм, имевший в екатерининскую эпоху свой уезд. В Костромской губернии в 1802 г. был восстановлен Буйский уезд. Однако города губернии Плес, Лух и Кадый не получили вновь статуса уездных центров [13]. Таким образом, из четырех верхневолжских губерний только Ярославская не изменила в начале XIX столетия своего уездного деления. Количество уездов в верхневолжских губерниях больше не менялось до 1917 года.В начале XIX в. существовало три генерал-губернаторства, включа...
Другие файлы:

Россия в первой половине XIX века
Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. Промышленный переворот в 1830-1840 гг. Внутренняя политика России в первой половине XIX в...

Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века
Общественный строй в первой половине XIX в., предпосылки, условия и проекты развития государственного управления. Изменения в государственном строе Ро...

Административные преобразования России во второй половине XIХ века
Необходимость преобразований в государственном и местном управлении в середине XIX века. Государственное управление второй половины XIX века, "великие...

Органы внутренних дел 1966-1985 гг.
Структурные изменения в центральном аппарате во второй половине 1960-х гг. Профилактика преступлений как основное направление деятельности органов вну...

Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века
Советская образовательная доктрина начального профессионального образования в первой половине ХХ века. Пути развития начального профессионального обра...