Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Западное Дегунино

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
«З А П А Д Н О Е Д Е Г У Н И Н О»(РЕФЕРАТ ПО МОСКВОВЕДЕНИЮ)ученицы 11-ого класса школы №1166 г.Москва. Щербининой Анны Это древнее селение известно по письменным документам с XIV в. В прошлом веке оно числилось расположенным в девяти верстах к северу от Москвы, слева от Большой Дмитровской дороги. В верховьях впадавшего в Лихоборку Спиркова вражка еще в 1700 г. существовал пруд. Очень часто название села хранит историю его возникновения. Первое известное его название "Дегунинское" по форме выглядит как производное от имени владельца. Однако слово "Дегуня" не встречается в словарях ни современных, ни древних личных имен. Маловероятно и происхождение названия села от сочетания двух старинных имен - Дей (мужское, от греческого - божественный) и Гуня (уменьшительное от мужского Георгий, Егор, Сергей и от женского Агриппина). Другую версию высказывают ученые-лингвисты. В языках балтийских народов встречается слово "дегун" в значении "выжженная земля". Возможно, что древние балты, предшественники славян на нашей территории, дали такое название местности, где на сером фоне суглинка сохранялся черный культурный слой – характерный признак долго существовавшего древнего поселения. Ясно, что село возникло задолго до 1336 г., когда оно было вписано московским князем Иваном Калитой в Духовную грамоту как пожалование княгине Ульяне с младшими детьми. В 1353 г. великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 г. Дмитрий Донской отказал его своему сыну, князю Андрею. Но затем сведения о селе надолго исчезают, что косвенно связано с памятью Дмитрия Донского. После смерти Дмитрия Ивановича его вдова княгиня Евдокия в память о муже и о блестящей победе на Куликовом поле в день Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. повелела построить в 1393-1394 гг. в Кремле белокаменный храм. Его так и назвали: Собор Рождества Пречистые Богородицы, "что на Дворце у царицы на Сенех". В первоначальном виде он не сохранился, но его фрагменты до сих пор просматриваются в Теремном Дворце и являются наиболее древними сооружениями Московского Кремля из дошедших до нашего времени. Известно, что образцом для Рождественского храма послужил дворцовый собор Боголюбовского замка на Клязьме. Вполне вероятно, что сама княгиня или ее сын Андрей пожаловали на содержание причта новопостроенного придворного храма в вотчину село Дегунино со всеми угодьями и крестьянами. Село перешло из дворцового ведомства во власть православной церкви и больше ни разу не упоминается в духовных грамотах московских князей. Последующие два века документальных сведений о селе почти не сохранили. Его подробное описание мы встречаем в писцовой книге 1584 г. Здесь впервые говорится, что в селе Дегунине, вотчине церкви Рождества, числятся «… церковь Борис и Глеб, древена, клетцки (прямоугольная, как изба – K.B.), при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею. Пашни, паханные середние земли Протопоповы с братиею 100 четьи (150 десятин – K.B.), a пашут их люди деловые, а крестьянские пашни 150 четьи". Деловыми людьми называли тогда пришлых работников, которые работали за жалование и жили в протопоповом дворе. Кельи предназначались для церковных старцев, ушедших на покой и живших в селе на полном обеспечении. Описание свидетельствует, что еще незадолго перед этим село было центром цветущей вотчины, на территории которой перечисляются 24 "пустоши, что были деревни" и 3 "пустоши, что были селища". При Иване Грозном зверства опричников, опустошительный набег крымского хана Девлет-Гирея и эпидемия чумы привели к запустению тысяч деревень в Подмосковье. Начало XVII в. было не менее трагичным для Руси. В истории оно именуется «Смутным временем», а в народе его называли "литовским разорением". Село было разорено, церковь