Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »История

Владимир Маномах

Тип: реферат
Категория: История
Скачать
Купить
Содержание
  • Особенности политической жизни Руси X и начала XI вв.
  • Попытки объединения русских земель.
  • Основы законодательства (кратко).
  • Заключение.
  • Князь Владимир Мономах Особенности политической жизни Руси X и начала XI вв.Между древними князьями до татарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века. Этот человек может по справедливости называться представителем своего времени. Славяно-русские народы, с незапамятных времен жившие отдельно, мало-помалу подчинились киевских князей и, таким образом, задачей их совокупной истории стало постепенное и медленное образование государственной цельности. В каких формах и в какой степени могла проявиться эта цельность и достигнуть полного своего осуществления — это зависело уже от последующих условий и обстоятельств. Общественное устройство у этих народов имело общие для всех признаки, что они составляли земли, которые тянулись к городам, пунктам своего средоточия. И в свою очередь дробились на части, хотя сохраняли до известной степени связь, как между частями дробления, так и между более крупными единицами, и отсюда происходило, что города были двух родов: старейшие и меньшие, последние зависли от первых, но с признаками внутренней самобытности. Члены земли собирались в городах совещаться по своим делам, а творить расправу, защищать землю и управлять ей должен был князь. Сперва политическая власть киевских князей выражалась только тем, что они собирали дань с подчиненных, а потом шагом к более прочному единству и связи между землями было размещение сыновей киевского князя в разных землях, а последствием этого разветвление княжеского рода на линии, более или менее соответствовавшей расположению и разветвлению земель.Это размещение княжеских сыновей началось еще в язычестве, но грубые варварские нравы не допускали развиться какому-нибудь новому порядку; сильнейшие братья истребляли слабейших. Так, из сыновей Святослава остался только один Владимир. У Владимира было много сыновей и всех он разместил по землям; но Святополк, по образу языческих предков, начал истреблять братьев, и дело кончилось тем, что, за исключением особо выделенной полоцкой земли, которая досталась старшему сыну Владимира Изяславу, как удел его матери, вся остальная Русь была под властью одного киевского князя Ярослава. Это не было единодержавие в нашем смысле слова и вовсе не вело к прочному сцеплению земель между собою, а напротив, чем более земель могло скопиться под властью единого князя, тем менее было возможности этой единой власти над ними и иметь влияние на течение событий в этих подвластных землях. Напротив когда, после принятия христианства, вместе с одной верой входил в Русь единый письменный язык и одинаковые нравственные, политические и юридические понятия, если в различных землях и пребывали свои князья, то эти князья — происходя из единого княжеского рода, сохраняя более или менее одинаковые понятия, привычки, предания, воззрения, руководимые при этом единою церковью — своим управлением способствовали распространению таких свойств и признаков, которые были одинаковы во всех землях и, следовательно, вели их к единению между собой.После Ярослава начинается уже непрерывно тот период, который обыкновенно называют удельным. Особые князья явились в земле северян или черниговской, в земле смоленских кривичей, в земле волынской, в земле хорватской и галицкой. В земле новгородской сначала соблюдалось как бы правило, что там князем должен быть старший сын киевского князя, но это правило скоро уступило силе народного выбора. Земля полоцкая уже прежде имела особых князей. В земле русской или киевской выделялось княжение переяславское, и к этому княжению по разделу Ярослава присоединена отдельная ростовская область. Собственно не было правил для размещения князей, ни порядка их преемственности, ни даже прав каждого лица из княжеского рода где бы то ни было, а потому естественно должен был возникать ряд недоразумений, которые приводили неизбежно к междоусобиям. Само собой разумеется, что это задерживало ход развития тех начал образованности, которые Русь получила вместе с христианской верою. Но еще более препятствовало этому развитию соседство с кочевыми народами и непрестанные столкновения с ними. Русь как будто приговором судьбы осуждена была видеть у себя приходивших с востока гостей, сменявших друг друга: в X веке и в первой половине XI века она терпела от печенегов, а с половины XI их сменили половцы. При внутренней безладице и княжеских усобицах, Русь никак не могла оградить себя и избавиться от такого соседства, тем более, когда князья сами приглашали иноплеменников в своих междоусобиях друг против друга. При таком положении дел важнейшею задачею тогдашней политической деятельности было, с одной стороны — установление порядка и согласие между князьями, а с другой — дружное обращение всех сил русской земли на свою защиту против половцев. В истории дотатарского периода мы не видим ни одной такой личности, которой бы удалось совершить прочно и плодотворно такой великий подвиг; но из всех князей никто не стремился к этой цели с такой ясностью взгляда и с таким, хотя временным, успехом, как Мономах, и потому имя его долго пользовалось уважением. Кроме того, о его жизни сложилось понятие, как об образцовом князе.Владимир родился в 1053 году, за год до смерти деда своего Ярослава. Он был сын Всеволода, любимейшего из сыновей Ярослава, тогда как прочих сыновей Ярослав разместил по землям, назначив им уделы. Всеволода отец постоянно держал подле себя, хотя дал ему удел близкий от Киева Переяславль и отдаленный Ростов. Старик Ярослав умер на руках у Всеволода. Мать Владимира, последняя супруга Всеволода, была дочь греческого императора Константина Мономаха; Владимир по деду со стороны матери получил имя Мономаха. Таким образом, у него было три имени: одно княжеское — Владимир, другое крестное — Василий, третье дедовское по матери — Мономах.
    Другие файлы:

    Новая магия фэнтези (серия книг- 8 томов)
    1. Олег Бондарев. Мертвый кортеж2. Степан Вартанов. Демоны Алой розы3. Владимир Корн. Небесный странник4. Владимир Корн. Путь на Багряный остров5. Вик...

    Святой Владимир
    Славянское имя Владимир означает «владеющий миром». Это понятие как нельзя лучше характеризует великого князя Владимира – Крестителя Руси. Святой равн...

    Рецензия на фильм Человек-амфибия Режиссеры Владимир Казанский, Владимир Чеботарев

    Владимир Маяковский - Избранные произведения
    В книгу вошли избранные произведения В.В. Маяковского - биографический очерк Льва Кассиля "Владимир Маяковский", стихотворения разных лет ("Левый мар...

    Владимир Святой
    Книга посвящена великому киевскому князю Владимиру Святославичу, Крестителю Руси. В русской истории нет более значимого имени. Владимир Святой, Владим...