Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Научная революция Галилея -первый шаг к современной науке

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РАН НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГАЛИЛЕЯ - ПЕРВЫЙ ШАГ К СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ МОСКВА - 1993 План1. Введение. История развития науки есть история научных революций.2. Категория сходства - основная в средневековом научном познании.3. XVII век - познавать значит различать.4. От физики Аристотеля - через физику импетуса - к физике Галилея.5. Мысленный эксперимент - основной метод Галилея.6. Новое понятие материи. Противоречия Галилея.7. Распад Космоса - смысл галилеевской научной революции.8. П.Фейерабенд: пропагандистские приемы - основа успеха Галилея.9. Научная революция XVII века - первый шаг к современной науке. Плавное течение научной мысли только кажется нам тако-вым. Находясь в самом потоке, постоянно ощущая непрерывностьвремени, мы не замечаем те скачки и повороты, которые совер-шает процесс научного мышления. Только оглядываясь назад,пристально рассматривая последовательность этапов развитиянауки, мы обнаруживаем то, что потом называем революцией,что оказывается определяющим для научного познания на столе-тия вперед. Согласно концепции Томаса Куна, развитие науки проходитряд последовательных состояний. Начальная стадия характери-зуется наличием различных точек зрения, отсутствием фунда-ментальных теорий, общепринятых методов и ценностей. Затемвозникает консенсус членов научного сообщества и создаетсяединая парадигма - система взглядов и установок, ценностей иобразцов деятельности, которые признаются и разделяются все-ми членами данного научного сообщества. На её основе осу-ществляется нормальное развитие науки, накапливаются факты,совершенствуются теории и методы. В процессе такого развитиявозникают аномальные факты, приводящие к кризису, а затем ик научной революции. В результате революции возникает новаяпарадигма и весь процесс повторяется снова. Одной из таких революций является тот поворот в мышле-нии, который произошел в европейской науке в XVII веке. Онпослужил причиной становления так называемой "классическойнауки", то есть тех представлений в математике, физике, аст-рономии, связанных с именами Галилея, Декарта, Ньютона, ко-торые адекватны способу мышления человека, имеющего дело собычными размерностями, скоростями, временем. Понятия клас-сической науки достаточны для повседневной, обыденной жизни.Они легко доступны пониманию и входят в нашу жизнь с раннегошкольного возраста. В отличии от релятивистских построенийЭйнштейна их можно проверить в любой момент. По словамА.Койре "они слишком ясны и просты - так ясны и просты, что,как и все начальные понятия, они трудноуловимы". Именно эта"очевидность", эта невозможность представить, что может бытьиначе, и делает чрезвычайно интересным и важным попыткурассмотреть сам процесс перехода от средневековой науки, ос-нованной на представлениях Аристотеля, к новому научномумышлению. Этот интерес касается как бы трёх аспектов научнойреволюции XVII века. Во-первых, исторический: как и почемуименно в это время, именно в Европе она смогла произойти.Во-вторых, философско-психологический: каковыми были миро-воззрение и личные качества людей, её осуществивших. И,в-третьих, прогностический: что в ситуации и способе мышле-ния того времени можно использовать в качестве указателейдля предсказаний будущих научных революций и открытий. Надо добавить, что история науки XVII века являетсявесьма привлекательным объектом для изучения. С одной сторо-ны это время достаточно удалено от нас, чтобы мы могли бесп-ристрастно и всеобъемлюще оценить происходящее, будучи уве-ренными в достоверности оценок, подтвержденных научной прак-тикой четырёх столетий. С другой - достаточно близко, чтобыоставить множество документов и первоисточников, которыепозволяют исключить возможность нежелательного влияниятрансляторов, как это имеет место, например, с античной нау-кой. * * * Каков же был способ научного мышления накануне научнойреволюции XVII века? Вплоть до конца XVI в. основную роль взнании в рамках западной культуры играла категория сходства.Мир замыкался на себе самом: земля повторяла небо, лица от-ражались в звёздах, живопись копировала пространство. Ипредставления о вещах выступали как повторение - отсюда ме-тафоры "театр жизни", "зеркало мира". Мишель Фуко в книге1966 года "Слова и вещи" выделяет четыре типа категорийсходства в методологии средневекового научного познания. Пригнаность (convenientia). Пригнаными являются такиевещи, которые, соприкасаясь краями, соединяются друг с дру-гом...
Другие файлы:

Значение работ Коперника и Галилея для становления современной науки и естествознания
Наука как способ познания человеком окружающего мира. Отличие науки от искусства и идеологии. Фундаментальные и прикладные науки. Парадигма как метате...

Алгебраические методы в механике Галилея
Представлено алгебраическое построение оснований механики Галилея при условии от полного отказа "дискретности" аналитической механики, присутствия в р...

Жизнь и научная деятельность Андрея Николаевича Колмогорова
Детство и отрочество Андрея Колмогорова - советского математика, одного из основоположников современной теории вероятностей. Студенческие годы А.Н. Ко...

Научная революция XVII века
Общеустановленным считается положение о том, что именно в XVII веке возникла европейская наука (прежде всего это относится к классическому естествозна...

Научная революция 2