уничтожена, и Дегунино снова стало деревней. Постепенно селение возрождалось. В 1623-1624 гг. оно описано как "деревня, что было село Дегунино, а в ней был храм во имя Бориса и Глеба". Здесь состоят 14 крестьянских и бобыльских дворов, поделенных между протопопом и тремя попами московского собора. В 1633 г. церковь была восстановлена, на этот раз с приделом святого Евангелиста Иоанна Богослова, но при новом описании говорится, что она "стоит без пения". Дегунино опять возродилось как село, но, видимо, еще оставалось слабым экономически. Это видно из указа 1635 г. патриарха Иоасафа, которым он дани с церкви "имать не велел". В 1646 г. в селе было уже 22 двора и 57 жителей, а в числе их владельцев добавились еще два соборных дьякона. После сорока льготных лет на церковь вновь была наложена дань по прежнему окладу. Но храм, снова вписанный в Приходные книги, стал именоваться на этот раз несколько иначе. "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба". Вот как развивалось село на грани XVII-XVIII вв.: в 1678 г. в селе числилось 17 дворов, а в них 63 жителя, в 1700 г. - 26 крестьянских дворов и 85 душ, в 1704 г -30 дворов и 90 душ. Развитие села было замечено, доходы малочисленной братии Рождественского собора, возможно, были оценены как чрезмерные. В 1700 г. по государеву указу село Дегунино было изъято из вотчины Рождественского собора. Вместо доходов от села причту собора назначили "жалованную хлебную ругу и на сукно деньгами". Тем же указом Дегунино было пожаловано бедному Алексеевскому девичьему монастырю, что в Москве, в Чертолье. Село перешло во владение игуменьи Марфы с сестрами. Алексеевский девичий монастырь основал митрополит Киевский и всея Руси Алексий около 1358 г. в Москве в районе Остоженки. В 1445 г. здание монастыря повредило страшное землетрясение. Затем были татарские нашествия пожары. В 1514 г. архитектор Алевиз Фрязин построил монастырь в камне, но даже камень не вынес «большой московский пожар" 12 июля 1547 г., когда сгорела вся Москва. В том же году повелением царя Ивана Грозного Алексеевский монастырь был перенесен в Белый город, на Чертолье, а в 1837 г., в связи с началом строительства в районе Чертолья храма Христа Спасителя, обитель была переведена на окраину Москвы, в Красное село (теперь ул. Красносельская). Жизнь села под властью Алексеевского девичьего монастыря шла своим порядком, но развитие его замедлилось. Вот что записано в Ландратской книге 1719 г.: в Дегунине 31 крестьянский двор, а в них 86 жителей мужского пола. И еще 279 числятся в бегах братья Степан и Филипп Тимофеевы, Григорий Денисов, братья Панкрат и Алексей Ивановы, а Федор и Иван полугоду выехали с матерью своей. Это реальные имена живших в XVIII в. крестьян, а с ними, конечно, ушли матери, жены, сестры, дочери. Причины бегства нам не известны, известно только - от добра не бегут... Тем не менее, приход собрался с силами, и в 1762 г. в Дегунино, на прежнем церковном месте, была поставлена новая деревянная одно-престольная церковь и снова ее освятили во имя Бориса и Глеба. Старую вынуждены были разобрать, так как она "состояла в крайней ветхости". По указу Екатерины II в 1764 г. была проведена секуляризация монастырских и церковных земель, и село перешло в подчинение Коллегии экономии. Отныне крестьяне стали именоваться экономическими. В начале XIX в. это...
Другие файлы:

Империя Западное Чжоу.

Западное полушарие как сфера гегемонии США

Православие и западное христианство. Первые реформационные движения

История России от смутного времени до царствования Николая II (2-я часть)
Присоединение Украины к Московскому государствуСтенька РазинРазиновщина Западное влияние и расколНачало реакции западному влияниюПоложение церкви...

Экология САО
В 1995 году Московская городская Дума приняла закон "О территориальном делении города Москвы", в соответствии с которым вся территория города делится...